Ректоры духовных школ обсудили варианты богословского образования для приходских работников
Открывая совещание, ректор Московской духовной академии архиепископ Верейский Евгений напомнил, что Святейший Патриарх Кирилл поставил вопрос об открытии образовательных центров, в которых будут осуществлять подготовку специалистов по различным формам церковного служения (молодежная работа, катехизация, социальная работа, тюремное служение, миссионерское служение и др.) на заседании Высшего церковного совета.
- Многие виды такого рода деятельности возникли спонтанно, без определенной организации. Теперь есть поручение Предстоятеля Церкви рассмотреть вопрос о подготовке профессиональных кадров в этих направлениях, - сказал архиепископ Евгений.
Он отметил, что было бы естественно использовать для этого потенциал духовных учебных заведений и предложил собравшимся поделиться накопленным опытом.
Ректор Белгородской духовной семинарии и глава Синодального Миссионерского отдела Митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн рассказал о том, что в Белгородской семинарии действует проект по подготовке миссионеров. По словам владыки, пока что он новый, «пилотный».
- Это только начало того, что хотелось бы увидеть в дальнейшем, - сказал владыка.
Этот опыт можно использовать, говоря о будущих образовательных центрах. При этом, по мнению архиепископа Иоанна, сегодня важно определить три вещи:
1. Правильно ли, что образовательные центры будут открыты на базе семинарий
2. Каков будет объем учебных программ
3. Как быть с теми епархиями в частности, дальневосточными), в которых семинарий нет
Архиеписко Иоанн отметил, что теоретически можно использовать как базу ПСТГУ и РПУ, которые имеют опыт подготовки приходских работников. Что касается определения объема программ, очень важно понять, нужно ли приходским работникам в полной мере осваивать объем программы семинарии или же можно разработать по сокращенному, но достаточно полноценному варианту.
- Недоучек тоже не хотелось бы выпускать – сказал владыка.
Также он отметил, что важно обсудить и вопрос финансирования.
Первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов подчеркнул, что следует определиться со статусом образовательных центров.
- Мы можем называть их как угодно, но нужно четко понимать их место в системе государственного образования.
По сути своей, то, о чем говорится – это просто курсы. Другое дело, что можно говорить о развитии более серьезных программ и тогда «держать курс на бакалавриат», В этом случае приходские работники смогут иметь признаваемые государством документы об образовании.
Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий рассказал об опыте Нижегородский епархии, в частности, об Институте сестер милосердия при медицинском колледже (сестры получают и медицинское, и богословское образование, носят форму, имеют молельную комнату и храм и учатся отдельно от остальных студенток) и о 4-годичных курсах для монашествующих (на которых преподают приглашенные профессора).
Митрополит предположил, что возможно сотрудничество со светскими учебными учреждениями, когда студент учится по светской специальности и параллельно получает богословское образование (например, вечером, по своему желанию) и по окончании вуза имеет два диплома – государственного (по своей специальности) и церковного образца.
Митрополит Хабаровский Игнатий внес предложение о том, что можно определить стандарты базовых курсов, а определение объемов программ остальных дисциплин оставить на рассмотрение епархий.
Заместитель председателя Отдела по работе с молодежью Вадим Квятковский рассказал опрограммах подготовки приходских работников, которые реализует Отдел. Слушателям курсов выдаются документы о получении образования: тем, кто прошел курс объемом до 72 часов – справка, 72 часа – удостоверение, 144 часа – свидетельство, которое признается государственным.
Квятковский внес предложение разделить программы подготовки приходских работников на категории:
1. Краткосрочные курсы
2. Дистанционное образование
3. Полноценное очное образование (например, в РПУ и ПСТГУ)
Исполняющий обязанности первого заместителя председателяОтдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин) предложил несколько вариантов организационно-правовой формы образовательных центров:
1. Центр при семинарии (на базе семинарии)
2. Центр при светском вузе (на базе вуза)
3. Курсы повышения квалификации
4. «Виртуальные центры» - учрежденные епархиями юридические лица, которые имеют право осуществлять образовательные программы и определять их стандарт
Он подчеркнул, что «виртуальный» означает не обучение по интернету, а лишь форму, которая позволит тем, кто будет заниматься образовательными программами для приходских работников, иметь статус в системе образования и быть гарантией того, что Церковь признает их деятельность компетентной.
Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев указал на то, что образовательные центры для приходских работников (тем более - краткосрочные курсы) ни в коем случае не должны подменить полноценное богословское (семинарское) образование. По его мнению, человек должен стремится иметь фундаментальное образование и, уже имея его как основу, получать какие-то дополнительные знания, потому что человек, который окончил курсы, не может быть профессионалом и вскоре запас полученных знаний может истощиться и его служение не будет эффективным.
- Для любой профессиональной деятельности нужно фундаментальное образование. База в нынешних условиях – бакалавриат, специализация – магистратура. Без базового образования деятельность приходских работников может лопнуть, как мыльный пузырь, - предостерег он.
Впрочем, он отметил, что ПСТГУ готово предоставить ресурсы для краткосрочных курсов.
Ректор РПУ игумен Петр (Еремеев) рассказал о факультетах РПУ, которые готовят приходских работников, и напомнил, что по закону религиозное образование могут давать только религиозные учебные заведения, имеющие лицензию. Как вариант, он предложил открывать образовательные центры на базе вузов (например, в РПУ) или семинарий, например, делая центр одним из отделений семинарии наряду с остальными
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в ответ на слова игумена Петра высказался о том, что вводить инородную структуру в семинарию нельзя, потому что семинария- закрытое учебное учреждение. Использовать ресурсы семинарии – библиотеку, преподавателей – возможно, но образовательный центр должен быть самостоятельной структурой.
Ректор Якутской духовной семинарии игумен Андрей (Мороз) рассказал о дальневосточных реалиях.
Проректор Новосибирской духовной семинарии иерей Иоанн Реморов рассказал о том, что в Новосибирске как раз осуществляется подготовка приходских работников в тесном сотрудничестве с семинарией. Есть два образовательных учреждения – семинария и Богословский институт. Единицы разные, но имеющие единую администрацию, причем семинария выросла на базе института.
В Новосибирске организованы однолетние богословские курсы, дающие некие базовые знания (священная история Ветхого и Нового заветов, катехизис и еще ряд дисциплин). Те, кто окончил их и хочет продолжать учебу, могут поступить в семинарию или на бакалавриат в Богословский институт. С прошлого года существует также второй курс – надстройка к существовавшему однолетнему. Он не дает полноценного образования, но знакомит слушателей с разнообразными формами приходской работы, например, работе с молодежью или преподаванию в воскресной школе.
В заключение заседания собравшиеся договорились составить документ, который бы отражал основные идеи, высказанные на сегодняшнем совещании, и представить его на рассмотрение Святейшему Патриарху. О составлении конкретных образовательных программ на данном этапе говорить сложно. Ближайшая цель – выработать концепции образовательных центров, учтя весь имеющийся опыт и разные мнения.
«Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные», - этой цитатой из Первого послания к Коринфянам апостола Павла ректоры завершили рабочее совещание.