Протоиерей Максим Козлов: В духовной жизни отпусков не бывает
— C Петровским постом часто бывает такая проблема: даже люди, достаточно давно пребывающие в Церкви, нередко говорят: «Ну вот, это уже третий пост, сразу после Великого, да еще и июнь-июль, не слишком ли много?!» И действительно таких проникновенных церковных богослужений, как Великим постом, в эти дни нет. Да и сам праздник апостолов Петра и Павла, при всей его значимости, не сравнится с Пасхой. Именно поэтому многим непонятно – зачем этот пост? Тем более летом, в период дач и отпусков.
Конечно, если в дни Петрова поста попытаться себя расположить, как постом Великим, особенным побуждением к покаянию, то чаще всего ничего не получится. Ведь в теплые летние дни практически ни у кого нет такого внутреннего состояния, как в недели перед Пасхой. Однако если дать себе несколько иное целеполагание и постараться его исполнить, то, как мне кажется, и Петровский пост можно провести не без пользы.
Для себя я вижу, по крайней мере, две цели, которые вырисовываются из наступающего периода. Первое — это возможность несколько недель лета прожить не предельно расслабленным. Ведь когда человек прошел светлые пасхальные дни, время до Троицы, то неизбежно начинаются отпуска: хочется солнышка, отдохнуть, расслабиться. И пост – это как раз возможность «собраться»: не сокращать молитвенные правила, не жалеть себя, напомнить себе о духовной жизни через ограничение в отвлечениях, развлечениях и пище. А это уже серьезный шанс не превратиться в духовную амебу в летние месяцы, ибо от духовной жизни отпусков все-таки не бывает.
И второе. Вспоминая апостолов Петра и Павла, чей день Церковь празднует 12 июля, а также и других апостолов, память которых отмечается на следующий день, мы можем поставить себе еще одну цель поста – напоминание о христианском свидетельстве, которое должно быть в жизни каждого из нас. Да, отнюдь не у каждого это свидетельство словом и проповедью, к чему могут быть призваны только люди, имеющие специальные дарования, но у каждого – свидетельство какой-то инаковости, нетождественности духу века сего. При соприкосновении с жизнью современных православных христианин у многих нецерковных людей должен возникать вопрос: «Почему эти люди живут не по тем правилам и законам, с другими ограничениями, чем мы?» Если мы хотя бы породим этот вопрос среди окружающих, то исполним главную задачу Петровского поста.