Право- и ино- славие. Ч.1

Религиозная карта мира весьма пестра. Наш сегодняшний разговор пойдёт вокруг отношения православной Церкви к иным мировоззрениям, прежде всего религиозным, и к другим христианским исповеданиям.

*Стенограмма встречи слушателей и профессорско-преподавательского состава ВШГА МГУ с отцом Максимом Козловым - протоиереем, настоятелем домового храма святой мученицы Татианы Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, профессором Московской духовной академии.

Тема встречи - «Отношение Православной Церкви к иным мировоззрениям». 

 

Отношение Православной Церкви к иным мировоззрениям


 

Наш сегодняшний разговор пойдёт вокруг отношения православной Церкви к иным мировоззрениям, прежде всего религиозным мировоззрениям, и к другим христианским исповеданиям. Сразу маленькое терминологическое уточнение - мы говорим «религии», имея в виду мировые религии: христианство, буддизм, ислам, - и употребляем термин «конфессия» или «исповедание», когда мы говорим о разделениях внутри христианского мира. Можно говорить - баптистская конфессия, протестантская конфессия, католическое исповедание, но не религия. Я буду употреблять эти два термина, поэтому сразу оговариваю их значение.

 

1. Религиозная карта мира

 

Начну с небольшой вводной социолого-географической справки. Мы сейчас кратко обозрим религиозные представительства земного шара. Цифры, конечно, мало что определяют в отношении истинности мировоззрений, но, тем не менее, дают некие опоры для вынесения последующих оценок. Естественно, если говорить о новейшей эпохе, наиболее серьёзные социологические исследования во всех областях, включая область религии, были проведены к миллениуму, к 2000-му году, и данные эти принципиальным образом не устарели, так что цифры, которые я буду приводить, отсылают нас к социологическим исследованиям 2000-го года. Итак, население земного шара тогда несколько превышало 6 миллиардов человек. Из них христиан по-прежнему было более представителей других религий - почти 2 миллиарда, 1 млрд. 995 млн. человек. Хотя тенденция - я чуть ниже обозначу - была не в пользу христианства как мировой религии, если иметь в виду вторую половину 20-го века.

 http://centerdialog.dp.ua/Files/sprav/islam.html

а) Ислам

 

Следующее место занимал и занимает на сегодня ислам - 1 млрд. 180 млн. человек. При этом мусульмане делятся по внутреннему религиозному сознанию на две основные части. Это мусульмане-сунниты, их абсолютное большинство, более 900 млн., и мусульмане-шииты, которые составляют остальную часть. Сунниты, если говорить совсем просто, это признающие помимо Писания и Предание. Если Коран мы принимаем как Священное Писание мусульман, то сунна - это некая совокупность текстов Предания. Шииты - это те мусульмане, кто принципиально декларируют опору на некоторый первоначальный ислам, прежде всего на текст Корана.

   

б) Индуизм

 

Следующее место вслед за мусульманами занимает индуизм. Индуистов было около 880 млн. человек. Правда, нужно сказать, что здесь мы видим большую разность не количественную, а религиозно-мировоззренческую в сравнении с мусульманством. Если мусульманство - религия, предполагающая именно в своих мировоззренческих посылах идею всемирного распространения, при этом всемирного распространения за счёт прозелитической активности, при которой люди, не совпадающие в мировоззрениях, так или иначе, в конечном замысле мыслятся сходящими на нет или, по крайней мере, уменьшающимися в своём числе постоянно. Индуизм как раз не имеет такого рода прозелитической активности, исходя из принципиальной для него идеи реинкарнации, переселения душ. Собственно, индуистом по классическим индуистским мировоззрениям можно только родиться. И это право нужно заслужить. Невозможно обращение человека в индуизм. Индуистом не может стать европеец, американец или русский в нынешнем своём воплощении. Он может заслужить право родиться индуистом в своей следующей ипостаси. В этом смысле реплика индуизма, которая известна европейско-американской цивилизации, и которую мы знаем под названием кришнаизма, по отношению к традиционному индуизму является - воспользуемся христианским термином - еретической, то есть вносящей такого рода изменения в традиционную религиозную доктрину, которые настолько изменяют неким её коренным постулатам, что главной частью адекватным выражением веры считаться не может. Кришнаизм как раз допускает и предполагает обращение новых адептов, к тому же он ушёл от кастовой системы, которая является принципиальной составляющей индуизма как религии.


