Застольный разговор с грузинским архиереем
Владыка Серафим (в миру Фома Джоджуа) родился 15 февраля 1961 года, на праздник Сретения, в Сухуми. В детстве он мечтал о профессии художника или архитектора. Отслужив в армии, окончил Тбилисскую академию художеств. К этому времени Фома решил стать монахом. В 1992 году он принял монашество: Грузинский Патриарх Илия Второй нарёк ему имя в честь своего любимого святого, преподобного Серафима Саровского. В 1995 году он стал епископом на Боржомской кафедре, а с июня 2011 года – митрополитом Боржомским и Бакурианским.
– Епархия наша небольшая, население в её пределах около сорока тысяч человек, – рассказывает владыка Серафим. – Она была создана в 1995 году. В самом Боржоми – а это маленький курортный город, проживают 18 тысяч человек. Все знают минеральную воду «Боржоми», которую, к сожалению, перестали продавать в России. Благодаря этой воде случилось множество исцелений. У нас много старинных храмов, есть монастыри Х –XII веков. Наша большая гордость – Новый Саров, храм в Боржомском лесу во имя моего любимого святого, преподобного Серафима Саровского. По фотографии 1903 года мы в точности воссоздали камень, на котором молился великий святой, и ближнюю пустыньку. Некоторые паломники, приехав к нам впервые, даже думают, что преподобный Серафим бывал у нас в Грузии. Кроме того, наша епархия связана с царской семьёй: в имении Аббас-Туман жил и умер в 1899 году от туберкулёза брат последнего российского императора великий князь Георгий Александрович. Его сердце похоронено здесь. В этом я вижу символическую связь между Россией и Грузией, между русским и грузинским народами.
– Много у вас бывает паломников из России?
– В прошлые времена в Боржоми каждый год приезжало огромное количество туристов из России, более ста тысяч человек. А теперь – всего несколько тысяч в год. Многие напуганы антигрузинской пропагандой в российских СМИ. Помню, однажды во время богослужения я заметил в нашем кафедральном соборе незнакомого мужчину, похожего на священника. Я попросил келейника подойти к нему и расспросить. Оказалось, это батюшка из Магадана. После службы мы с ним разговорились. «Почему же вы так скромно стояли в храме, без священнических одежд?» – спросил я его. Он ответил, что его запугали рассказами о бесчинствах грузин по отношению к русским: мол, и камнями будут бить, и рясу сорвут. На самом деле грузины очень доброжелательно встречают любого гостя из России, несмотря на то, что наши народы пытаются поссорить политики.
– Даже пятидневная война 2008 года не изменила этого отношения?
– Эта война была трагической ошибкой. В те дни мы в Боржоми готовились к тому, что и к нам придут российские танки, хотя наш город в стороне от основной трассы. Я сказал тогда начальнику полиции: «Если увидите танки, зовите сразу меня, я выйду к ним и скажу: мол, ребята, не стреляйте, ведь и мы, и вы – православные». А сам молился преподобному Серафиму Саровскому, чтобы он защитил наш город от разрушений. И вот на окраине Боржоми показался средний танк. Он остановился у въезда в город. Из люка высунулись офицер и солдат. «Мы приехали к вам попить боржоми, мы ещё с детства много слышали о вашем курорте», – сказал офицер. Представляете, эти танкисты сделали крюк почти в тридцать километров, чтобы выпить нашей целебной водички! Они искупались в Куре и повернули назад. Так по заступничеству преподобного Серафима наш город не пострадал. Мы веками жили вместе: русские, грузины, абхазы, сидели за одним столом, произносили тосты, веселились, никто не придавал никакого значения национальности друг друга, и всего за несколько лет так всё изменилось.
– Сейчас эта ситуация не начала меняться к лучшему? Насколько мне известно, грузинскую визу туристу из России можно получить прямо на границе за пять минут.
– Это так. Но такое решение принято Грузией в одностороннем порядке. К сожалению, российское руководство не пошло на ответный шаг. Я ждал визу в Россию около года, и мне было очень сложно её получить, притом что я – митрополит, большой друг России, и это всем известно. Моя группа паломников, с которой я приехал в Москву, должна была быть ещё многочисленнее: многим так и не дали российскую визу, и им пришлось остаться дома.
– Владыка, Вы получили монашеский постриг, священство и архиерейство от Святейшего и Блаженнейшего Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии Второго. Расскажите, пожалуйста, о нём.
– Наш Святейший Патриарх – самый уважаемый человек в Грузии. Нет ни одного грузина, который не любил бы его, даже атеисты преклоняются перед его авторитетом. Он руководит Грузинской Православной Церковью уже почти тридцать пять лет. Во время любого грузинского застолья второй или третий тост обязательно звучит за здоровье Патриарха. Я благодарю Бога за то, что мой духовный путь начался и продолжается рядом с ним. Он для меня пример во всём, а самое главное – пример любви к людям, пример неосуждения, пример любви к братскому народу России. Недавно Святейший Патриарх выступил с удивительной инициативой: он пообещал лично крестить каждого третьего ребёнка, который родится в грузинской семье. И многие специально решили родить третьего ребёнка, чтобы его крёстным был Патриарх Илия. Около двадцати тысяч детей он уже таким образом окрестил. И эта тенденция продолжается, несмотря на то, что Патриарх уже в очень солидном возрасте – в январе ему исполнится восемьдесят лет.
– Владыка, что бы Вы пожелали российским студентам?
– Я приглашаю ваших студентов к нам в Грузию. Наша земля хранит древнюю историю христианства, освящена кровью многих мучеников и святых. Приезжайте к нам, помолитесь у наших святынь, посмотрите, как грузины по-прежнему тепло относятся к русским. Мы будем искренне рады каждому гостю!