Йос Стеллинг: «Душка» - это фильм о смерти
Фильм «Душка» нельзя понять сразу, нахрапом. Точно так же, как нельзя перестать думать о нем после сеанса (впрочем, данное утверждение относится к тем людям, которые любят кино как вид искусства). История о голландском сценаристе Бобе, которому приходится жить вместе с русским, носящим странное имя Душка, - это не линейное кино о взаимоотношении двоих, отнюдь. Это притча, метафора, путь человека наискосок, точнее, вкривь и вкось, по пути к тому, чего никто из живущих не минует.
Стеллинг рассказал грустную, но местами неимоверно смешную историю человеческой души. Впрочем, каждый из нас местами то серьезен и патетичен, а то уморительно нелеп. И все дело в том взгляде, которым мы окидываем сами себя, в той мысли, которую мы думаем, в тех стереотипах и страхах, с которыми мы живем и в которых отдаем или не отдаем себе отчета…
Вот представьте, вы – мужчина, уже в годах, целыми днями пытаетесь закончить сценарий, но на это уходит очень много сил, а толку – мало. Вы влюблены в юную билетершу из кинотеатра неподалеку от вашего дома, но общаться с ней не получается. Ваша жизнь напоминает депрессивное, но эстетское кино – с музыкой, дождем, в общем, с разными атрибутами старения и грусти. И вдруг – бац! на пороге оказывается человек в смешной шапке-ушанке и бросается к вам с рапростертыми объятьями. Он какой-то малохольный, этот человек. Непохож на вас. В его потертом чемодане почти ничего нет, только старая детская фотография заслуживает внимания. Зла не делает, но и напрягает весьма сильно – и тем, что вы его не понимаете, и тем, что он никуда не уходит и ничего не хочет, кроме печенья. И дурацкой улыбкой своей, и тем, что когда бьешь и гонишь, возвращается как верная собака, а вам еще больнее и горше, чем было после того, как вы решились подло его обмануть.
Нелепый и жутковатый Душка напоминает ходячую совесть, или душу, или что-то такое, что Кант называл моральным законом, а Фрейд подсознанием. И дело тут не в разнице менталитетов – восточного и западного, как можно подумать поначалу, а в одиночестве человека, который этого одиночества боится как огня, пытается жить в иллюзии, но у него это плохо получается, потому что страх, совесть, душа, моральный закон (называйте как хотите) говорит о чем-то другом, чем-то вроде: послушай себя, человек Боб, у тебя есть Душка, что означает «милый». Он странный, этот Душка, но попробуй с ним жить, ведь мы все умрем, но пока-то мы живы. Ведь если Душка от тебя уйдет, тебя – не станет…
О том, что «Душка» - фильм о смерти, и говорил на встрече со зрителями Йос Стеллинг. По его мысли, то, что мы делаем в жизни, – заводим детей, верим в Бога, восторгаемся искусством – все это попытки преодолеть смерть. В этом смысле смерть является мотором жизни. Душка напоминает о смерти, он словно сам – смерть, ее тень. В человеке действует материальное, физическое, и – другое, что-то такое, что нельзя потрогать руками, переформатировать. И между двумя этими половинами – конфликт, который съедает и мучает человека.
- Самое большое мучение для человека – это одиночество, - сказал Стеллинг. – Это моя обсессия, боль моя. А высшая форма одиночества – смерть. И в этом смысле «Душка» - фильм о смерти.
В конце фильма Боб ищет Душку – непонятно, в каком состоянии уже пребывая. То ли уже на том свете, почти в раю, то ли – в фантазии своей возлюбленной, которая читает наконец оконченный сценарий. Почему Боб все же ищет своего Душку? На этот вопрос Йос ответил практически в самом начале встречи, когда его упрекнули в ненависти к русским, которые представлены в фильме в несколько гротескном виде.
Для режиссера герой Маковецкого, Душка, - архетип. И Боб – тоже. Они оба архетипичны и являются представителями стереотипов западного и восточного мировоззрений. Западный человек живет ради завтра, практически не замечая сегодня. Восточный – наоборот. «И мне хочется жить так, как Душка – сегодняшним днем. И мой фильм – это ода такой жизни. Именно поэтому Боб и ищет Душку», - сказал Стеллинг.
Стеллингу задавали вопросы не только о «Душке». Речь шла и о давних его фильмах, которые уже вошли в обязательный муви-лист любого синефила – «Стрелочнике», «Иллюзионисте», «Летучем голландце», работе режиссера и сценариста в целом. А еще Йос рассказал о том, что совсем скоро выйдет его новый фильм, в котором так же, как и в «Душке», заняты российские актеры: Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Светлана Светличная и Леонид Бичевин. Будем ждать.
Аудиозапись встречи с Йосом Стеллиногом можно услышать здесь: