«Бог не есть Бог мертвых, но живых»
Эта суббота - одна из двух, которые предназначены для молитвы обо «ВСЕХ усопших от начала мира, которые провели жизнь благочестиво», как поется в стихире».
В чем смысл такой молитвы? О своих самых близких людях мы молимся каждый день: поминовение усопших родителей и сродников входит в состав утреннего молитвенного правила. В храме мы подаем за них записки. Но не у всех есть родственники и друзья, которые молятся о них. Да и вряд ли мы сможем назвать всех своих предков поименно. Для их поминовения в Церкви с давних времен были определены дни молитвы за души всех этих людей.
Молитва обо всех умерших - это не только помощь тем, кто уже умер. Это еще и напоминание живым о том, что Церковь едина. Ее единству не мешают не только расстояния, отделяющие верующих, но и разные формы бытия живых и умерших. «Бог не есть Бог мертвых, но живых»,- сказано в 22-й главе Евангелия от Матфея. «...с нами пребывает душа праведных, потому что слово их - с нами. Как живые, вещают они нам в своих уставах и учениях. Душа их живет и мыслит; Творец блюдет ее в Едеме, а тело их хранится в земле; до возвращения вверено оно ей, как залог», - писал преподобный Ефрем Сирин в «Надгробных песнопениях».
В эту субботу поминовение всех усопших напоминает живым о том, что «этот» и «тот» мир - две части целого, о том, что человечество - это единый организм, включающий в себя и живых, и умерших. Не случайно в церковном календаре Родительская суббота предшествует Неделе о Страшном суде. Ведь в день Страшного суда перед Богом предстанет все человечество. «мы не все умрем, потому что последний день мира застанет на земле живущих; но все изменимся, потому что тем, которых последний день мира застанет живыми, некогда будет умереть и быть погребенными, но их тела не подвергаясь смерти мгновенно изменятся из тленных в нетленные, какие будут иметь и воскресшие из мертвых», - писал об этом дне Святитель Филарет (Дроздов).
День Страшного суда - день всеобщего воскресения мертвых. Одна из стихир, которая поется в мясопустную субботу, начинается пасхальным восклицанием «Христос воскресе!». Задолго до Пасхи, до начала Великого поста, она звучит как радостное благовестие для нас, живых, и для тех, кого мы поминаем. Для всех людей, чающих «воскресения мертвых и жизни будущаго века», как сказано в нашем Символе веры.