Что Церкви делать с молодежью?
В рамках XVII Международных рождественских чтений 16 февраля 2009 года в конференц-зале гостиницы «Метрополь» прошла Конференция, посвященная формам и методам работы с молодежью («Новые формы и методы работы с молодежью: православные молодежные организации и проекты») под председательством епископа Бронницкого Феофилакта.
Вначале с докладами выступили владыка Феофилакт и его сопредседатели Иеромонах Серафим (Петровский), заместитель Председателя Синодального отдела по делам молодежи Московского Патриархата, протоиерей Андрей Соммер, заместитель председателя Синодального отдела РПЦЗ по работе с молодежью, протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма св. мц. Татианы при МГУ.
Владыка Феофилакт отметил, что «молодежное служение» Церкви - это, прежде всего, служение-миссия, которое требует не только современных форм общения, но и профессиональной подготовки кадров. Владыка напомнил слова Святейшего Патриарха Кирилла, сказанные на недавних Сретенских встречах, о том, что сегодня в каждом «вставшем на ноги» приходе должен быть специалист по катехизации и работе с молодежью, и что в случае необходимости церковные общины должны брать на себя ответственность за их материальное обеспечение.
По мнению самого Владыки Феофилакта, и при каждом вузе должен быть если не храм, то православная община, которая бы могла свидетельствовать об Истине пред лицом своих сверстников. Поэтому одна из насущнейших задач - воспитывать креативных и харизматичных лидеров, которые могли бы стать во главе таких общин.
Но во всем, что касается работы с молодыми людьми, добавил епископ Феофилакт, необходимо помнить принцип «не навреди».
Прот. Андрей Соммер из Нью-Йорка поделился опытом жизни православного молодежного движения за границей. Одна из эффективнейших форм работы с молодежью в РПЦЗ, по словам о. Андрея - это молодежные съезды, которые проводятся в разных масштабах (от всезарубежных съездов до съездов в пределах благочиния) и всегда посвящены какой-нибудь теме. При этом молодые люди не просто слушают доклады, но работают небольшими группами (workshops). Workshops переносится и на приходскую практику, как аналог воскресных школ: молодые люди в такой форме изучают литургику, церковнославянский язык и т.д
Также о.Андрей выдвинул идею создания особой социальной сети, аналогичной уже существующим («Одноклассники», «ВКонтакте», «FaceBook»), но объединившей бы православных людей всего мира.
Иером. Серафим (Петровский) предложил довольно неожиданные формы работы с молодежью: оставлять некоторые из храмов открытыми допоздна, до 22-23 часов, чтобы в них всегда можно было зайти; миссионерствовать в таких храмах через богослужение, м.б. служить ночные молебны, литургии. Так же, по мнению о. Серафима, в работе с молодежью не надо пренебрегать никакими средствами и формами, не отрекаться от искусства, культуры, спорта. При этом важно избегать соблазна тоталитаризма, не стремиться во что бы то ни стало к массовости, и тем более - к единообразию, памятуя китайскую пословицу «пусть воспитают сто цветов, пусть соседствуют сто школ».
И обязательно напоминать молодым людям о том, что Бог - не только карающий Судия, но и любящий Отец.
Прот. Максим Козлов в своем выступлении сосредоточился, по его словам, на «негативе» - тех «подводных камнях», с которыми встречается Церковь в работе с молодежью.
Во-первых, из молодежи не надо создавать особую когорту, с которой необходимо носиться как с писаной торбой (ведь душа бабушки не отличается от души молодого человека) - это не полезно ни самой молодежи, ни Церкви. Во-вторых, молодежная миссия не должна забывать ни о Небе, ни о человеке: планка духовной жизни, к которой должно стремиться очень высока, конечная наша цель - безусловно, спасение души, но при этом мы имеем дело с живыми людьми, а не с удобными для воспитания и обработки куклами. И здесь остро встает вопрос о «языке», который, как кажется, все еще не найден, но, очевидно, должен избежать двух крайностей - упрощения и морализации.
Также молодежное служение и православные молодежные организации подстерегает опасность обмирщения: дело здесь не столько в языке или формах работы, сколько во внутреннем посыле: «поднять до уровня Церкви» или «снизить уровень Церкви»; не стоит поощрять и «самопроизвольно вырастающую тусовочность» - это отвлекает от Главного.
Молодежные движения обязательно должны избегать политизации, которая легко может привести к партийности - что было бы величайшим злом для Церкви. К тому же, «политические браки часто заканчиваются политическим вдовством».
О. Максим считает, что очень высокий миссионерский эффект дала бы православная телепрограмма в рейтинговое время на одном из центральных каналов. Для того, чтобы ее создать, стоит, по мнению прот. Максима, использовать все возможные ресурсы. А по контенту это должно быть «что-то вроде «православного Гордона»», обязательно предельно живое, искреннее и честное.
***
Заметим также, что некоторые из высказанных предложений вызвали настоящую дискуссию: так, идея создания «православной социальной сети» нашла как сторонников, так и скептически настроенных оппонентов, считающих, что вполне можно обойтись ресурсами уже существующих социальных сетей и что новая форма необязательно привнесет новое содержание, а потому, возможно, не так уж нужна.
Идея «молодежных» и «детских» литургий также оказалась небесспорной: при всей привлекательности такого начинания, оно может обернуться нежелательной обессмысливающей редукцией богослужения, хотя служба, несомненно, должна быть по возможности внятной и вместимой для прихожан разных возрастов и разной степени сознательности.
***
Работу конференции завершил ряд других докладов, где участники делились опытом и обсуждали перспективы работы которой предстоит немало, тем более, что 2009 год объявлен «Годом молодежи»