 

в) Буддизм

 http://www.sunhome.ru/religion/43515

Следующей из значимых мировых религий является буддизм, насчитывавший в 2000-м году около 350 миллионов человек. Его географическое распространение также в регионах Юго-Восточной Азии, хотя буддизм представлен и на территории Российской Федерации более всего в форме ламаизма, то есть, такой реплики, которая соединяет классические буддистский взгляды с традиционными народными, в христианском понимании языческими, некоторых северно-индийских или даже тибетских или севернее Тибета проживающих народов. Именно ламаизмом увлекался Николай Константинович Рерих, именно в форме ламаизма буддизм представлен в Бурят-Монголии, в Калмыкии и в некоторых других регионах Российской Федерации.

 

г) Китайская традиционная религия

 

Представителей традиционной китайской религии, которую иногда неверно называют конфуцианством, около 230 миллионов. Неверно, потому что конфуцианство - это всё же религиозно-философская система, а традиционная китайская религия соотносится с ним примерно так, как классическое античное язычество соотносилось с поздним платонизмом. Да, классический платонизм немыслим вне античного язычества, но всё же это не есть религия, а есть некоторое мировоззрение. Также и конфуцианство по сравнению с традиционной китайской религией есть некоторое религиозно-философское мировоззрение. Проживают последователи традиционной китайской религии в абсолютном большинстве вне территории Китайской Народной Республики, по крайней мере, вне территории её континентальных частей, не будем сейчас иметь в виду Гонконг и дискутируемый в отношении своего государственного статуса Тайвань. О китайцах мы ещё скажем чуть позднее.

 

д) «Традиционные верования»

Представители и последователи традиционных верований - так в современном религиоведении называют тех, кого раньше называли представителями этнических, или примитивных, религий. Сейчас эти термины сочтены неполиткорректными, употребляется выражение «традиционные верования», имея в виду язычество полинезийцев, части африканцев, части индейцев Латинской Америки. Традиционное язычество возрождается сегодня и в некоторых регионах Российской Федерации не без поддержки тех или иных представителей государственной власти. Недавним личным опытом был осмотр в Якутске построенного там капища. То есть, наряду со строительством кафедрального собора, спонсированного первым президентом Якутии, он также поддержал и строительство шаманского молитвенного комплекса, притом, что традиционные якуты - они говорят о себе «якутЫ» - никогда не практиковали храмовых построек, но вот, видимо, исходя из некоторых политических и общественно-политических целей, в Якутии воздвигнут теперь, кажется, первый в новейшей российской действительности государством построенный языческий храм, или в традиционной терминологии капище. Так вот, последователей подобного рода религии около 130 миллионов человек на земном шаре.

Сейчас у нас есть в социологическом смысле незначимые, но производящие определённого рода шум вокруг своей деятельности, последователи славянского неоязычества, предполагающие возрождать поклонение Перуну, Велесу, Мокоше. Как правило, очень жёстко антихристиански настроенные, с традиционной мифологемой о том, что христианство есть некоторая форма проявления зловещего семитского заговора, с помощью которого иудеи исказили мужественную душу славян, отведя их от традиционного для них героического язычества, и вот теперь, на новом витке истории, нам предстоит вернуться к языческому мировоззрению для самоидентификации России как великой державы. Понятно, что социологически сегодня это можно не учитывать, но как явление в религиозно-общественном сознании не отразить на сегодня уже нельзя.http://www.peremeny.ru/books/osminog/?p=114

 

е) Иудаизм

 

Наконец, тех самых иудеев, имея в виду традиционных иудеев, а не расширительное толкование этого понятия, которое свойственно определённым кругам в нашем обществе, порядка 14 с половиной миллионов. Этих иудеев, или религиозных евреев, имеем как последователей иудаизма как религии. Я сейчас не говорю о разделении внутри иудаизма на ортодоксальный и хасидский иудаизм, думаю, пока мы можем оставить это за скобками.

 

ж) Атеизм

 

Наконец, людей, не относящих себя ни к какой религии, в 2000-м году было порядка 1 миллиарда 200 миллионов человек, очень значимая составляющая населения земного шара. Правда сразу следует указать, что из этого миллиарда двухсот миллионов абсолютное большинство проживает только в одной стране - это Китайская Народная Республика. При этом мне хотелось бы сразу подчеркнуть, что в данном случае речь идёт, судя по независимым и достаточно объективным опросам, не просто о некой идеологической ширме, но о реальности. Действительно, абсолютное большинство китайцев, проживающее в Китайской Народной Республике, осознаёт себя не принадлежащими ни к какой организованной, по крайней мере, религии. Это очень интересная проблема, которая возникает в связи с Китаем. Конечно, в Китае был жёсткий тоталитарный режим на протяжении определённого хронологического промежутка, и, конечно, начиная с 60-х годов, в Китае была примерно четверть века, когда любые легальные формы проявления религии являлись уголовно наказуемым преступлением. Но, во-первых, Китай в этом отношении не уникален, тоталитарные атеистические режимы были отнюдь не только в Китае, все жители Российской Федерации должны об этом помнить достаточно хорошо. А во-вторых, не в Китае антирелигиозный режим был на протяжении самого долгого срока. Что у нас в стране, что в ряде стран Восточной Европы гонения на религию продолжались хронологически дольше. Скажем, одна из самых жёстких антирелигиозных диктатур была в Албании. Но все мы знаем, какая форма новой самоидентификации большинства албанцев как мусульман возникла в кратчайший хронологический промежуток после падения коммунистического режима.

