Смотри, ибо сильные и младые умирают...

Научный центр Рентгенорадиологии. Раковый корпус. Отец Аксий с подворья Соловецкого монастыря приходит сюда каждые две недели, чтобы причастить детей и их мам. Иногда покрестить или пособоровать. Страдание, боль, терпение и смерть совсем маленьких детей.

Научный центр Рентгенорадиологии. Раковый корпус. На 2-ом этаже - детское отделение. Около 30 ребятишек от года до 16, не считая мам (иногда и пап), больных раком крови и мозга. Бритые головы, скрытые кепками и платочками, причудливо расчерчены ярко-розовыми линиями разметки. Непослушные ручки и ножки, косящий глазик. Разбегающиеся пальчики упрямо сжимают карандаш. Рисование - самый любимый кружок, его ждут с нетерпением, даже если совсем тошнит от облучения и нет сил двигаться. Отец Аксий с подворья Соловецкого монастыря приходит сюда каждые две недели, чтобы причастить детей и их мам. Иногда покрестить или пособоровать. Страдание, боль, терпение и смерть совсем маленьких детей. С этими порой заданными, часто незаданными, но навсегда молчаливо повисшими в продезинфицированном воздухе больницы вопросами ему приходиться сталкиваться постоянно.

- Со взрослыми это как-то полегче проходит. Они с такими болезнями и жизнь жили, и что-то оставили после себя. А когда смотришь на мучения и страдания детей, то даже и у священника это поднимает бурю эмоций. Потом, конечно, успокаиваешься, пытаешься правильно воспринять ситуацию. Я стараюсь после каждого посещения поминать поимённо родителей и больных детей на литургии. Вот уже несколько детей на моей памяти отошли в мир иной. К одной девочке я ездил на отпевание этой весной. Есть дети, которые живут Божией милостью, избавились от этого недуга, но ситуация в целом здесь довольно напряжённая, хотя родители пытаются найти какой-то выход.

- Вам там тяжело?

- Вы знаете, я хожу туда почти 2 года, и когда подготавливаю себя психологически к тому, чтобы туда пойти, - Бог весть в каком состоянии кого можно застать - до того, как перешагнёшь порог детского отделения, страх всё-таки поднимается в сердце. Но когда прихожу туда, то всё куда-то исчезает, и появляется особенная радость общения с детьми, с родителями.

- Они стремятся к какому-то христианскому общению, утешению?

- Кто-то больше, кто-то меньше, как все люди. Но задумываться над жизнью, над своей жизнью, в первую очередь, болезнь детей родителей заставляет: вспомнить свою жизнь, вспомнить, думали ли они раньше об этом.

Конечно, вопрос «почему именно в моей семье? почему это коснулось именно моего ребёнка?» есть, и говорить слова утешения я стараюсь открыто, от чистого сердца, не подбирая каких-либо слов специально для того, чтобы утешать, если это вообще можно сделать в данной ситуации. Мне близки слова владыки Антония, митрополита Сурожского, о том,что никогда не следует говорить больному человеку, страдающему от того или иного недуга, который вы сами не перенесли, что вы его понимаете: вы не можете его понять, потому что сами не испытывали тяжести этой болезни. Как говорит апостол Павел, только искушаемый может помочь искушаемому. Но говорите всегда и везде, - продолжает владыка Антоний, - что вы готовы понести часть его страданий, готовы разделить с ним эту горькую долю; хоть как-то попробовать поучаствовать в его жизни, хотя бы выразить желание.

И я это говорил напрямую родителям, думаю, что я находил понимание в их сердцах, потому что с некоторыми из них завязались отношения. Мама одного мальчика из Томска приезжала сюда, мы с ней стараемся переписываться хотя бы с помощью смс-сообщений. Мальчик, к сожалению, скончался в конце июня этого года.

- Знаете, в отделении бывают дети, которые оказываются более мудрыми, чем взрослые. Сначала я думала, что дети в силу своего возраста просто не понимают, что с ними происходит... Вам так не кажется? Удаётся ли Вам общаться с детьми?

- Я стараюсь для взрослых детей проводить таинство исповеди в той форме, в которой это возможно; к сожалению, я не могу заставлять маленьких детей долго ждать, и в этом, конечно, недостаток моих посещений - места и времени у священника часто нет. Хватает, чтобы приехать, поговорить с родителями. Хотя, вы знаете, время можно найти, было бы желание поговорить отдельно с родителями, отдельно с детьми более взрослыми.

На исповеди именно такое впечатление и складывается, что дети, даже и взрослые дети, меньше унывают от своего состояния, и наоборот стараются даже поддержать родителей в эти тяжёлые дни и месяцы, когда болезнь прогрессирует.

Безусловно, когда смотришь на 2-3-летних детей, умиление приходит в сердце. Приходят мысли о том, что все мы виноваты в этой ситуации. И ответ на вопрос «почему именно дети болеют?», безгрешные, казалось бы, дети, маленькие, которые не отвечают за свои поступки, лежит на поверхности, поскольку святые отцы говорят о том, что страдания детей жертвенны.

