Защитник свободы Церкви
Сейчас очень модно рассказывать о том, что верующих после Сталина и Хрущева особо не преследовали, что советская власть по-своему заботилась о религии, а современные коммунисты говорят, что они не против Церкви и даже прикладываются к Поясу Богородицы. Эти мифологемы разделяют и некоторые верующие.
К счастью, у нашей Церкви вот уже три года есть Предстоятель, который свидетельствует об истинном положении Церкви и верующих в СССР – и совсем не в идиллических тонах.
У Патриарха Кирилла особенная судьба – некоторые могут подумать, что он настоящий «баловень судьбы». Стал епископом в 30 лет, неоднократно был за границей, долгие годы возглавлял ОВЦС МП. В общем, не жизнь, а сплошной праздник.
Однако эта картинка имеет мало общего с реальной действительностью. За внешним карьерным успехом, за блеском облачений скрывается человек, который с юности полностью отдал свою жизнь Церкви. При этом Патриарх Кирилл всегда был реалистом и не строил никаких иллюзий относительно положения Церкви в СССР, поскольку видел, во что были превращены храмы и монастыри, с какими трудностями сталкивались люди для того, чтобы в советские годы попасть в храм на Пасху.
В своих воспоминаниях о митрополите Никодиме (Ротове) будущий Патриарх Кирилл рассказывал о том, что тогдашний глава ОВЦС митрополит Ленинградский Никодим не мог нормально совершить пасхальное богослужение, поскольку все окрестности собора были заняты людьми, готовыми на любые провокации. В верующих могли кидать камни, им свистели, угрожали, и лишь находчивость митрополита Никодима не раз помогала спасти и пасхальное богослужение, и Ленинградскую академию и семинарию, ректором которой потом стал молодой владыка Кирилл. В советское время он помогал владыке Никодиму совершать Литургию в Валаамском монастыре, вместе со своим товарищем держа на руках дощечку, служившую престолом. Литургия была в прямом смысле слова тайной – если бы в эту церковь зашли экскурсанты, то последствия могли быть очень печальными для митрополита Никодима и его двоих спутников.
В 1984 году будущий Патриарх был фактически отправлен в ссылку в Смоленск. Представители советской власти открыто говорили нынешнему Предстоятелю, что у него нет будущего. Однако история показала, что не владыка Кирилл остался без будущего, а как раз СССР рухнул, и Церковь смогла выйти из того «гетто», в котором она находилась почти весь ХХ век.
Его Святейшество за три года своего служения неоднократно говорил о том, что история ХХ века не может быть разделена на историю Церкви и историю остальной России, поскольку Церковь всегда была со своим народом, перенося тяготы и лишения. Именно поэтому Святейший Владыка уделяет особое внимание подвигу новомучеников: «Разве не под знаком борьбы за свободу Отечество наше было ввергнуто в пучину кровопролитной гражданской войны? Сколько неповинных людей было убито только потому, что кто-то считал, что убивая своих братьев и сестер, он обеспечит свободу себе и, может быть, своим детям! Но разве такая борьба могла обернуться подлинной свободой? И завершилось все страшным террором, когда и тех, кто боролся за мнимую свободу, убивали и истязали.
Из всего этого огромного числа людей, что были убиты в годы террора, мы особым образом прославляем тех, кто погиб за веру…
И сегодня мы прославляем их как победителей в той страшной схватке. В глазах мучителей они были побежденными. Их память хотели стереть с лица земли. Их добрые имена пытались запятнать ложными протоколами допросов, измышлениями следователей, которые обвиняли их в политических преступлениях. Но мы знаем, что это были люди, которые жизнь свою отдали не за политические убеждения, а за Христа, за истину и за подлинную свободу».
Эти слова, произнесенные в мае прошлого года в храме Новомучеников и исповедников Российских в Бутово, представляют собой подлинно христианское понимание истории, которого так не хватает многим из тех, кто пытается говорить об истории России в ХХ веке. Мы слишком часто увлекаемся своими внутрицерковными партийными пристрастиями, выбирая себе лишь часть картины, имеем единственно правильный путь.
Святейший Владыка вместе с Церковью не боится говорить, что правильных путей может быть несколько. Лучшим доказательством этого служит тот факт, что Церковь прославила в чине мучеников или исповедников и сторонников, и противников Декларации 1927 года митрополита Сергия (Страгородского). Патриарх Кирилл все три года своего служения остается верен принципу святого Викентия Леринского: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь». Эти слова Патриарх произнес во время своей интронизации.
Любовь к истории для Святейшего неотделима от любви к своим родителям и учителям. Он неоднократно говорил о значении митрополита Никодима (Ротова) для Русской Православной Церкви. В слове на погребении владыки Никодима в 1978 году молодой архиепископ Кирилл вспоминал о трудном пути своего учителя, о его мужестве, о его подвиге. За пределами храма, где происходило отпевание, была советская власть, боровшаяся с «мракобесием», а владыка, стоя у гроба учителя, фактически говорил о том, что Церковь должна быть свободной. Уже будучи главой ОВЦС МП, владыка Кирилл часто вспоминал теплым словом митрополита Николая (Ярушевича) – человека, который не побоялся в эпоху хрущевских гонений защитить Церковь ценой своей жизни.
Радостно, что Господь поставил у Престола Патриарха, для которого история Церкви в ХХ веке, защита свободы Церкви и умножение в Ней любви являются приоритетными в служении.