В Свято-Тихоновском университете состоялся международный семинар по классическому образованию
Ученые и педагоги из России, Франции и Нидерландов собрались в актовом зале университета, чтобы обсудить проблемы, связанные с развитием классического образования.
Открыли семинар проректор ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов и первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов.
Выступление профессора Ю.А. Шичалина (директор Греко-латинского кабинета, заведующий кафедрой древних языков и древнехристианской письменности ПСТГУ) было посвящено исторической перспективе европейского образования в целом. По мысли профессора, основная задача, стоящая перед средней школой, состоит в том, чтобы переосмыслить базу, на которой строится среднее образование. Вопросы технического обеспечения образовательного процесса должны отойти на второй план, уступив первенство содержательным аспектам. Фундаментальный характер программы в средней школе должен состоять в том, чтобы научить тридцати векам европейской культуры, подчеркивая при этом определяющую роль христианства в обеспечении непрерывности культурной традиции.
Доклад Анн Коффинье (директор «Фонда в защиту школы» и директор-соучредитель ассоциации «Создай свою школу» в Париже) был посвящен состоянию среднего образованию во Франции, а также деятельности «Фонда в защиту школы». Согласно приведенным А. Коффинье данным, в настоящее время во Франции 80% учащихся посещают светские государственные школы, 18% — католические частные школы, которые частично финансируются государством. Государственное финансирование существенно ограничивает свободу данных школ: отсутствие возможности выбора образовательной программы, подбора педагогического состава и т.д. Частные школы, не смотря на то, что в плане программы обучения практически не отличаются от государственных, пользуются большей популярностью среди родителей по причине низкого уровня образования в государственных школах.
В течение последних 10-15 лет во Франции стали появляться свободные, независимые от государства школы. В 2008 году был учрежден «Фонд в защиту школы», основной целью которого является поддержка свободы частных школ, а также оказание финансовой помощи тем школам, которые находятся на материальном обеспечении родителей. Тогда же был создан институт для подготовки и переподготовки учителей начальных и средних школ. Данный фонд не является религиозной организацией, однако, декларирует приверженность христианским ценностям, которые лежат в основе европейской культуры, и необходимость признания таковых в качестве основополагающих для образовательного процесса.
Также А. Коффинье обозначила проблемы, характерные для европейского среднего образования. Во-первых, речь идет об утрате школьниками интереса к обучению. Проблеме раскрытия творческого потенциала и талантов детей более не уделяется должного внимания. Вместо этого, акценты смещаются на вопросы защиты прав и психологического состояния учащихся. Кроме того, отсутствует должное понимание творческой силы культуры, процессу образования противопоставляется новая иерархия ценностей, где превалируют материальное процветание и успех. Во-вторых, в последнее время наблюдается тенденция узкой специализации образования, большей частью технического профиля. Оказывается под угрозой возможность развития в школе фундаментальных наук, таких как философия, филология и других дисциплин гуманитарного направления. Образовательный процесс все более сориентирован не на формирование у ребенка творческого сознания, а на его дальнейшее успешное трудоустройство.
Что касается нравственного воспитания детей, то христианские ценности вытесняются, а насаждаются новые, такие, как политкорректность и толерантность. В католических школах (тех, которые частично финансируются государством) преподавание гуманитарных наук идет в отрыве от религии: программа гуманитарных предметов составляется отдельно от программы религиозных. Таким образом, эти школы в современных условиях не имеют возможности интегрировать христианское образование в процесс обучения.
Анн Коффинье предложила следующие пути выхода из сложившейся ситуации. Прежде всего, необходимо осознать значимость свободы школы — право родителей выбирать образование для ребенка и право учителей выбирать ту программу, которая более всего способствует развитию творческих способностей детей. Оба эти права закреплены во всех документах международного права и во французской конституции. Заслуживает внимания тот факт, что наиболее активной защитницей прав детей на свободное образование является Католическая Церковь.
Во-вторых, следует возродить гуманитарную направленность образования, которое формирует целостное мышление, и отказаться от узкой специализации. Кроме того, важными представляются переосмысление отношения к культурной традиции, осознание себя в качестве должников по отношению к прошлому. Такая позиция противоречит сегодняшним представлениям о жизненных идеалах. В современной педагогике ребенок мыслится как творец своего будущего, он должен осознавать значимость своей личности и судьбы. Фонд предлагает иную концепцию, в частности, делая акцент на изучении древних языков, что должно помочь ребенку воспринимать древнюю культуру как свое, родное наследие.
Следующим свой доклад представил профессор А.В. Шестопал (МГИМО). Выступающий говорил о необходимости переосмысления классического образования, отмечая при этом невозможность прямого возрождения системы образования XIX века. Основной задачей сегодня, по мнению А.В. Шестопала, должно стать развитие религиозного образования.
Доклад иеромонаха Тихона (Зимина) (преподаватель древних языков в МДА, директор православной гимназии во имя прп. Сергия Радонежского) был посвящен преподаванию древних языков в Московских духовных школах и необходимости развития православных классических гимназий. Отец Тихон рассказал о том, как в конце 90-х годов при МДА был создан греческий кабинет, а в программу обучения были включены древние языки в расширенном варианте. Выпускной дипломной работой в семинарии служили переводы святоотеческих текстов, лучшие из которых публиковались.
В гимназии прп. Сергия Радонежского древние языки какое-то время преподавались в старших классах в качестве пропедевтического курса, что не давало понимания важности классической образованности. В этом году латинский язык был введен в качестве обязательного в 5 классе. Греческий язык планируется ввести с 6 класса. Одной из проблем является то, что далеко не все родители осознают целесообразность изучения древних языков в курсе школы, что требует проведения дополнительных просветительских мероприятий. Отец Тихон подчеркнул, что изучение древних языков являет собой приобщение классической древности, способствует восприятию ребенком античной культуры в качестве общеевропейской и в то же время собственной культуры.
Гость из Нидерландов Ханс Крум (замдиректора по научной работе в классической муниципальной гимназии Хильверсума) поделился опытом преподавания древних языков и античной культуры. По его словам, в Нидерландах насчитывается 1320 школ и 42 независимые школы, которые дают классическое образование с обучением детей греческому и латинскому языкам. В самой гимназии, по оценкам Х. Крума, все ученики амбициозны, талантливы и учатся с большим энтузиазмом. Невзирая на светский характер обучения, детей учат восприимчивости к религии, формируют в них моральный стержень. Школы страны открыты разным религиозным традициям и политическим взглядам.
Доклад профессора В.М. Строгецкого (Славяно-греко-латинский кабинет, Нижний Новгород) был посвящен истории духовной семинарии в Нижнем Новгороде и возрождению классического духовного образования в семинарии и православных гимназиях города. В своем выступлении профессор также упомянул о деятельности Славяно-греко-латинского кабинета, который осуществляет повышение квалификации преподавателей, издает учебные материалы по разным предметам. Среди основных достижений Кабинета — издание учебника по латинскому языку для начинающих, учебника по греческому языку для духовных и светских учреждений, учебника по церковнославянскому языку для 5-7 классов; также издано 4 выпуска альманаха, в котором публикуются местные ученые. Докладчик рассказал об успехах Семеновской гимназии, ученики которой регулярно принимают участие в олимпиадах по древним языкам в Петербурге и Москве и неоднократно занимали призовые места.
В своих выступлениях участники семинара отмечали принципиальную неполноту российской системы среднего образования, в которой отсутствуют классические гимназии как общеобразовательные учебные заведения. Одним из способов решения этой проблемы могло бы стать создание в России Центра классического образования с целью подготовки и переподготовки преподавателей древних языков.