Постимся с детьми: Чем нельзя «перекормить» ребенка
Начинать новую жизнь с Чистого Понедельника – прекрасно. И еще прекраснее, если новый образ жизни, избранный для себя на время Поста, мы продолжим вести после Пасхи. Странно, встретив Праздник, оставить доброе начинание, будь то регулярное чтение Священного Писания или дела милосердия. То же относится и к занятиям с ребенком. Пусть они станут хорошей привычкой, которая будет довлеть над рутинными попечениями. В этом случае мы сможем говорить о семейных традициях. Часто приходится слышать о том, что можно «перекормить» малыша «церковностью». Но традициями, как мне кажется, «перекормить» невозможно, если они вырастают из желания общаться со своим ребенком и передавать ему в процессе общения накопленный церковный опыт – в той форме, которая ему понятна и интересна.
Тех, кто, вдохновившись предложенными идеями, стал генерировать свои, могу поздравить: вы в начале долгого и интересного пути. Но может быть, кого-то посетили предательские мысли, первая из которых: «Зачем это делать, если мы и так ходим в развивающий центр/детский сад?» В первую очередь для того, чтобы общаться. Вспомним, много ли в течение дня возникает ситуаций непосредственного общения с ребенком, минут, принадлежащих только ему? Если достаточно, за вас можно только порадоваться. Но большинство деток испытывают этот недостаток общения при том, что целый день находятся вместе с мамой. Небольшие по объему, но регулярные занятия с малышом станут тем педагогическим минимумом, который, по крайней мере, избавит вас от чувства вины – первого спутника молодой мамы – как работающей, так и домохозяйки.
Вторая мысль, которая может остановить поток вдохновения: «Эти занятия требуют значительных финансовых вложений». Вряд ли приобретение материалов для творчества значительно ударит по семейному бюджету. Делайте запасы заранее и понемногу. Впоследствии вы лишь будете пополнять их. Что же нужно всегда иметь при себе? Бумагу для рисования или для принтера – белую и цветную, краски – акварельные и гуашь, клей – карандаш и ПВА, кисти для красок и для клея, пластилин, ножницы – взрослые и детские (почти тупые и с тупыми кончиками), скотч (очень удобен двусторонний), всевозможные бусины, пайетки, интересное содержимое кухонных шкафов – цветные крупы, макароны необычных форм, различные кондитерские украшения. Весь остальной материал – бросовый, то есть то, что вовремя не отправилось в мусорное ведро – пластиковая посуда, различные баночки и коробочки, журналы – особенно журналы «для мам». Критично осматривайте все, что предназначено для мусорного контейнера, возможно, среди мусора лежит будущий шедевр!
И наконец, кто-то решит, что предложенные идеи слишком сложны для воплощения годовалым или двухлетним ребенком. Да, задания не простые, но кто же говорит, что малыш должен на каждом этапе их выполнения действовать сам? Творите вместе! Если малыш только помогает – приклеивает, придерживает, он уже полноценно участвует в процессе. Наблюдения за детками от года до трех в Монтессори-группе позволяют сделать вывод: малышам интересно не столько творчество, сколько сотворчество. Даже если ребенок наблюдает за рисующей мамой, он считает, что картину создают они вместе. Даже если вы никогда не рисовали или не лепили, самое время начать – сейчас!
А теперь – «матчасть» на вторую седмицу Поста.
Поиграем в звонаря
Эту идею мне подала дочка, в последнее время живо интересующаяся колокольной тематикой. Давайте продолжим изучать устройство православного храма! Устроим свою собственную маленькую колокольню Подготовьте почву: покажите малышу на рисунках, где находится колокольня, где стоит звонарь. Реквизитом необходимо озаботиться заранее. Приобретите в церковной лавке или в детском магазине несколько колокольчиков разного размера и звучания.
Пусть малыш попробует позвонить в каждый колокольчик, вместе определите, какой колокольчик говорит «толстым голосом», какой – голосом потоньше, какой – самым тоненьким голоском. Попробуйте позвенеть одновременно «толстым» и «тонким», «толстым» и «средним», послушайте, что получается. Включите ребенку запись колокольных звонов – праздничного и, к примеру, погребального (по несколько записей каждого вида), спросите, какие колокола звучат весело, какие – печально. Расскажите малышу о том, что когда наступает Пасха, детям разрешается подниматься вместе со взрослыми на колокольню храма и звонить в колокола. После Пасхальной службы обязательно вспомните данное Великим Постом обещание поиграть в звонаря.
Постимся Постом приятным
Конечно, в пост мы не должны увлекаться и наслаждаться пищей, но как объяснить это малышу? Опытные родители советуют ограничить ребенка в сладостях, особенно тех, которые не очень полезны, а в больших количествах и вредны (печенье, шоколад). Но почему бы к концу второй недели поста не сделать вместе с малышом маленький семейный праздник? Вы догадались, о чем я? Давайте приготовим коврижку!
Вариантов приготовления в интернете - хоть отбавляй. Наш рабочий рецепт прост: по одному стакану меда, сахара, круто заваренного чая, полстакана растительного масла, 1 чайная ложка соды, гашенной уксусом, мука, которая добавляется, пока тесто не приобретет консистенцию густой сметаны. В тесто добавляйте в большом количестве изюм, грецкие и любые другие орехи, цукаты, пряности (корицу, кардамон, мускатный орех). Из полученного теста выпекайте нетолстые коржи. Когда коржи будут готовы, зовите главного кондитера – вашего ребенка. Ему предстоит вырезать формочками для печенья фигурки. Каждой формочкой надо вырезать четное количество фигурок. Когда все будет готово, соединяйте фигурки попарно, склеивая их джемом. «Отходы» нарежьте кусочками, промажьте джемом и сложите горкой. Папа, придя домой с работы, сразу догадается, кто автор чудесных постных пирожных и чьей фантазии хватило лишь на такую «горку». Но скорее всего, оба варианта будут съедены молниеносно.
Добро пожаловать в театр!
Дети обожают домашний кукольный театр! Он может быть предельно условным, кукловоду подчас даже не обязательно прятаться от зрителей и менять до неузнаваемости голос. Самое главное то, что вы будете играть. А искренняя игра всегда завораживает.
Разыграйте перед малышом любую весеннюю сказку. Для старших дошколят подойдет, к примеру, сказка В.Бианки «Дед Мороз и Весна», маленьким лучше показать всем известную «Заюшкину избушку», в ней можно сделать акцент на приходе весны и таянии снега и льда.
Самый простой вариант изготовления кукол – это вырезать изображение героя, например, из журнала или из специально распечатанной на принтере картинки, наклеить его на плотный картон и посадить на палочку – деревянную шпажку для шашлыка или палочку для суши. У вас получатся вот такие артисты (мы их делали к Рождеству):
Чуть более сложный вариант. Многие слышали о перчаточных и пальчиковых куклах. Я предлагаю вам сделать носочных кукол. Это быстро и интересно. Малыш с удовольствием будет наблюдать за тем, как его носочек превращается… в Лисичку, Зайчика, Петушка.
Подготовка здесь будет минимальной. Все, что для этого нужно, - это глаза, носы и уши из цветной бумаги и пластилина. Пусть малыш наблюдает процесс перевоплощения носков в героев сказки. Вы пришиваете детали к носочкам, надеваете на руки… Итак, добро пожаловать в театр! Уверена, скоро вашему чаду также захочется попробовать себя в роли кукловода.
«Слава Тебе, показавшему нам свет!»
Второе воскресенье Поста – память святителя Григория Паламы. Имя святителя Григория у всех на слуху в связи с его учением о нетварном Фаворском свете. Самое время и нам поэкспериментировать со светом. Будем довольствоваться малым: поиграем с солнечным светом.
Запускайте солнечных зайчиков! Малыш с удовольствием будет ловить их на стене. Расскажите ему, что солнечный зайчик – это лучик весеннего солнышка, который попал в зеркальце, а оно отправило лучик гулять по стене. Если солнце никак не желает заглядывать в вашу комнату, вам просто необходимо озарить ее гирляндами из солнечных зайчиков.
Вам понадобится золотистая бумага, к примеру, для упаковки подарков, клей и моток тонких прочных ниток (в идеале – люрекс). Вырезаем нарисованных по трафарету на золотистой бумаге зайцев и склеиваем их попарно, протянув между ними нитку.
Пусть промежутки между ними будут неодинаковыми, пусть гирлянды отличаются друг от друга длиной. Готово? А теперь озарите ваше окно! Такими гирляндами можно декорировать не только окна. Подвесьте их, например, к люстре или в дверном проеме.
Поиграйте с искусственным светом. Пока вечера еще темные, устройте театр теней! Потренируйтесь заранее, выучите несколько простых фигур.
И удивите малыша! В качестве сценария подойдет любая детская песенка – «Два веселых гуся» или «Идет коза рогатая». Теневой театр – прекрасная традиция, которая может продолжиться в вашей семье Рождественским Постом. Но Рождественский Пост еще совсем не скоро, а пока желаю всем радостного и легкого Поста Великого!