Блаженный Исидор, Христа ради юродивый
До начала ХХ века в храме Вознесения хранилась белокаменная плита с надписью: «Лета 1565 державою и повелением благочестиваго царя государя великаго князя иоанна васильевича всея руси его царскою казною поставлена церковь сия вознесение господне в ней же исидор чудотворец при епископе никандре ростовском а делал церковь великого князя мастер андрей малой». Построена церковь над могилой св.Исидора Блаженного († 1474 г.), и на этом же месте находился прежде шалаш, в котором св.Исидор жил круглый год.
«Житие Исидора Твердислова», весьма малоизученный памятник древнерусской агиографии, гласит: «Съи убо блаженный, якоже поведают нецыи, от западных убо стран, от латыньскаго языка, от немечьскыя земля рождение име и въспитание, от славных же и богатых, якоже глаголют, от местерска роду бе, и възненавидев богомерзкую отеческую латыньскую веру, възлюби же истинную нашу христианьскую православную веру и промышляаше в сердцы своем Господне слово, глаголющее: «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой, и по Мне грядет». (Цит. по рукописи Российской национальной библиотеки, Спб.)
Дата рождения святого неизвестна. Согласно житию, он происходил из знатной славянской семьи, живущей в окрестностях Бреннабора (современный Бранденбург). Важен тот факт, что крещен был Исидор в католичество. Архиепископ Филарет (Гумилевский), описывая житие св.Исидора, считал, что слова «местерска роду бе» указывают на родственные связи семьи Исидора с Великоим Магистром Немецкого ордена.
Но Исидор принимает на себя один из самых трудных видов подвижничества – юродство. Пешком отправляется он в Ростовскую землю и там принимает православие. Житие рассказывает, что днем он странствовал, как юродивый, ночью же молился слезно со словами: «О Исидор! Многими скорбями подобает внити тебе в Царство Небесное, ибо только силою оно восхищается». Голод и холод, зной и жару, побои и поношения – все он сносил кротко и с любовью. Но есть в житии также рассказ о том, как приставник князя ростовского отказал блаженному в просьбе подать воды, и даже изгнал его с непотребными словами. Вообще же, пришел блаженный не для утоления жажды, но для того, чтобы дать благословение княжескому дому. А по изгнании его обнаружилось, что все вино, заготовленное в доме князя для трапезы с епископом, высохло до капли. И лишь под самый конец трапезы Исидор вернулся, подав епископу просфору со словами: «Приими, святителю, просфору сию, юже аз в сий час приях от руки святейшего митрополита в Киеве, в церкви Святой Софии»,- после чего сосуды вновь наполнились вином.
«Твердислов въправду тезоименно наречеся. Утверди бо ум и с словом вкупе, еже к Богу обеща, и играя, Исидор житие се преиде и небеснаго царства достиже», - говорит житие. На брачном торжестве князя Саввы Оболенского и княжны Дарии Луховской блаженный сплел венок из полевых цветов и подал князю со словами: «Вот тебе, князь, архиерейская шапка». Тайный смысл этих слов остался непонятым тогда, но прояснился позже, когда спустя несколько месяцев после свадьбы молодая княгиня скоропостижно скончалась, а князь Оболенский оставил мир и постригся в Ферапонтовом монастыре с именем Иоасафа. Свое служение Богу святой Иоасаф завершил на архиерейской кафедре в сане архиепископа Ростовского († 1489).
Блаженный Исидор получил откровение о своей кончине за несколько дней до смерти, и отошел ко Господу 14 мая (27 мая н.ст.) 1474 года. По его смерти от шалаша, в котором обитал юродивый, разлилось благоухание, оповестившее жителям Ростова о кончине угодника Божия. Вскоре над могилой св.Исидора был воздвигнут деревянный храм, который по приказу царя Иоанна Васильевича был заменен каменным. В 1770 году к храму был пристроен зимний придел во имя блаженного Исидора. Мощи святого находились в этом приделе под спудом. Блаженный Исидор почитался Русской Православной Церковью уже в XV веке. Царь Иоанн Грозный называл его одним из великих русских чудотворцев, благодаря молитвенному заступничеству которого в 1563 году был освобожден от поляков город Полоцк. В «Уставе церковных обрядов Московского Успенского собора» (1636) написано: «Мая в 14-й день Исидору Ростовскому благовест в лебедь, трезвон средний». «Иконописный подлинник» дает следующее описание внешности святого угодника Божия: «Подобием рус, власы велики, брада аки Никиты мученика, подоле, риза на нем едина разодрана серодикая, правое плечо наго, руки крестообразно, ноги голы».Служба блаженного Исидора была составлена в то время, когда еще можно было опасаться «поганского нашествия», то есть, очевидно, вскоре после кончины святого. На Соборе 1547 года вопрос о составлении службы блаженному Исидору не обсуждался, следовательно, она уже была написана. По свидетельству святителя Димитрия, митрополита Ростовского, по молитвам блаженного Исидора и после его кончины совершались чудесные исцеления людей, приходивших на его могилу с чистой верой и надеждой на помощь.
В советские годы церковь св.Исидора Блаженного подверглась перестройке: был уничтожен придел блаженного, сильно пострадали фрески, выполненные ярославскими мастерами братьями Иконниковыми. В 2002 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, и с 27 мая 2003 года богослужения в нем совершаются каждую субботу и воскресенье, во все великие и двунадесятые праздники. Молебен у мощей св.Исидора – каждую субботу в 11.00. Реставрация храма идет очень медленно, поскольку храм является памятником архитектуры, и все работы требуют тщательного подхода. Настоятель храма – священник Олег Ельцов, который с полным самопожертвованием занимается трудом восстановления этого замечательного образца ростовской святыни. С ним можно связаться при встрече или на сайте храма: www.isidor.pro.
Тропарь блаженного Исидора, Христа ради юродивого, глас 4
Просветився Божественною благодатию, Богомудре,/ целомудрием многим и терпением/ во временней жизни течение добре скончал еси./ Тем и по смерти яви тя светлость жития твоего:/ источавши бо исцелений благодать/ иже с верою притекающим ко святому твоему гробу,/ Исидоре блаженне,/ моли Христа Бога,/ да спасет души наша.
Кондак блаженного Исидора, Христа ради юродивого, глас 8
Взбранному и дивному в праведницех,/ иже убо от Христа дар чудес приимшему,/ похвальный ныне принесем глаголы,/ но яко имея дерзновение ко Святей Троице,/ Юже моли избавитися от бед рабом твоим, да зовем ти:/ радуйся, Богомудре Исидоре.