Из Евангелия мы знаем, что мир будет существовать до той поры, пока добро будет превозмогать, превышать зло. Мы каждый день сталкиваемся со злом, царящим в мире, зла очень много, и явное непонимание того, что люди могут совершать добрые поступки по отношению друг к другу, руководствуясь корыстными помыслами, какой-либо выгодой. И добро, которое человек совершает в жизни бескорыстно, становится всё меньшей и меньшей долей. И тогда необходима жертва. Она кладётся на чашу добра, и тогда добро перевешивает. Эта жертва в какой-то степени не сознательная и добровольная, а в какой-то недобровольная. Я говорю родителям, чтобы вселить в них дух надежды, что они сильные, Господь видит их сердца, видит, что они могут нести этот крест.

Все мы слабые, мы виноваты в том, что эти дети страдают, что наши дети страдают, потому что это наше общее достояние. Я стараюсь побуждать людей задумываться над тем, о чём я сейчас сказал, видеть прежде всего свою ответственность за этих детей. Ведь часто грехи мы совершаем по своему неведению, и ложное дьявольское самооправдание берёт над нами верх. Мы говорим себе, что на исповеди я покаюсь и ладно уж, согрешу против какой-либо заповеди. Так вот, надо осознавать в этот момент, что если ты грешишь осознанно, то делаешь хуже какому-то ребёнку, потому что тогда зло увеличивается, добра нет, и нужна жертва.

Если каждый из нас, христиан, возьмёт на себя такую ответственность, вспомнит об этом, тогда, я думаю, и грех будет меньше распространяться, и детей будет меньше болеть, и добра будет в целом больше.

- Но можно ли считать жертвой человека ту жертву, которую он приносит несознательно?..

- Это богословский вопрос, я скажу свое частное мнение. Понимаете, ведь задача человека в чём? Чтобы меньше грешить, сохранить себя для Царствия Небесного. Если то, что происходит с человеком, помогает, то можно это использовать. Ведь в результате приходят к Богу и родители, конечно, если приходят, и знакомые. Пусть они хотя бы повернутся в сторону Церкви, хотя бы зайдут, потому что очень многие родители первый раз исповедуются, когда приносят больных детей в храм причащать. Конечно, кто-то боится, кто-то не желает, но, может быть, мои слова покажутся жестокими, если Господь видит, что для спасения какого-то количества душ необходима вот эта жертва, она будет. Именно для того, чтобы многие спаслись, для научения. А потом, глядя на этот пример, другие будут поступать так же.

- Вам ведь приходится утешать людей, чьи дети всё же умерли. Как Вам это удается?

- Это очень сложно. И без Церкви здесь практически невозможно, потому что человек может оказаться в жуткой депрессии. Главное в семье - объединится и никого не обвинять, потому что часто родители начинают обвинять друг друга в том, что не смогли сохранить данное им, начинают искать друг против друга выдуманные обвинения. Этого, конечно, делать не стоит. Как утешать? Опять здесь мне на память приходят слова владыки Антония. К нему подошёл один человек и спросил, может ли владыка Антоний стать его духовным отцом. Тот ответил, что до какой-то поры может взять этого человека за руку, чтобы вместе они пошли к Богу, но когда-то им нужно будет расстаться, чтобы человек шёл дальше. И на этом временном промежутке возможно идти вместе, если ты этого хочешь. Так и здесь.

Здесь главное - побудить, даже заставить человека пока бессмысленно, как ему кажется, ходить в храм, читать Псалтирь, читать Евангелие, совершать утреннее и вечернее правило, исповедоваться, причащаться. В конечном счёте это всё даст свой положительный результат, и боль отступит.

Ведь каждый из нас знает, что случись какая беда, даже не такая страшная, о которой мы сейчас говорим, то помолившись, испросив у Бога помощи, поблагодарив Его за то, что Он нас не оставляет, побыв в церкви, исповедовавшись и причастившись, душа каждого человека чувствует, что стало полегче. Наш крест не стал меньше от того, что мы исполнили всё необходимое, но нести его станет легче. Появляются силы, и родители говорят, что Господь помогает, Бог не оставляет.

Конечно, хочется каждому получить быстрое выздоровление, но, проанализировав ситуацию, проанализировав свою жизнь, большинство людей понимает почему так, и нет хотя бы постоянного ропота на Бога вроде «за что? отчего? почему?». Такое я встречал только один раз за эти 2 года, и то, я думаю, это был просто крик души, а не какое-то устоявшееся мнение человека о Божьем промысле в его жизни.



[1] См. Канон покаянный Господу нашему Иисусу Христу, песнь 7, 2 тропарь: «Видиши бо, яко сильнии и младии умирают»

 О том, как помочь детям из отделения ренгенологии, Вы можете узнать здесь: http://community.livejournal.com/rentgenorad/

                                                                                                                  http://anna-egorova.livejournal.com/

                                                                                                                  http://donors.ru/index.php

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале