Константин Мишуровский: Пасхальный фестиваль никогда не был конкурсом звонарей
-Чем нынешний Пасхальный фестиваль отличается от предыдущих?
- Ничем. В том смысле, что фестиваль остался таким же, как раньше, его уровень остался прежним. Приглашены около 30-40 опытных звонарей из разных городов России и ближнего зарубежья, и у них будет возможность звонить на колокольнях Москвы, обменяться опытом, попробовать свои силы на разных колокольнях и звонницах.
- Но все-таки кое-что необычное в нынешнем фестивале есть – Первые колокольные чтения, которые пройдут 26 апреля.
- Да, можно сказать, что это «изюминка» XI-го фестиваля. А приурочены они к 20-летию возобновления звонов на колокольне Ивана Великого в Московском Кремле. Многие участники Пасхального фестиваля ведут научные исследования. Думаю, что будет интересно, если они расскажут о своих изысканиях и поделятся опытом. Чтения будут проведены 26 апреля в помещении нашей колокольной экспозиции в усадьбе «Свиблово».
- Подобные конференции устраивались раньше?
- В начале 1993 года силами тогда еще только созданного ПСТБИ в Московском Университете в Первом Гуманитарном корпусе прошла совершенно замечательная и, к сожалению, абсолютно забытая сейчас конференция «Колокола и колокольни», приуроченная к возобновлению звонов на Иване Великом. Это было грандиозное научное событие.
С докладами выступили многие исследователи, некоторых сейчас уже нет в живых - Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер, Андрей Чеславович Козаржевский, Татьяна Борисовна Шашкина, Владимир Леонидович Махнач.
- А какие были темы?
- Самые разнообразные. Причем тогда были заявлены многие направления, которые получили развитие в последующие 20 лет.
Помню, как эмоционально Махнач рассказывал о колокольне храма в Поярково. В то время состояние колокольни было просто катастрофическим, и Махнач настаивал, что надо бить тревогу, потому что, если колокольня обрушится, мы, конечно, сможем найти виноватых, но колокольню уже не спасем. К счастью, по прошествии многих лет колокольню полностью отреставрировали.
- Сейчас можно разыскать материалы конференции?
- Увы, материалов практически не осталось. Силами Российской Государственной библиотеки была издана брошюра «Колокола и колокольни», но ее скромный объем совершенно не соответствовал масштабам конференции, которая длилась целых три дня.
Мой товарищ, Константин Заманский, из общины храма святителя Николая в Кузнецах тогда вел звукозапись выступлений, но, к сожалению, он вскоре погиб в автокатастрофе. Запись пропала. Конечно, мы были бы очень рады, если бы у кого-нибудь она нашлась!
- Вернемся к нынешнему фестивалю. По программе, в один день получается не так много звонов…
- И это хорошо! Мы почти отказались от практики, когда подряд идут несколько звонов (так называемые "вереницы звонов"), потому что тогда звонари вынуждены буквально перебегать через каждые полчаса из одного храма в другой, не успев назвониться, «почувствовать» колокольню. Теперь у них нет столь неприятных ограничений по времени.
- Вы как-то отбираете участников?
- Главный критерий - участник фестиваля должен быть опытным звонарем и уметь обеспечить качественный, интересный звон. Наш фестиваль – принципиально! – никогда не был конкурсом звонарей. Приглашая новых гостей, мы не устраиваем отбора, а просто смотрим, насколько уверенно человек звонит и какой у него звонарский опыт.
- Как принимают гостей-звонарей хозяева колоколен? Они звонят первыми или завершают общий звон?
- Никакого общего правила здесь нет, наш фестиваль вообще далек от формализма. Звонари приходят на колокольню, их встречает хозяин и начинается простое, хорошее, дружеское общение. Хорошо и интересно гостям, любопытно и хозяину послушать, как на его колоколах звучат новые звоны.
И тут мне очень хочется сказать о звонаре Евгении Фокине из храма Григория Неокесарийского на Полянке, который всегда оказывает участникам фестиваля очень радушный прием. Он буквально сияет от радости, когда видит, как его колокола звучат в руках других звонарей.
Повторюсь, на нашем фестивале полностью отсутствует дух соперничества. Никто никогда не будет говорить, что, например, кто-то позвонил хуже или лучше другого, не начнет никого поправлять. А вот если звонарь спросит о чем-то, коллеги с радостью подскажут ему ответ на вопрос, поделятся опытом.
Смотрите также:
Программа XI Московского Пасхального фестиваля: советы звонарей | Программа XI Московского Пасхального фестиваля: советы звонарей16 апреля 2012 |