В Китае иное. Это было бы интересно сочетать ещё и с тем, что на протяжении предыдущей истории Китая можно вывести такую закономерность: сегодня мы можем сказать, что проповеди ни одной из христианских конфессий и даже нехристианских религий этническим китайцам - основной массе китайского населения никогда не была успешна, если говорить об успехе в терминах социологии. Проповедь христианства или мусульманства оказывалась значимой в Китае для периферийных народов - на Тибете, среди уйгур-монголов, среди других малых этносов, но не среди самих китайцев собственно. Даже присутствие русских эмигрантов после Гражданской войны, которое было весьма значительным в целых регионах Китая, я имею в виду Харбин, Шанхай, ряд других регионов, не привело к сколь-нибудь значимому укоренению православия среди этнических китайцев. Конечно, были единичные случаи обращения, но они не создали сколь-нибудь значимых изменений даже в тех регионах, где русские проживали компактно. Я думаю, что это вопрос, который ещё потребует осмысления, поскольку я думаю, что это проблема религиозного состояния китайцев имеет определённое геополитическое значение кроме значения собственно религиозного. Кроме Китая есть ещё только две страны на земном шаре, в которых большинство населения относит себя к атеистам или агностикам. Они расположены совсем в других регионах. В чём-то страны похожи, по крайней мере, они имеют религиозную предысторию. Обе эти страны связаны с первоначальными этапами развития протестантизма как самостоятельной конфессии. Расположены они на востоке и на западе Европы. Первая из этих стран - Голландия, примерно 54% голландцев относит себя к атеистам или агностикам, а если мы вычтем мусульманскую общину Голландии, то этот процент будет заметно выше. И вторая из этих стран - Чехия, примерно 52% чехов относят себя к атеистам или агностикам. Здесь уже не было жёстких преследований, в Голландии и вовсе никаких, в Чехии они, прямо скажем, не имели характер чрезвычайной жёсткости в послевоенной чешской истории. И тем не менее итог таков, каков есть.

 

з) Христианство

 http://vip.glavred.info/?/news/2008/03/11/181729-10

1) Католичество

Если мы скажем далее ещё несколько слов о разделении внутри христианского мира, то из порядка двух миллиардов христиан самой большой Церковью в христианском мире количественно является Церковь Римо-Католическая. Более миллиарда, то есть, более половины христиан - это католики. И по количеству, и по географическому распространению самой значительной из христианских Церквей является именно Католическая Церковь, я имею в виду целый ряд европейских регионов - Южная Европа, Ирландия, Польша, Хорватия, фактически вся Латинская Америка от Чили и Аргентины на юге до Мексики на севере, значительная часть населения Соединённых Штатов Америки и Канады, единственная азиатская страна, где христиане-католики являются большинством. Кстати, как вы думаете, какая это страна?

- Филиппины.

- Совершенно верно. Как приятно работать с квалифицированной аудиторией! При этом Филиппины интересны ещё и тем, что являются в новой истории единственным примером возникновения христианского большинства там, куда ислам фактически проник раньше, и где процессы носили мусульманско-христианский характер, а не наоборот. Католики представлены и на африканском континенте, прежде всего в странах испано-португальской и французской колонизации, страны юга и запада Африки.

 

2) Протестантизм

 

За католиками следующее место занимают в совокупности все протестанты, но, в отличие от католической Церкви, которая есть нечто единое, протестанты объединяются лишь термином, который мы к ним прилагаем на основании определённого рода сходства общих вероучительных принципов. Никакого церковно-административного, юрисдикционного единства не только во всемирном масштабе, но часто и на региональном уровне между протестантами нет. Лютеране и кальвинисты, англикане и баптисты, методисты и пресвитериане, к примеру,  доктринально между собой соотносятся очень по-разному и отношение друг к другу имеют весьма различное, в том числе и в разных странах.

 

Тремя классическими формами протестантизма являются лютеранство, кальвинизм и англиканство, возникшие на заре формирования протестантизма как конфессии, в 16-м веке. Примерно 80 миллионов лютеран, примерно 55 миллионов кальвинистов, или - в другой терминологии - реформатов, примерно 60 миллионов англикан, которые в большинстве стран называются Епископальной Церковью, в частности в Соединённых Штатах Америки. Вот это формы классического протестантизма. Ну, скажем, возникших в 17-м веке баптистов больше, их около 80 миллионов. Отметим, что в России среди представителей христиан баптисты занимают второе место после Православной Церкви (если говорить о христианах). Если говорить о религиях - мусульманство на втором месте - после православия среди жителей Российской Федерации. Любопытно будет сказать, что в 20-м веке возникло некое принципиально новое направление в протестантизме, которое сейчас является самым быстрорастущим - это так называемое харизматическое движение, или пятидесятничество. Более ста миллионов последователей во всём мире и социологически самый значимый рост у пятидесятничества. Чуть ниже я постараюсь ответить на вопрос, с чем может быть связан такой рост.

 http://www.photosight.ru/photos/663962/

3) Православие

 

Православных в мире около 180-210 миллионов, если говорить о всемирном православии. Теперь может возникнуть вопрос: на чём основаны эти цифры, какие могут быть принципы для религиозной статистики или религиозной социологии в более широком смысле? Одно понятно сразу, что за критерий количества не могут быть взяты оценки, которые выносятся самими религиями или самими конфессиями. И даже не потому, что мы можем предполагать необъективность с целью завышения собственных данных, но потому что критерии эти очень различны.

К примеру, представитель мусульманской уммы, мусульманской общины в Российской Федерации относит к мусульманам всех представителей мусульманских этносов без различия, собственно, мировоззрения конкретных людей. Отсюда возникают те чрезвычайные цифры, которые ныне озвучиваются даже с высоких политических трибун.

Если, с другой стороны, мы возьмём представителей классического протестантизма, то они посчитают в качестве своих последователей только взрослых крещёных членов общины, имея в виду, что крещение большинства протестантов принимают только взрослые, речь пойдёт даже по отношению к ним самим о меньшинстве членов, собственно принадлежащих к той или иной протестантской конфессии или деноминации. Соответственно, эти критерии не будут работать.

Следующий критерий, который мог бы быть, это уровень практической реальной вовлечённости в церковную жизнь. И он, конечно, значим, но вряд ли может быть окончательным. К примеру, во Франции порядка 70% населения относит себя к католикам, но из французских католиков только 2% раз в году посещают мессу. Соответственно, если берём 70% за 100%, то количество реально практикующих в отношении католической религии французов оказывается на порядок заметно отличающимся.

Но не будем ходить так далеко. По проводимым в России социологическим опросам, если вопрос формулируется о том религиозном институте, к которому люди испытывают наибольшее уважение, осознают свою причастность или в какой-то другой подобной форме, то от 65 до 80% населения назовёт себя православными. Конечно, процент реально участвующих в церковной жизни заметно ниже. Думаю, что он на сегодня - это подтверждается косвенными данными опросов - порядка 10-12% людей, для которых религиозное мировоззрение больше, чем ответ в социологическом опросе, для которых это больше, чем факт крещения собственного ребёнка, возможного собственного отпевания или отпевания родственников в Церкви и некое минимальное участие в другой религиозной обрядности. Однако, вот те самые цифры 60-70% и те самые миллионы, которые мы приводили в других случаях, они, конечно, прежде всего исходят из религиозной самоидентификации людей. Не из критериев, которые к ним предъявляет та религия или та Церковь, к которой они объявляют себя принадлежащими, а как они сами себя самоидентифицируют. И это на самом деле очень важный принцип, потому что человек даже не практикующий, но называющий себя католиком, тем самым самоидентифицируется не как баптист, не как иудей, не как атеист. Непрактикующий синтоист в Японии отчётливо свидетельствует о том, что он оказался никак не затронут ни христианскими, ни мусульманскими веяниями. Также и то значительное количество наших соотечественников, которое позиционирует себя в своём сознании как в той или иной мере принадлежащее к православной христианской традиции, тем самым отграничивает себя от принадлежности к другой религиозности. Как бы ни смешно звучало в тех или иных случаях заявление представителей общественных сил о том, что они являются православными атеистами, при всём оксюмороне, который неизбежно присутствует в подобного рода словосочетании, в нём есть некое объективное отражение факта общественного сознания. Это даже не антиправославный атеист, это человек, который в Бога не верит, но в подоснове осознаёт себя принадлежащим к религиозно-культурной православной традиции, к её ценностям относящийся с определённого рода уважением, что тоже значимо, повторю, не только с точки зрения религиозных объединений, но и с точки зрения государственной политики при определении её к тем или иным Церквям или религиозным организациям.

*Опубликовано также на сайте Высшей Школы Государственного администрирования: http://nsa-msu.ru/ncd-1-9/news.html 

Продолжение следует...

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале