Церковь онлайн: как православные приходы адаптируются к карантину
Фото: Mosday.ru |
«Трансляции выполняют мощную миссионерскую задачу»
Михаил Ерёмин, редактор сайта домового храма мученицы Татианы при МГУ
— Когда мы только начинали транслировать богослужения, сложности были. Во-первых, мы почти никогда раньше не занимались трансляциями, а во-вторых, были ограничены во времени: раскручивать ютуб-канал храма и осваивать новую технологию пришлось всего за 2-3 дня. Благодаря нашей общине меньше чем за сутки на канал подписалось 1000 человек, а сейчас на нем уже около двух тысяч подписчиков. Среди наших прихожан есть администраторы пабликов с сотнями тысяч подписчиков, которые помогают нам распространять информацию о трансляциях.
Разброс по количеству просмотров колоссальный. Сейчас наибольшее количество просмотров на канале собрала трансляция литургии на Благовещение — 14 с лишним тысяч. Для сравнения, три самых первых трансляции собрали всего по 350-600 просмотров.
Конечно, грустно было видеть пустой храм во время служб Страстной седмицы и Пасхи. Понятно, что никакая трансляция не заменит живого присутствия в храме, но жизнь диктует свои правила. Наверное, сотрудникам храмов в полной мере не понять той скорби, которую испытывают люди, лишенные возможности приходить в церковь. И трансляции — весьма специфическое для них утешение. Всё же мы (сотрудники) имеем возможность не только приезжать в храм, но и приступать к Таинствам.
Но священника можно вызвать на дом. К тому же мы каждый день распространяем через рассылку нашего прихода тексты служб, адаптированные для домашнего чтения.
Михаил Ерёмин. Фото: Андрей Лисицын |
Многие приходские мероприятия были отменены ещё в конце марта. Это коснулось встреч Татьянинского творческого содружества, в том числе лекций преподавателей МГУ, и занятий Школы духовного пения. Остальные мероприятия (Литературный клуб МГУ, Библейский кружок для молодёжи) продолжают функционировать в онлайн-режиме.
Когда период самоизоляции закончится, я бы хотел, чтобы трансляции продолжались. Например, трансляции воскресных и праздничных служб. В первую очередь для тех, кто не смог прийти в храм. Ведь кроме «утешительной» функции трансляции выполняют еще и мощную миссионерскую задачу: их смотрят люди из разных уголков мира. Это прекрасная возможность показывать красоту нашей веры, делиться радостью. А потом, возможно, кто-то решит зайти в храм.
Церковь не раз сталкивалась с эпидемиями и пандемиями, которые по своим последствиям были хуже той беды, с которой мы боремся сейчас. Уникальность современного положения в том, что светские власти вмешались в привычную жизнь Церкви, на время лишив её одной из неотъемлемых составляющих — общинности. Но я убеждён, что разговоры про гонения на Церковь слишком категоричны. Нас просто хотят уберечь от заболевания, которое уносит жизни тысяч людей ежедневно.
«Интернет-сигнал не проходит сквозь толстые стены храмов»
Священник Александр Сатомский, пресс-секретарь, глава издательского совета Ярославской епархии, настоятель храма Богоявления Господня города Ярославля
Ярославская область входит в немногочисленное количество регионов нашей страны, где самоизоляция является знаком сознательности каждого конкретного гражданина. Она не введена здесь никакими дополнительными административными мерами. У нас не только открыты храмы, но в них есть и прямой доступ прихожан. Единственное «но»: мы, священнослужители, точно так же, как и наш Патриарх, призываем прихожан к самоизоляции. Это призыв, поэтому кто-то внимает ему, а кто-то — нет. Так что людей на службах мы всё-таки наблюдаем, поэтому епархия приложила максимум усилий, чтобы соблюсти в храмах все необходимые меры безопасности. Мы не только дезинфицируем все иконы и поверхности, но и наносим разметку на пол, и просим молящихся приходить в медицинских масках.
Проведение трансляций богослужений оказалось важным и востребованным форматом. Хотя сначала лично мне казалось, что это избыточно: ведь Бог не ограничен ни пространством, ни временем. В тот момент, когда в храме совершается богослужение, я могу взять дома молитвослов и быть абсолютно солидарным и единым со всеми братьями и сестрами во Христе. Но оказалось, что для людей очень важно ощущение этого конкретного, временного и (пусть даже псевдо-) пространственного единства.
Я стал регулярно получать обратную связь от прихожан о том, как для них важны трансляции богослужений. Но мы столкнулись с разными проблемами. Например, с тем, что в древних храмах толстые стены и интернет-сигнал просто не проходит через них в центр храма. Но мы нашли выход с помощью двух телефонов: один кладем на подоконник как Wi-Fi-точку, а на второй снимаем видео.
В онлайн-режим перешли и некоторые из наших образовательных проектов. Например, детская воскресная школа. Режим стал немного непривычным: мы не собираемся каждое воскресенье на какой-то платформе, но в социальных сетях наши педагоги записывают мастер-классы, рассылают ребятам дидактические материалы. Для взрослых мы провели несколько занятий во «ВКонтакте» и в «Инстаграме», посвящённых Великому покаянному канону. Функционирует и наш женский кружок рукоделия: его участницы сбрасывают в социальные сети разные мастер-классы, например, по приготовлению куличей.
Священник Александр Сатомский. Фото: Pravyaroslavl.ru |
На нашем приходе есть практика чтения Псалтыри в «двадцатках» — прихожане объединяются ради этого молитвенного чтения, ежедневно поминают близких людей друг друга. Это тоже форма большего, чем онлайн, молитвенного общения.
С пожилыми прихожанами ситуация сложнее: далеко не все они имеют смартфоны или ноутбуки, многие с трудом пользуются интернетом. Так что мы не смогли продолжить в этом году курс воскресной школы для взрослых.
Конечно, вопрос содержания прихода в нынешних условиях чрезвычайно болезненный. Пожертвования, на которые содержится храм и вся его деятельность, сократились кратно. Это понятная ситуация, ведь на самоизоляции люди, мягко говоря, не богатеют. Нашим общинам нужно будет серьёзно затянуть пояса. Я даже подумал, что придется пересмотреть наши расходы, зарплаты, сократить рабочий день... А потом одна из прихожанок сказала: неужели мы, христиане, в сложной ситуации не поддержим, а утопим наших ближних по принципу «ничего личного, только бизнес»? Конечно, для христианина это невозможно: это отсутствие надежды на Бога. В этом смысле я, христианин, поступил бы хуже неверующего, потому что у неверующего надежды на Бога и нет, а я учу, что она должна быть. Этот момент сомнения я перешагнул: сейчас у нас все зарплаты сохранились на прежнем уровне.
Конечно, это для нас чрезвычайно тяжело. Но, как говорил апостол Павел, «умею жить в изобилии, умею жить и в скудости». Отдельная благодарность тем нашим прихожанам, которые, понимая серьёзность ситуации, перечисляют на счёт храма какие-то средства. Это позволяет нам продержаться и оплатить самое необходимое: коммунальные платежи и выдать зарплаты.
«Храм без прихожан — как организм без сердца»
Анастасия Пискунова, помощник по работе с молодёжью настоятеля храма апостола Иоанна Богослова на Бронной (Москва), редактор журнала «Бронная слобода»
У нашего храма, как и у многих в центре, относительно небольшой приход. Да, к нам периодически заходили люди из соседних театров, Литературного института, из близлежащих офисов, но далеко не все из них являются частью прихода в классическом понимании этого слова. Те, кто регулярно посещает службы и активно участвует в приходской жизни, имеют возможность приезжать в храм как волонтёры или сотрудники. Помощников преклонных лет мы просили поберечься и посидеть дома. Кроме того, мы стараемся поддерживать связь через соцсети и сайт храма.
Иногда читаю фразы в стиле «было непривычно сегодня в храме без прихожан», но, мне кажется, они совсем не характеризуют ситуации. Можно чувствовать себя непривычно без шляпы на голове или без телефона в руках. Прихожане — это не просто фон в храме, это неотъемлемая часть церковного организма. Голова и сердце не просто чувствуют себя непривычно без руки, они ощущают огромную скорбь и утрату. Сейчас можно прочитать, как родственники не могут встретиться из-за рекомендаций по режиму самоизоляции. Они не говорят, что им «непривычно», — это не то слово. Они говорят, что скучают и тоскуют без своих близких. Так вот приход — это тоже семья, многодетная. Мы тоскуем и горюем без своих близких.
Фото: Hram-ilya.ru |
Творческие кружки мы пока не планируем запускать в онлайн-режиме. Как мать школьников, я считаю опыт онлайн-занятий по творческим предметам не самым удачным. Дети и так сейчас вынуждены проводить за компьютером много времени, и дополнительная нагрузка для глаз не будет полезной. К тому же качество удаленного обучения заметно ниже в сравнении с полноценными занятиями.
Отдельный вопрос — пожилые люди. Есть ли смысл проводить занятия, зная, что большая часть постоянных слушателей не сможет на них присутствовать? Например, наш библейский кружок представляет собой именно учебный курс, где каждая новая тема связана с прошлой, процесс имеет поступательный характер. А донорские акции, благотворительные ярмарки, спектакли, паломнические поездки и экскурсии? Проводить их в режиме онлайн просто не представляется возможным.
У нас есть журнал, который выходил раз месяц в электронном и печатном видах. Печатный можно было приобрести в свечном ящике нашего храма, часть экземпляров на благотворительной основе мы раздавали пожилым подопечным ЦСО «Пресненский», которых окормляет наш храм. Это был хороший миссионерский проект. Но в условиях изоляции мы временно приостановили печать номеров, оставив только электронный вариант.
«Карантин закончится, и трагедии вылезут наружу»
Священник Димитрий Березин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Молокове Московской области
Церковь призывает нас к воздержанию — и то, что сейчас мы должны в чём-то себя сдерживать, я думаю, полезно духовно. Карантин — прекрасный повод обратить особое внимание внутрь себя, сделать остановку и подумать о наших поступках. Так что, я думаю, не нужно по этому поводу переживать. Главное — помнить, что обязательно наступит время, когда мы с радостью друг друга обнимем.
Когда служба совершается при закрытых дверях,— конечно, грустно. Но, с другой стороны, радостно, что она все равно совершается — ведь могли бы и запретить, как в некоторых государствах. Мы не разрушаемся как община, просто находимся в сдержанных условиях. Я надеюсь, это в очередной раз поможет нам ощутить ценность свободного участия в богослужениях.
Священник Димитрий Березин. Фото: Inivanteevka.ru |
Наш фотограф теперь ведет трансляции богослужений на сайте храма. Люди присылают какие-то отклики: где-то ракурс не тот или плохо слышно. Мы прислушиваемся, конечно, и прихожане часто благодарят. Но считаю, что уводить в богослужение в диджитал после карантина не стоит — чтобы не искушать людей на постоянной основе «посещать храм» из дома.
Храмы сейчас на грани выживания: многим нечем покрыть коммунальные расходы, выплатить зарплаты. Но ведь прихожане могут продолжать поддерживать храм. Для нас это определённый вызов: а есть ли у нас прихожане, или только «захожане»? Община храма почти всегда маленькая.
Уже 13 лет я руковожу журналом для пап «Батя» и наблюдаю за тем, что происходит в семьях. Для крепких семей самоизоляция — это возможность пообщаться с детьми, но во многих семьях конфликты обостряются. И сейчас мы, священники, их не видим, не можем повлиять на ситуацию, семьи закрыты внутри себя. Карантин закончится, а трагедии вылезут наружу…
«Когда все было доступно, потребность в соборной молитве у многих ослабела»
Денис Саитов, руководитель пресс-службы Россошанской епархии (Воронежская область)
Дело духовенства — совершать богослужения, и на каждом приходе они продолжаются. Мы проводим онлайн-трансляции праздничных богослужений из кафедрального храма. В онлайн перешли просветительские и миссионерские мероприятия, конкурсы. Воспитанники наших воскресных школ и детских садов удалённо делают с преподавателями православные мультфильмы.
Раньше в консервативной среде духовенства интернет оценивали скорее негативно, но теперь жизнь дала шанс найти в нём плюсы: возможность одновременно обратиться ко многим людям, быть с ними там, где они теперь чаще всего находятся. Патриарх Кирилл давно призывал священнослужителей «идти к народу», в том числе в социальные сети, по слову апостола Павла: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22).
Так что для нас, да и для специалистов всех районов епархии в целом, это новое направление работы. У местных специалистов был опыт организации прямых эфиров на телеканалах, но не в интернете — пришлось самостоятельно изучать этот вопрос.
Денис Саитов |
Например, возникли трудности при проведении трансляции Пасхального богослужения из Ильинского кафедрального собора города Россоши. Оказалось, простая веб-камера не подходит для такого серьезного мероприятия, микрофоны требуются особые, а скорости мобильного интернета совершенно недостаточно. Нас выручили местные предприниматели: безвозмездно предоставили ip-камеру и микрофон, помогли экстренно организовать в соборе доступ к скоростному интернету. В итоге трансляцию увидели более десяти тысяч человек! Даже наши бывшие соотечественники из Англии — в комментариях они оставили тёплые слова благодарности за это.
Для оповещения верующих о трансляции пригодились навыки таргетинга — рекламы в соцсетях, с помощью которой «вычисляются» целевые аудитории. Это дало свои плоды. Люди смогли, не выходя из дома, принять участие в службе, подать онлайн-записки для поминовения, поделиться своей радостью и поздравить друг друга.
Нынешнее ограничение дает нам возможность почувствовать, что храм, соборная молитва нам действительно необходимы. Когда все было доступно, ощущение потребности у многих ослабело, притупилось. Возможно, пандемия дает нам повод переосмыслить что-то, подумать о том, что для нас действительно важно. А для тех, кто не имеет доступа к онлайн-формату, это повод почаще читать Евангелие, молитвослов, Псалтирь — там есть все, что необходимо в такое время. При этом для каждого сохранилась возможность пригласить священника домой для совершения Таинств и треб. Священники никогда не откажут в причащении.
Это время — также и возможность перейти от слов к делу: от пассивного декларирования принадлежности к христианству — к внутренней духовной работе над собой, к осмыслению своей жизни, к деятельной любви к ближнему.