Мой сын - студент
Мой сын – студент.
Три самых обычных слова. А поверить до сих пор – уже спустя почти две недели после приказа – никак не могу. Не получается совместить эти серьёзные слова со своей жизнью. Как же может так быть, что мой маленький – и уже студент…
Впрочем, я в самые серьёзные моменты всегда начинала думать: а это правда со мной случилось? Вот и семнадцать с половиной лет назад лежала в тёмной палате роддома одна-одинёшенька и всё думала: нет, не может быть, чтобы у меня – и сын родился. Наверное, мне всё это приснилось. И вдруг слышу: из коридора счастливая медсестра – всё обошлось в наших форс-мажорных обстоятельствах – радостно говорит в телефонную трубку: «Ваша Анечка родила мальчика…» И понимаю – правда.
Так и сейчас.
Сначала были олимпиады. Гримасы электронного заочного тура – распахнутые от ужаса глаза: «Мама, ты знаешь, я перепутал задания…» Страхи и ожидания: а вдруг не откроется, не прочитается. Радости и огорчения: где-то набрал, где-то не хватило. Очные туры – как правило, по воскресеньям да по праздникам. Так и отправлялись: я проводить свои филологические олимпиады, а сын – писать свои физико-математические. А в те редкие воскресения, когда мы добирались-таки до родного Трёхсвятительского, отец Александр радостно улыбался навстречу: «О, вот и они, наши жертвы олимпиадного движения».
На фоне традиционного уже ожидания самых разнообразных результатов очный тур олимпиады «Покори Воробьёвы горы!» проносится стремительным метеором: в понедельник регистрация, во вторник – 4 часа в аудитории, а в четверг в актовом зале Шуваловского корпуса из рук Садовничего – сертификат призёра. Восторги, скан сертификата – на стенку «ВКонтакте» и дальше тем же путём.
К началу апреля олимпиадный марафон заканчивается, а на горизонте уже виднеется ЕГЭ… И к последней неделе мая я наконец-то начинаю всерьёз бояться: а ну как провалит. И сын – виду не подаёт, но заметно: всё чаще сжатые губы, всё реже беззаботность во взгляде. Волнуется. Но не паникует, и это хорошо.
И опять ставшее уже привычным ожидание: ЕГЭ написаны, а результаты ещё когда будут. И надо как-то прождать всё это время. Тем более что подробностей не дождёшься, в лучшем случае будет: «Ну, вроде решил…» А я-то знаю, что в его лексиконе отдельно существуют слово «решил» и словосочетание «решил правильно».
И результаты настигают по-разному. Математику вывесили глубокой ночью, когда наши всем классом поехали на дачу праздновать окончание сдачи экзаменов. Вдруг звонок на домашний в первом часу ночи – взволнованная бабушка берёт трубку и мы слышим её изумлённое: «Сколько??? Не может быть!!!» И нам: «Девяносто шесть!!!» И мы отвечаем все вместе хором на всю квартиру: «Ураааааа!!!»
А физику, которой все наши «физматики» страшно боялись, должны были вывесить на следующий день после выпускного. И ребята договорись, что если вдруг результаты будут раньше, в день выпускного они всё равно не будут смотреть – чтобы не испортить праздник. А на следующее утро результаты пришли в школу и одна из учительниц написала всем. Но на сайте ещё ничего не было, и мой ребёнок сказал: «Я вроде как знаю, но боюсь поверить, поэтому вам пока не скажу. Но если так, то это лучше, чем я надеялся». И ушёл гулять с друзьями, потому что ждать уже больше не было сил. И всё действительно оказалось хорошо.
А ведь ещё был последний звонок: и родительский реп в нашем – в футболках, джинсах и бейсболках – исполнении, и музыкальное поздравление учителям, исполненное всем классом, и дерево, посаженное во дворе школы, и трогательное поздравление от детского сада – будущих первоклашек, под которое в зале утирали слёзы мамы и папы, и потрясающий капустник… А ведь был ещё выпускной: и я шла в вечернем платье под руку с сыном в строгом костюме и галстуке – впервые в жизни, и вручение аттестатов, когда директор школы для каждого из семидесяти с лишним выпускников нашёл свои слова поздравления, и школьный бал, и фейерверк во дворе школы, и сияющие глаза детей и грустные улыбки учителей, и всё это окрашено такой светлой надеждой, что совершенно точно кажется, что у них у всех всё-всё-всё дальше будет не просто хорошо, но – отлично!
И вот аттестат на руках, и уже ясно, что одну из олимпиад зачтут за сто баллов вместо внутреннего экзамена в МГУ, и снова понятно, что опять надо только ждать.
Мой сын был нетипичным абитуриентом. Он поступал в один вуз на один факультет на одну специальность, куда сразу же принёс оригинал аттестата. Ему не звонили из приёмных комиссий, от него не ждали решения, перед ним не стояла проблема выбора, потому что выбор был сделан изначально. В какой-то момент я слабовольно сказала, мол, может, всё-таки на всякий случай ещё куда-нибудь? И услышала в ответ: «Ты знаешь, я не люблю метаться, я предпочитаю принять решение – и уж либо выиграть всё, либо всё проиграть». И я поняла, что уважаю и ценю эту позицию. И что уж там – горжусь.
А потом были списки и три слова рядом с фамилией – «рекомендован к зачислению». И всё уже стало совсем ясно (хотя где-то в глубине души я ещё боялась какой-то технической ошибки), и ребёнок уехал в Архангельскую область со сретенцами восстанавливать храм, и вечером пятого августа, когда он уже снова оказался в зоне действия сотовой сети, я прислала ему смс с номером и датой приказа о зачислении. А сама читала и перечитывала: «На основании решения Центральной приёмной комиссии по представлению приёмной комиссии механико-математического факультета настоящим приказом зачисляются на бюджетной основе с 1-го сентября 2012 года студентами первого курса очного обучения механико-математического факультета МГУ по специальности “Фундаментальная математика и механика” следующие лица..."
Я понимаю, что на самом-то деле всё только начинается. И в этой взрослой жизни, двери которой открываются сейчас для моего ребёнка, не всё будет благополучно, безболезненно и спокойно. Придётся не раз делать непростой выбор, принимать нелёгкие решения, идти непроторённой дорогой. Но в то же время сейчас – как никогда – хочется верить, что наши дети пройдут своим путём достойно, что им не придётся жалеть о сделанном выборе и стыдиться самих себя.
Мой сын – студент.
Слава Тебе, Господи!