Контроль, цензура и иноагенты: обсуждаются поправки в закон «Об образовании»
Об этом сообщает портал «Мел.фм».
Регулирование международного сотрудничества
18 ноября 15 российских сенаторов и депутатов внесли на рассмотрение Госдумы поправки в закон «Об образовании», которые предлагают регулировать международное сотрудничество образовательных организаций, а также всю просветительскую деятельность в России.
Закон будет регулировать взаимодействие образовательных организаций (то есть организаций, имеющих лицензию) с иностранцами. Если его примут, школам и вузам, по сути, запретят все виды международного сотрудничества без одобрения федеральных властей. Под определение «международное сотрудничество» при этом подпадает любое взаимодействие образовательной организации с чем-то или кем-то иностранным.
«Международное сотрудничество — это если российская образовательная организация разрабатывает и реализовывает с кем-то совместные образовательные программы, направляет учеников, студентов и преподавателей за рубеж (и они там получают стипендию), принимает иностранных студентов и преподавателей на учебу и работу в российские организации, проводит совместные научные исследования, организовывает международные конференции и участвует в них — и даже просто обменивается с кем-то учебной или научной литературой. После принятия закона вся эта деятельность, за исключением приема иностранных учеников и студентов, будет возможна только с разрешения Минобрнауки или Минпросвещения», — цитирует издание юриста правозащитного центра «Мемориал» Татьяну Глушкову.
По словам Глушковой, порядок выдачи разрешения будет устанавливаться правительством: «Как это отразится на международном сотрудничестве образовательных организаций? Очевидно, что негативно. Фактически это возвращение к идее, что преподаватели должны получать разрешение на участие в международных конференциях, не говоря уже о каком-то более значимом взаимодействии с зарубежными коллегами. Причем выдавать такое разрешение будет даже не руководство вуза, а министерство».
Международного сотрудничества в вузах и школах в таких условиях станет сильно меньше. Получение любого разрешения — бюрократический процесс, который требует ресурсов. Некоторым организациям станет проще отказаться от международного мероприятия, чем согласовывать его».
По словам Татьяны, каким условиям нужно будет соответствовать, чтобы получить разрешение, на данный момент опять-таки неизвестно. Все это будет устанавливаться новыми подзаконными актами правительства РФ, и пока мы можем только гадать, что в них появится.
Фото: ТАСС |
Контроль всей «просветительской деятельности»
Как пишут авторы законопроекта в пояснительной записке, новый законопроект необходимо принять, так как без него «антироссийские силы» могут практически беспрепятственно проводить среди школьников и студентов «широкий круг пропагандистских мероприятий».
Депутаты и сенаторы уверены, что многие такие мероприятия «направлены на дискредитацию проводимой в России государственной политики», а также на пересмотр отношения к истории и «подрыв конституционного строя».
Поправки затронут и официальные образовательные организации в России (школы, вузы), и тех, кто занимается «просветительской деятельностью» вне их. При этом понятие «просветительская деятельность» в законе определено максимально широко — по сути это все мероприятия, где учат новым навыкам, умениям, знаниям, ценностным установкам или опыту «вне рамок образовательных программ». В эту категорию может попасть кто угодно, от репетиторов до блогеров.
Законопроект наделяет власти правом регулировать всю сферу просветительской деятельности. Каким образом это будет организовано, пока непонятно: подробностей того, что и как будет контролироваться, в законопроекте не прописано.
Директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский уже назвал поправки «в печальном смысле слова революционными», так как они позволяют объявить просветительской деятельностью (и, следовательно, зарегулировать) обмен практически любой информацией — что, по сути, является цензурой.
Татьяна Глушкова о контексте, в котором появился новый законопроект
«Законопроект был внесен в Госдуму одновременно с целым пакетом других инициатив, которые, если выражаться формальным языком, существенно ограничат деятельность разных структур гражданского общества в России. Если выражаться простым языком, они попросту раздавят недобитые остатки этого самого гражданского общества.
Один из этих законопроектов вводит полный контроль за работой НКО, внесенных в реестр иностранных агентов. Он наделяет министерство юстиции правом в любой момент запретить деятельность такой организации (полностью или частично). Второй вводит такое понятие, как «институт незарегистрированных организаций — иностранных агентов», а еще расширяет возможности признания иноагентами физических лиц.
Если незарегистрированную организацию или гражданина внесут в реестр иноагентов, они будут обязаны отчитываться перед минюстом, в том числе о своих расходах. Одновременно все учредители, члены, руководители и сотрудники организаций-иноагентов (как зарегистрированных, так и нет) во время любого публичного высказывания, хоть как-то касающегося государственной власти, будут обязаны заявлять о своем статусе иностранного агента.
Например, если уборщица, которая работает в НКО, захочет написать у себя в соцсети о том, что в ее квартире плохо топят, ей придется указать, что она аффилирована с иностранным агентом. Естественно, за нарушение всех этих норм предусмотрены санкции, и в некоторых случаях — вплоть до уголовной ответственности.
На мой взгляд, эти законопроекты не являются реакцией властей на какие-либо внешне- или внутриполитические события. Это просто очередной виток «закручивания гаек» и наступления на гражданское общество. Конечная цель тут — возможность делать что угодно, с любой степенью произвола, без последствий для себя и даже без критики со стороны общества. Этот процесс идет как минимум с 2012 года.
Чтобы достичь цели, власть стремится, во-первых, объявить подозрительным, неблагонадежным и вредным все, что имеет хоть какую-то связь с заграницей (главным, по ее мнению, источником критики происходящего в нашей стране). Во-вторых, пытается по максимуму взять под контроль всю общественную деятельность, связанную с распространением информации и выражением гражданской позиции.
Поправки в закон «Об образовании» коснутся не только всех просветителей, но и тех, кто просветителями себя, вероятнее всего, никогда не считал. Например, если я публикую в интернете статью «Что делать, если вы купили бракованный товар», я занимаюсь «деятельностью, направленной на распространение знаний». Если я провожу мастер-класс по вышивке, то это «деятельность, направленная на распространение навыков».
Оба занятия подпадают под определение просветительской деятельности. Фактически такой деятельностью можно будет объявить любое распространение информации. Вся просветительская деятельность, согласно законопроекту, должна будет теперь осуществляться на условиях и под контролем правительства РФ.
Какими будут правила, пока неизвестно. Они могут быть очень мягкими, а могут быть жесткими. Не стоит забывать и о том, что мягкий порядок может быть ужесточен в любой момент. Для этого нужно всего лишь принять подзаконный акт — не закон, одобрение которого требует сложной процедуры, а всего лишь постановление правительства».