Когда Церковь молится за усопших?
Умирающие православные христиане не перестают быть членами Церкви, сохраняя с нею и со всеми остальными ее чадами реальное, живое общение. В наиболее тесное взаимодействие друг с другом, со всей Церковью и с усопшими мы вступаем во время богослужения и молитвы. Молитва - главная сила этого единения и наш долг по отношению к нашим близким - как живым, так и почившим.
Этот наш долг - самое главное, что мы можем дать нашим родным. В песнопениях отпевания Церковь вкладывает в уста усопшего такие слова: «Молю всех знаемых (знакомых) и другов (друзей) моих: братие мои возлюбленнии, не забывайте мя, егда (когда) поете Господа, но поминайте братство и молите Бога, да упокоит мя с праведными Господь». Сами почившие ждут от нас наших молитв.
В будни и праздники
В будние дни в церковном богослужении больше молитв и о прощении грехов, и о частных нуждах верующих, и о упокоении усопших. В праздники же Церковь уменьшает число таких прошений, заменяя их прославлением «виновников торжества» - Господа, Божией Матери или святых. Во вселенские праздники мы забываем о своих собственных нуждах, радуемся и хвалим Бога, а воспоминания о том, что смерть нас на время разлучила с близкими, омрачили бы эту радость. В обычные дни Церковь не останавливает наших слез об усопших, потому что они облегчают наше сердце, в праздники же призывает утереть эти слезы. В особо отведенные для того дни все богослужение посвящено только просьбам упокоить преставившихся христиан. В праздники же такие молитвы сокращаются до минимума.
Утром, днем и вечером
За усопших мы молимся каждый день на ежедневных богослужениях. Церковный день по обычаю начинают отсчитывать с вечера, и уже на вечерней службе звучат слова молитвы о всех преждепочивших отцех и братиях наших, зде лежащих и повсюду православных - пока самые краткие. В монастырях каждый день совершается особая служба - полунощница, куда также включены трогательные молитвы об усопших. Эти полунощные молитвы не отменяются даже в воскресенье и звучат весь год, кроме Пасхальной недели. Краткие молитвы об усопших есть и в утреннем богослужении.
Вершина церковного поминовения
Главное, что мы можем сделать для наших умерших, - это поминовение на Литургии. Оно не запрещено нам никогда, даже в самые большие праздники. В начале Литургии священник в алтаре вынимает из просфор (богослужебного хлеба) частички, перечисляя имена живых и мертвых православных. Эти частички затем погружаются в Чашу с Телом и Кровью Христовой, и Церковь просит, чтобы Господь Своей Кровью омыл грехи всех, кто поминался на богослужении. Это самое важное, самое сильное, самое действенное поминовение. Оно происходит тихо и не очень заметно для внешнего взгляда, но однако по силе своей неизмеримо более значимо, чем все возгласные поминовения и панихиды.
Особые дни молитвы за усопших: Вселенские родительские субботы
Кроме молитв на ежедневном богослужении, Церковь выделяет некоторые дни года специально для заупокойного поминовения. Наиболее усиливаются заупокойные моления в две так называемые вселенские родительские субботы: перед неделями (воскресеньями) Мясопустной (с которой начинается Масленица) и Пятидесяницы (Троицы). В эти два дня живые члены Церкви приглашаются как бы забыть самих себя и, сократив до минимума воспоминания о святых, в усиленной молитве об умерших непрославленных членах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состояний, всех времен и народов, вообще всех прежде почивших, в истинной вере скончавшихся, - явить в полной мере свою братскую любовь к ним. Для этих дней составлены особые умилительные службы, а воспоминания о других праздниках, если они попадают на эти дни, переносится или вовсе отменяется.
Люди нередко смотрят на родительские субботы как на предназначенные главным образом, если не исключительно, для поминовения наших сродников и друзей. Однако Церковь призывает нас молиться и о тех, у кого уже не осталось на земле никого, и о тех, кто не имел ни родных, ни знакомых. У нас есть еще множество братьев во Христе, которых мы, и не видавши, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Можно в этот день и о упокоении великих писателей или ученых помолиться, о Пушкине или Менделееве: помнить-то мы о них помним, но часто ли стараемся помочь им молитвой?
