Любить или гнобить? Православный психолог об отношении к себе

Должен ли православный человек себя любить и уважать? Нужно ли себя беречь или правильнее относиться к себе строго и безжалостно? Рассказывает практикующий психолог и коуч Инна Шукшина.
 
Инна Шукшина 

— Я часто слышу от православных людей, что нужно плохо относиться к себе во имя смирения. Святые писали о себе как о последних грешниках: это результат их самобичевания или радостного покаянного состояния, когда в свете Божием, в благодати человек кажется сам себе маленьким?

— Когда человек идет на исповедь и ругает себя, он получает внутреннее облегчение от чувства вины. Таким образом он как бы «зарабатывает» прощение. Но при таком раскладе в его жизни ничего не меняется: он приступает к таинствам, получает временное облегчение, а затем снова идет грешить. Подлинное покаяние подразумевает изменение мышления и поведения, когда человек уже не может поступать по-старому. Тогда происходит движение, приближение к образу и подобию Бога, а не бег по кругу без результатов.

Мы часто можем в православной литературе встретить мысль о том, что христианин должен помнить о своих грехах, о том, что он грязный, нехороший. И не всегда понятно, как верующий должен относиться к самому себе. Например, иногда христиане думают, что им нужно ненавидеть себя. И такие люди могут неосознанно выбирать друзей, которые будут плохо к ним относиться, супругов, которые не будут их уважать, — зато это позволит им считать, что таким образом мы учимся смирению. На практике часто это оборачивается созависимыми отношениями. Человек, который не любит себя, не будет развивать свои таланты, способности, выберет работу с недостаточной оплатой, возьмет на себя слишком много обязанностей, переутомится и доведет себя до истощения. На самом деле это ложное смирение, и такие установки обрекают человека на бедность и болезнь. Люди, которые любят себя и одновременно уважают других — развивают свои таланты и приносят гораздо больше пользы обществу.

Страх греха и потребность в развитии

— Мне кажется, если относиться к себе как к жалкому грешнику, как к существу низшего порядка, то отношения с Богом будут построены не на любви, а на страхе. Они не будут равными и радостными. Но это противоречит тому отношению к людям, о котором Господь говорит в Евангелии: Он нас называет Своими друзьями, то есть близкими и важными для Него людьми.

— Отношение к себе как к грязи вызывает огромное чувство вины. Но чувство вины и покаяние — не одно и то же. Можно посмотреть на плоды этого чувства: если оно сильно, человек ругает себя и больше уже ничего не может делать. Это защитная реакция от того, чтобы двигаться, ошибаться и продвигаться вперед. За таким «смирением» стоит страх уязвить свое эго, показаться некрасивым, неумным, не получить похвалу и одобрение. Получается, на первом месте стоит страх ошибиться, а не желание сделать что-то хорошее. Бог при таком подходе воспринимается как злой учитель, который нас постоянно ругает и ставит плохие отметки.

В притче о талантах человек, закопавший деньги, может быть, тоже считал себя просто недостойным грешником и поэтому боялся рисковать. А два других героя притчи решились, и в итоге не только сохранили, но и приумножили, и были вознаграждены. И суть Нового Завета не в том, чтобы мы бездействовали, боясь ошибаться, а в том, чтобы мы могли видеть, что нужно делать, понимать, чего ждет от нас Господь. Один из важных подарков Бога человеку — наше творческое начало.

Если мы не будем любить себя, мы не сможем творить, нам постоянно будет мешать страх, недовольство. Кто-то воспринимает любовь к ближним как действие (можно делать все по правилам, а что ты чувствуешь — неважно), но важно и то, чем мы наполнены. Мои многие православные клиенты воспринимают теперь любовь к себе как любовь внутри себя, когда фокус — не на минусах, а на своих сильных сторонах. И, кстати, самые успешные коучинговые техники роста говорят о том же: нужно развивать свои достоинства.

Фото: iStock 

Любовь или жалость?

— Слышала много в проповедях о том, что нужно относиться к себе безжалостно.

— Не жалеть себя — думаю, больше мужской подход. Об этом часто говорят священники, и возможно, мужчинам это хорошо подходит. Женщине обычно легко отдавать все другим, вокруг нас много замечательных хозяек, матерей, которые к тому же много работают, помогают в храме, занимаются благотворительностью или творчеством. При этом порой жалуются на мужчин, которые мало им помогают, лежат на диване. Для женщин более актуальна другая тема — не забывать о себе, потому что о других они обычно заботятся и так хорошо, не жалея себя. Если у женщины рождается ребенок, то она все внимание и заботу направляет на него. В женской природе есть потребность заботиться о других, это ей дается легко и иногда это происходит даже с избытком.

— Иногда люди боятся полюбить себя, мол, я тогда вообще стану эгоистом или не буду развиваться.

— В истинную любовь к себе входит стремление развиваться, расти и приносить пользу людям, а еще забота о себе. В таком состоянии все находится в балансе, без перекосов. Если человек делает все только ради себя, задвигая постоянно интересы других — это эгоизм, если только ради других — нездоровое самопожертвование, которое заканчивается истощением или обидой на тех, кто не ценит его усилия. Мы же не относимся к детям чрезмерно жестко, так и о себе тоже важно заботиться как о любимом ребенке Бога, это обязанность взрослого человека.

— Иногда говорят и о другой опасности любви к себе –загордиться своими достижениями.

— Про гордость за свои успехи мне нравится история о том, как Бог-Отец посмотрел в седьмой день творения на плоды Своих рук и сказал, что все сотворенное хорошо. И ведь Он не ругал себя, не говорил, что сделал что-то не так, что можно было бы и побольше постараться. Нам тоже важно выделить время для того, чтобы порадоваться своим достижениям, отметить их. Если мы не будем ценить плоды своей деятельности, нам не захочется ничего делать в следующий раз.

— Смирение и терпение — связанные вещи. А как понять, что вообще нужно терпеть, а что — нет, что нас разрушает? Часто слышу от многих фразу Ницше «Все, что нас не убивает, делает нас сильнее», так ли это?

— Самое важное — понимать, ради чего вы терпите, и оценить, стоит ли игра свеч. А то, что нас не убивает сразу, может убить постепенно. Нас делают сильнее в первую очередь приятные нам люди вокруг, радость творчества, преодоленные без лишнего стресса препятствия, наши достижения и наши внутренние качества. Делая каждый день маленькое усилие над собой, мы растем, развиваемся и становимся сильнее. А то, от чего нам плохо, где мы страдаем — по крайней мере, нужно думать, что можно сделать, как улучшить, рассматривать это как задачу, а не просто терпеть.

— Получается, адекватное отношение православного человека к себе — это с любовью и со снисхождением к своим ошибкам. Об этом очень красиво писал митрополит Антоний Сурожский: «Если Бог так в нас мог поверить, то мы должны верить в себя, но не в свои человеческие силы, не в свои способности»; «Мы обязаны верить в себя, потому что Бог в нас верит. Мы обязаны искать в себе то, что Божие, — не только то, что Ему принадлежит; все Ему принадлежит по праву, — но искать в себе все то, что нас делает родными Ему, сродняет с Ним, уподобляет нас Ему, делает нас на Него похожими»; «Мы должны любить самого себя; но не того эмпирического человека, которым мы являемся: самолюбивого, глупого, тщеславного и т. д., а любить того человека, который заложен в глубины наши как возможность и как призвание. Мы должны искать в себе этого человека, мы должны найти в себе этого человека, его беречь».

— Согласна, важно воспринимать себя немного проще. Не делать трагедию, если мы где-то повели себя глупо или некрасиво, ошиблись, а просто задать себе вопрос: а как бы мне хотелось сделать в следующий раз? Что мне для этого нужно, что я могу улучшить в этой проблеме, если мне это важно и нужно? Можно заботиться о себе так же, как если бы мы растили фруктовый сад. Иногда нужно не торопиться, а дождаться плодов, но важно и не забывать о поливе и о защите от вредителей.

Желаю читателям такого же спокойного отношения к себе, бережного и терпеливого, не как к плохому человеку, а в первую очередь как к старательному ученику в школе жизни. Ведь именно для этого мы и пришли в этот мир: научиться чему-то, вырасти и принести добрые плоды!

Беседовала Евгения Новосельцева

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале