Ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Амвросий: Пост должен научить нас быть независимыми от внешних обстоятельств
- Владыка Амвросий, с чем для Вас прежде всего ассоциируется период Великого поста?
- Великий пост у меня ассоциируется прежде всего с радостью от того, что он снова наступил, с ощущением начатков подлинной свободы, данной Богом человеку, с легкостью на душе и с особыми событиями в жизни моей и окружающих меня людей.
В период Святой Четыредесятницы многие люди отрываются от безумной гонки со временем, часто в корне меняют свою жизнь, в которой происходит непостижимое открытие присутствия Бога и познание Его Божественной любви с желанием сбросить оковы пороков и груз греховных ошибок. Мне, как священнослужителю, часто доводится быть свидетелем этого перерождения человека. К нему невозможно привыкнуть, потому что оно - как новое творение. Эти события рождения новых людей вдохновляют, дают мощный импульс к тому, чтобы самому равняться на этих людей с одной стороны, а с другой - исправлять себя так, чтобы быть для них тоже примером того, как Бог действует в жизни человека.
Еще в период Великого поста в монастырях обычно совершаются монашеские постриги. Когда я учился в Московской духовной семинарии и академии и жил в Троице-Сергиевой лавре, и поссле уже когда был насельником Московского Сретенского монастыря, то каждый год был свидетелем монашестких постригов. Всякий раз, присутствуя на постриге, я воспринимаю этот момент, как таинство возрождения человека, подобное тому, которое совершается в Святом Крещении, и вместе с тем - как Таинство брака, в котором человек дает вечный обет верности Богу и навсегда отдает себя в послушание Его Всеблагой воле, без остатка вручая себя Его Непостижимой Любви.
Несколько последних лет в период Великого поста я сам совершал монашеские постриги. Ожидаю, что в этом году двери Новой Жизни и особого служения Церкви откроются и для двух наших магистрантов, которые примут монашеский постриг при Духовной академии, и, верю, что они станут своего рода первенцами в возрождении настоящего ученого монашества в новейший период.
Я всегда благоговею перед людьми, посвящающими свою жизнь исключительно служению Богу. Очень радуюсь за них и ценю их выбор. Вот такие у меня ассоциации.
Некоторые говорят, что пост связан еще и с особыми внешними искушениями. Вполне возможно, но ведь и вне поста их хватает. Пост должен научить нас быть независимыми от внешних обстоятельств и сохранять в любых ситуациях в своем сердце мир. Именно с этой задачей я хотел бы связать предстоящий Великий Пост.
- Можно ли и нужно ли как-то специально настраивать себя на Великий пост? Можно ли вообще как-то к нему подготовиться? С каким настроением Вы бы посоветовали православному христианину вступать в Великий пост?
- Нужно. Прежде, чем начать играть, музыканты настраивают свои инструменты и сверяют их друг с другом. Сама Церковь каждый год предлагает нам перед Четыредесятницей осуществить настройку струн души. Церковь давно создала подготовительные недели, богослужения которых включают в себя особые песнопения и молитвословия, а апостольские и евангельские чтения говорят пришедшим в эти дни в храм об очень важных вещах, настраивающих христианина на то, чтобы расположить весь свой внутренний мир к наступлению времени, когда он сможет войти в необычную область духа, где будет происходить кропотливая работа над собой. Первостепенное условие, о котором нам всегда напоминает Церковь - начать этот путь с прощения, искренне, непритворно, не обманывая себя, примириться со всеми, с кем мир был нарушен. Вместе с тем, каждый может и должен определить для себя индивидуальную задачу. Она будет зависеть от состояния сердца человека, от его личной склонности к тому или иному греху.
- Говорят, что пост должен непременно принести какой-то духовный плод. Наверное, у каждого человека и в каждый период его жизни этот плод - свой. А вот как сделать, чтобы период поста непременно был плодоносным? Чтобы в духовном плане время Великой Четыредесятницы не прошло напрасно?
- Пост нам для этого и дан. Он показывает нам наше подлинное состояние, а не то, которое мы сами о себе мним. Он выявляет в нас, чем мы живем, в какой пище нуждаемся, чего алкаем . В соблюдении поста важно все - и внешнее, и внутреннее. Не нужно тешить себя тем, что посту со всем его разнообразием форм, разработанных христианской традицией - строгий пост, воздержание от скоромной пищи, пост на хлебе и воде - может быть найдена альтернатива. Аскетические упражнения не могут быть взаимозаменяемыми. Христианство сегодня как никогда рискует отождествить себя с общественной моралью, что способно обесценить пост как воспитание сферы желаний и свести духовную жизнь к ее лишь интеллектуальном аспекту. Поэтому очень важно соблюдать пост в области самой необходимой для жизни человека сфере, связанной с пищей.
Неплохо бы к этому подумать и о тех страстях, в которых человек особо уязвим, и максимально ограничить себя в том, что с этим связано, либо вообще отказаться от всего, что зря отнимает силы, время, здоровье, искажает внутренний мир, загрязняет душу и разрушает личность. Тогда в конце поста можно будет убедиться что, оказывается, без этого вообще можно жить и быть более счастливым и свободным.
