Михаил Леонтьев: Патриарх-трибун
Несмотря на то, что за столь короткий период Патриарх Кирилл уже сделал очень много для взаимоотношений Церкви и общества, Церкви и государства, я уверен, что он реализовал лишь малую часть своего потенциала. Быть может, мои слова покажутся неожиданными, но я опасаюсь, что уже очень скоро у нас начнутся времена, когда Патриарх будет вынужден возвысить свой голос так, как это уже бывало в самые критические моменты русской истории. И в этом смысле нам еще только предстоит увидеть воочию и осознать роль нынешнего Предстоятеля Русской Православной Церкви.
Три года назад, когда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл был избран Патриархом Московским и всея Руси, мне казалось, что Церковь находится на грани серьезного кризиса. Напомню, что буквально накануне была сорвана попытка бывшего епископа Диомида и стоящих за ним сил внести в церковную жизнь смуту и разделение. И именно Патриарх Кирилл очень быстро смог в масштабах Русской Церкви сотворить практически то же самое, что в начале 2000-х сделал Владимир Путин в масштабах страны.
Безусловно, в том, что было сделано за последние годы в церковно-общественных и церковно-государственных отношениях – колоссальная доля личного вклада Святейшего, его авторитета, умений, воли и энергии. И если бы человек именно такого склада когда-нибудь стал светским иерархом, то я бы с уверенностью сказал, что стране повезло.
Нельзя сказать, что я очень хорошо знаком с Патриархом Кириллом лично, но в его бытность председателем Отдела внешних церковных связей мы общались неоднократно. И, как мне кажется, очень хорошо друг друга понимали, будучи в социальных, да и – скажем прямо – многих политических вопросах – практически полными единомышленниками. Быть может, так не вполне корректно говорить о церковном иерархе, но для меня он всегда был тем, кого называют «наш человек».
В заключение же хочу заметить, что сегодняшние стержневые проповеди Патриарха Кирилла у тех людей, к которым он обращается (вне зависимости от их статуса) вызывают нужную реакцию: у них в буквальном смысле ползут по спине мурашки! И это – самое главное, ведь ключевое дело проповеди – борьба с равнодушием… Нынешний Предстоятель Русской Церкви – это подлинный трибун, который очень взвешенно, аккуратно и ответственно пользуется этим своим даром. И, повторюсь, нам еще только предстоит осознать это в полной мере.