Протоиерей Максим Козлов: К трехлетию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла (ВИДЕО)
День интронизации Патриарха – праздник абсолютно непонятный для внешнего мира. Более того, зачастую дающий поводы для того, чтобы некоторым образом пошутить над Церковью и церковными людьми: «Поздравляют своего начальника со вступлением в должность! Чем же они тогда отличаются от нас, или от других, имеющих привычку поздравлять своих начальников?». На самом деле, все это не так. Интронизация – это значимое событие в Церкви. Значимое не просто потому, что оно дает повод собраться епископам и священникам вокруг Предстоятеля Церкви на богослужении, но еще и потому, что оно напоминает нам об историческом пути Церкви.
С самого начала, когда первые христианские общины не имели единого административного центра (вообще никакого центра не имели, по сути дела), но были единой веры и были едины у Чаши Тела и Крови Христовых. И потом из этого множества разбросанных по всему тогдашнему греко-римскому миру общин вырастали сначала митрополии, потом пять первых патриархатов – и возник тот великий и славный иконографический образ древней Церкви, который мы называем эпохой Церкви семи Вселенских Соборов. Мы вспомним, как к этим древним патриархатам в свое время стали присоединяться другие. Из них славнейшим и лучшим является на протяжении уже многих веков Патриархат Русской Церкви – с конца XVI столетия. Вспомним предшественников Святейшего Патриарха Кирилла на этой кафедре Московской и всея Руси: и тех, которые стояли во главе Церкви в конце XVI века, в XVII веке – святого Патриарха Иова, святого Патриарха Гермогена, и тех, которые вступили на это служение в тягчайшем XX столетии – святого Патриарха Тихона и его преемников. Ну и наконец, когда перед нашим мысленным взором пройдет вся эта длиннейшая цепь церковной истории, мы не сможем не задуматься и о том, по отношению к ней казалось бы кратчайшем, а для нашей жизни, впрочем, и для бытия Церкви, таком значимом отрезке последнего трехлетия. О том, что уже было сделано Святейшим Патриархом Кириллом, его помощниками и сподвижниками.
Когда Патриарх был в нашем храме на Татьянин день, я спрашивал наших прихожан – студентов, преподавателей Университета, других московских учебных заведений – о том, что им более всего запомнилось за эти три года. И суммируя самые разные ответы, выбирая из них наиболее характерные, сказал Патриарху о том, что самое главное – вечный Евангельский идеал, те нормы, правила, то незыблемое и постоянное в Церкви, что определяет ее тождество себе самой все две тысячи лет ее бытия – в практическом применении к жизни человека стало понятнее и доступнее. «Ножницы» между великим христианским нравственным идеалом и жизнью меня, слабого, немощного, ошибающегося человека в этой жизни, несколько сократились. Церковь сейчас указывает человеку пути: что можно делать со своей жизнью, жизнью близких, как существовать в общественной, культурной, социальной среде, как оставаться христианином в расхристианизированном XXI столетии и как надеяться, что времена могут перемениться, и что для этого делать. И то, что такая надежда и побуждение к этому в сердцах многих и многих людей сейчас живут – уже за это мы должны быть бесконечно благодарны Предстоятелю нашей Церкви.