Другие особые дни молитвы за усопших
Во 2-ю, 3-ю и 4-ю субботы Великого поста также совершается нарочитое поминовение усопших. Это также «родительские» субботы. Но здесь заупокойных молений значительно меньше и характер их не столь исключительный и всеобъемлющий, как там. Те две субботы - вселенские, эти три - просто родительские. Здесь поминовение родственников выдвигается на первое место, сопровождаясь, как и всегда, поминовением всех усопших. В будние дни Великого поста не совершается Литургия, поэтому нет и главного поминовения ни живых, не мертвых. Это восполняется на службах родительских суббот. И практически каждая суббота года выделена особенно для молитв о почивших. Суббота - день покоя Бога после трудов творения и день молитвы о тех, кто упокоился уже от земных трудов.
Есть у нас и такой день поминовения усопших, которого нет ни в древних уставах, ни у греков, - Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших в субботу перед 26 октября (днем св. великомученика Димитрия Солунского) установлено в 1380 году великим князем Димитрием Иоанновичем Донским для поминовения павших на Куликовом поле в битве с Мамаем 8-го сентября 1380 г. Естественно, что с этим поминовением воинов соединилось и поминовение всех усопших.
Радоница
Начиная с Великого Четверга (на Страстной неделе перед Пасхой) и до воскресенья после Пасхи не совершается никакой молитвы за усопших, кроме молитвы на Литургии. Нет ни панихид, ни поминовения на богослужении вслух по именам. В первый раз мы можем совершить панихиду во вторник второй седмицы (недели) после Пасхи - на Радоницу.
Третий, девятый и сороковой дни
Сверх общих дней поминовения, из глубокой древности идет обыкновение совершать о каждом усопшем в отдельности нарочитое поминовение в 3-й, 9-й и 40-й дни после кончины. Кроме того, подобно тому как живые обычно отмечают дни своего рождения и именин, установился обычай ежегодно совершать поминовение наших близких усопших в день кончины (рождение в новую жизнь) и в день тезоименитства. Однако в эти дни Церковь не вносит в обычное уставное богослужение никаких отдельных молитв о поминаемом. Нам предлагается не позабыть подать записку на поминовение на Литургии и, если нет церковного праздника, когда панихиды не совершаются, отслужить об усопшем панихиду.
Достаточно ли в году заупокойных дней?
Многие люди, особенно те, чьи близкие умерли в преддверии праздников, скорбят о том, что Церковь не разрешает служить панихиды в праздники и многие другие дни. Это понятно: хотя мы знаем, что главная жертва за усопших, - это поминовение на Литургии, мы его не видим и не слышим, оно происходит в алтаре, а нам хочется и самим поучаствовать в церковной молитве о наших близких - на панихиде. Однако насколько правильнее будет послушаться устава! Ведь молитва - это проявление нашей любви, а в Писании сказано, что «любовь не бесчинствует». Лучше не ставить свое желание вспомнить об умерших выше церковных обычаев.
Епископ Афанасий (Сахаров), составивший обстоятельный труд о поминовении умерших, писал: «Как-то в беседе с одним святителем мы коснулись вопроса о поминовении усопших в праздники. По поводу высказанных мною суждений по этому вопросу мой собеседник укоризненно заметил: «Очевидно, Вам не приходилось хоронить близких, поэтому Вы так и возражаете против праздничного поминовения усопших». Это замечание весьма смутило меня, так как, действительно, до этого времени мне не приходилось хоронить близких. В ноябре 1930 года скончалась моя мать. Это была первая и единственная незаменимая утрата... В моем одиночестве единственным облегчением скорби, единственным утешением было богослужение». Пять раз владыка Афанасий совершил сорокоуст (поминовение на сорока литургиях) о своей матери; поскольку большая часть этого времени приходилась на праздники и пост, нельзя было служить панихид и вносить в богослужение какие-то особенные песнопения об усопших. «При всем том не было чувства какой-либо неудовлетворенности, не замечалось какого-либо ущерба, а сыновняя любовь находила полное удовлетворение в принесении бескровной жертвы в память усопшей, - продолжает владыка. - Теперь я не боюсь уже укора, подобного тому, какой сделан был мне раньше, и со всею решительностью утверждаю, что только послушание Святой Церкви, подчинение Ее уставам может дать подлинное облегчение скорби, утешение в горе и полное удовлетворение потребности молиться о любимых».
Итак, не забывая дней, отведенных Церковью для панихид, можно понять и то, почему в другие дни устав призывает нас ограничиться поминовением усопших на Литургии.