Пост как свобода и необходимость
Многих смущает, что постов слишком много в Церкви. Напомню вам, что в течение года постом является каждая среда и каждая пятница. В среду Иуда предал Спасителя нашего Иисуса Христа, в пятницу Его распяли, Он умер. В знак этого уже со II века христиане постятся в среду и в пятницу. Кроме этих однодневных постов, опять же за исключением Святок (это период между праздниками Рождества и Крещения), а также периода Пасхальной и других сплошных седмиц, однодневными постами являются еще и Крещенский сочельник (это день накануне праздника Крещения), день Усекновения главы Иоанна Предтечи (большего из рожденных женами — помните, как о нем сказал Cпаситель) — 11 сентября по новому стилю и праздник воздвижения Креста Господня, 27 сентября по новому стилю, есть и многодневные посты.
Многодневные посты — это Великий пост перед Пасхой, 40 дней плюс 7 дней страстной седмицы. Это Петровский пост, обычно в июне-июле. Успенский пост в августе и Рождественский пост в ноябре-декабре. То есть четыре больших поста, и, кроме того, Церковь предписывает еще однодневные посты. В течение года среда и пятница и еще некоторые дни. Если вы хотите узнать об этом подробно, вы можете в каждом из храмов ознакомиться с календарем церковным постов, также можно этот календарь приобрести в любом книжном магазине.
Если посчитать, то всего посты занимают больше половины дней всего года. И многие христиане считают, что это неумолимое для всех, одинаково обязательное правило. Оно связывает христиан, оно не дает им вздохнуть свободно. Православная Церковь считает иначе. Да, есть некоторые рамки поста, рекомендованные для обычного христианина, находящегося в состоянии нормальной обычной аскетической жизни. Но, повторяю, эти рамки, эти правила даны для христианина, ведущего равномерную христианскую жизнь. Но наша жизнь бывает часто неравномерной и неровной, и тогда пост для нас может видоизменяться, или ослабляться или становиться более строгим. Например, никогда церковь не считала грехом есть скоромную, то есть не постную пищу больным людям, беременным женщинам или кормящим грудью матерям, а также путешествующим. Пост для них минимализируется. А детям, у которых идет становление и рост организма, просто глупо отказывать в стакане молока или твороге и мясе. Поэтому пост для детей видоизменяется. Детям рекомендуется отказаться от сладкого, а может быть, от развлечений, например, телевизора или компьютерных игр.
Но в любом случае критерием именно твоей духовной жизни, а Господь к каждому подходит очень индивидуально, должен быть совет духовника или духовного наставника. Духовник, а обычно это священник, поможет выбрать тебе индивидуальный аскетический путь, главное условие которого — как можно реальней переживать единство со Христом и любовь Божию. Никакого здесь обязательного, заставляющего, сковывающего человека канона нет. Церковь, повторяю, для каждого индивидуально определяет меру нужного для него и полезного для его души поста.
Помню, некоторое время назад мне попал в руки том писем святителя Феофана Затворника духовным чадам. Так вот, там на одной из страниц святитель Феофан пишет какой-то духовной дочери: а Вам во время поста благословляется не вкушать только мясного, а молочное обязательно ешьте. Для другого человека святитель Феофан более строгие правила цитирует и приводит. Это потому что, каждый человек, бесспорно, индивидуальность. Каждый человек имеет абсолютно свои отношения с Богом, и здесь нельзя всех подводить под единую шкалу. Кто-то более сильный, кто-то более слабый. Кто-то ведет пассивный образ жизни, кто-то работает в каменоломне, или рубит лес, или рельсы укладывает. Все люди разные, и для каждого человека Господь устанавливает через духовника особый для него, нужный путь, способ и меру поста.
И напоследок — несколько слов о строгостях поста. Существует несколько, если хотите, степеней строгости поста. Это строгий пост, когда разрешается для вкушения только растительная пища: овощи, фрукты. Это менее строгий пост, когда разрешается растительное масло. И пост более мягкий, когда, например, разрешается рыба. Чаще всего это в великие праздники и в воскресные дни в дни постов так разрешается.
Как я уже сказал, каждый должен свою меру поста согласовать с духовником, со священником. Другой вопрос, где духовника или опытного священника найти. Но, опять же, мы не устаем об этом повторять, что, братия и сестры, если вы ведете церковную жизнь, вы можете в храме на исповеди увидеть, близок священник вам, есть у вас, скажем так, какое-то душевное расположение или вы чувствуете, что этот священник вам не подходит. Если вы видите, что священник подходит вам по какой-то внутренней симпатии, вы можете подойти и попросить, чтобы он был вашим духовником. Так чаще всего люди и делают. После этого вы устанавливаете какие-то особые отношения со священником. Вы теперь у него исповедуетесь, он знает вашу жизнь, и он дает вам советы касательно вашей духовной жизни.
Ну и уже заканчивая нашу сегодняшнюю передачу, напомним для тех, кто сомневается в пользе постов, что, как отмечают современные врачи, пост оказывает положительное воздействие на организм человека. Некоторые врачи, мне недавно удалось прочитать, признают систему православных постов за оптимальный режим питания. Так что, братья и сестры, не будем отвергать себя и не будем отлучать себя от этой радости: испытать победу нашей души над телом нашим. Будем работать над собой, и пост, как одно из аскетических упражнений, помогающий нам в борьбе с нашими страстям, с нашими грехам. Он в этом смысле является нам всегда помощником и подспорьем.
Храни всех Господь, у микрофона был священник Константин Пархоменко.
В «Татьянином дне» впервые опубликовано 5 марта 2009 года