- Пост - период, который отличается особенными богослужениями. Если говорить о Санкт-Петербургской духовной академии, изменяется ли как-то учебный график в период поста? И есть ли богослужения, обязательные для посещения студентами Петербургских духовных школ? Почему именно эти богослужения?
- Службы Великого Поста удивительны! Всю первую седмицу утром и вечером мы приходим в храм и вместе молимся за продолжительными богослужениями, шлифующими шершавости и острые углы наших сердец. Всю неделю в Санкт-Петербургских духовных школах нет учебных занятий, потому что главное занятие - опыт молитвы и духовной борьбы, равно как и пользы поста - проходит всю неделю в храме. В первой половине дня мы молимся за богослужениями с 8:30 примерно до половины первого дня, с одним небольшим, пятнадцатиминутным перерывом. День начинаем утренними молитвами, затем - утреня, часы, изобразительны и вечерня (в среду и пятницу - литургия Преждеосвященных даров). Вечером с шести до девяти часов служим великое повечерие с каноном Андрея Критского. Великое повечерие я всегда служу сам и завершаю его проповедью. Поют все три хора, студенты по очереди читают положенные по уставу псалмы и молитвословия, я и преподаватели в священном сане так же принимаем в этом участие. Богослужения изобилуют земными поклонами и часто повторяемой молитвой преподобного Ефрема Сирина, которая определяет главное: от чего мы просим Бога нас избавить и что нам подарить в качестве плодов поста. Между службами - необходимые хозяйственные послушания, отдых. В трапезной предлагается постная пища. В пятницу днем совершается исповедь для всех, вечером читается великое повечерие, служится утреня, а затем все вместе готовимся к причащению и читаем положенное молитвенное правило. В субботу практически все причащаются. Среди наших студентов есть те, которые живут регулярной евхаристической жизнью. Они причащаются за каждой литургией, поэтому и на первой седмице приступают к Святой Чаше в среду и пятницу. Седмица заканчивается Неделей Торжества Православия и со второй недели начинаются занятия. Несколько Преждеосвященных литургий в последующие седмицы в среду мы совершим как положено, вечером. Как правило, многие наши студенты причащаются также за этими богослужениями. По пятницам вечером все собираются на заупокойные службы.
Пятая седмица предложит нам вместе помолиться за утреней с "Марииным стоянием", накануне субботы акафиста - за особым богослужением с пением акафиста Божией Матери, а затем - Лазарева суббота и вся Страстная седмица - неучебная, как и первая седмица поста. Такова традиция духовных школ - выверенная не одним столетием. Именно эти богослужения являются краеугольными камнями и несущими стенами богослужебного круга Великого поста.
- Вы, как архиерей, совершаете в Великий Четверг чин омовения ног. Вы позволите спросить у Вас, как этот чин воспринимается "изнутри", когда непосредственно участвуешь в нем, больше того, когда, фактически, "исполняешь роль" Христа? Помню, после того, как я впервые увидела этот чин в Храме Христа Спасителя, когда его совершал Патриарх Кирилл, отрывок из Евангелия от Иоанна о Тайной вечери стал восприниматься как-то особенно ярко... А для Вас после первого совершения этого чина этот фрагмент Евангелия стал звучать как-то по-новому?
- Чин омовения ног я совершал всего один раз, в прошлом году. Все предыдущие годы я долго готовился к этому. Внутренне готовился. Однажды, еще будучи юношей, я увидел, как этот чин совершал в храме один архиерей. Он умыл всем ноги, а потом, оставшиеся дни Страстной седмицы, буквально изводил свое духовенство, придирался, гневался и в конце концов испортил всем настроение на Пасху. Я боялся повторения этого искушения в своем служении и несколько лет готовился к тому, чтобы этот чин прошел не просто как некая форма, не как постановка того, что произошло в Сионской горнице, а совершился бы естественно, жизненно, с пользой, и прежде всего - для меня. Мне очень важно было после этого чина вынести желание и решимость настроить себя так, чтобы это умовение ног младшим по сану братьям продолжилось дальше, в жизни, в служении, в потребности быть всем слугой. В прошлом году я подошел к его совершению с огромным волнением. Описать глубочайший трепет и полученные радость и какую-то внутреннюю силу от того, что смиряешь себя и умываешь ноги своим братьям - священникам, практически невозможно. Это можно только испытать и сохранить в сердце как некое сокровище. Не знаю, буду ли я совершать чин умовения ног в грядущий Великий Четверг. Хотелось бы совершить его снова с тем же необыкновенным чувством, которое Бог дал мне в прошлом году. Тогда и те, кто будет лицезреть этот чин, смогут проникнуться тем же восприятием евангельского события, которое испытали вы, увидев впервые чин умовения ног, совершаемый Святейшим Патриархом Кириллом.