Дистанционное обучение повлияло на планы абитуриентов

Ситуация, сложившаяся из-за пандемии коронавируса, изменила планы каждого пятого выпускника, мечтавшего поступить в вуз на бюджет, — теперь выбор сделан в пользу платного отделения. Дистанционное обучение подкосило уверенность абитуриентов в своих знаниях — половина убеждена, что удаленный формат не позволяет качественно подготовиться к ЕГЭ.
Фото: «Известия» 

22% выпускников отказались от надежды поступить в вузы на бюджетные места — неуверенность вселило дистанционное обучение, на которое школьники перешли из-за эпидемии коронавируса. Это следует из данных опроса образовательной компании Maximum Education, сообщают «Известия».

68% респондентов уверены в своем решении поступать на бюджет, еще 7% изначально планировали получать платное образование и остались при своем мнении. 3% респондентов, до удаленки рассчитывавших учиться на коммерческой основе, теперь попытают счастья с поступлением на бесплатные места.

При этом абсолютное большинство (70%) абитуриентов считает, что поступить на бюджет в этом году будет сложнее, чем в прошлом. Только четверть респондентов (25%) предполагает, что зачисление пройдет примерно так же. А 5% школьников надеются, что поступить на бюджет окажется даже проще, чем год назад.

Не уверены выпускники и в успешной сдаче школьных экзаменов. Половина (51%) респондентов отмечают негативное влияние дистанционки на подготовку к ЕГЭ. Правда, у 33% школьников диаметрально противоположное мнение. 16% не видят разницы между учебой оффлайн и онлайн.

Генеральный директор компании Михаил Мягков Maximum Education согласен, что уровень стресса и переход на дистанционное обучение сказался на оценке выпускниками своей готовности к экзаменам: «Мы видим, что чуть больше половины одиннадцатиклассников оценивают дистанционное обучение как негативный фактор».

Однако, добавил он, скорее всего, это связано не с объективными обстоятельствами (ведь многие продолжают готовиться онлайн с репетиторами и заниматься на курсах), а с общей тревожной атмосферой и неясными сроками сдачи экзаменов.

Платное — дешевле

Даты ЕГЭ на сегодняшний день не установлены. Сначала первый экзамен перенесли на 8 июня, однако 13 мая Минпросвещения анонсировало, что тестирование состоится позднее. Пресс-служба Рособрнадзора 14 мая заявила, что предварительная дата — 19 июня, но, возможно, ЕГЭ начнут и позже.

По словам члена Общественной палаты России, ректора РГСУ Натальи Починок, на Совете ректоров вузов звучала и обсуждалась дата 20 июня. Однако, отметила она, этот сценарий маловероятен. Скорее всего, в Москве провести экзамен 20 июня не удастся, а ЕГЭ должен состояться в один день во всех регионах. При этом вузы все равно будут ориентироваться на сроки экзаменов и начинать приемные кампании после их объявления. 

«В любом случае, если мы принимаем в колледж ребенка, то по среднему аттестату. То есть отмена ОГЭ для девятиклассников для нас не имеет значения. Для поступления в вуз нужен ЕГЭ. Поэтому принять без него мы не можем», — цитирует газета Починок.

 
Учитель физики Лилия Даминова во время урока в дистанционном формате в гимназии №179, Казань
Фото: ТАСС 

Начало учебного года в высших учебных заведениях пока намечено на 1 сентября. При этом ожидания вузов по поводу количества платных студентов не очень оптимистичны.

«Доходы населения сильно упали, и, безусловно, это отразится на платных студентах. Мы, например, в нашем университете прогнозируем, что на коммерческие направления придет 50% или даже треть от запланированного числа», — сказала Наталья Починок.

Заслуженный профессор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина полагает, что причиной выбора платного обучения может быть дороговизна подготовки: «Сейчас, чтобы подготовиться к бюджету, надо тратить деньги — на репетиторов, на курсы. Возможно, часть семей решила, что нет смысла расходовать их — всё равно очень большой риск не пройти. Лучше сдать ЕГЭ как получится, и с теми баллами, которые есть, учиться платно».

Согласно результатам исследования, почти 8% будущих абитуриентов передумали ехать учиться в другой город и останутся на малой родине. 41% школьников и до пандемии планировали учиться дальше у себя в регионе. 51% все еще намерены получать высшее образование в других городах.

Наталья Починок связала это с развитием региональных вузов. По ее словам, в последние годы они стали точками притяжения в своих субъектах и могут предложить сильные программы.

А Ирина Абанкина считает, что жизнь в другом городе многим студентам после пандемии коронавируса будет просто не по карману: «Жить далеко от дома, в общежитии или в съемной квартире, — это, с одной стороны, довольно большие риски, с другой, дополнительные расходы. Поэтому если есть возможность остаться в семье, минимизировать переезды и все остальное — в условиях коронавируса, общих кризисных явлений, снижения доходов, это решение, безусловно, выглядит разумно».

Кроме того, добавила она, проблемы малого и среднего бизнеса лишили студентов возможности подрабатывать и таким образом собирать себе на учебу.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале