На Кавказе воюют все и всегда? ( Ч.1)

В начале сентября прошлого года, когда еще свежа была память об осетино-грузинском конфликте, нам удалось побеседовать с клириком, живущим и служащим недалеко от зоны военных действий, во Владикавказе, - диаконом Дмитрием Асратяном.

 

Мы много говорили не только он недавно прошедшей войне, но и о ситуации на Кавказе в целом, о том, как живут там люди, как живет на этой «окраине» государства Православная Церковь.

- Отец Димитрий, расскажите немного о себе.

- Я родился и вырос в Тбилиси. После школы,в 1988 году, поступил в Московский университет, который закончил в 1996 году (филологический факультет, отделение теоретической и прикладной лингвистики).Неудивительно, что в течение длительного времени я был прихожанином университетского храма - я стал им практически сразу после крещения, там венчался, там крестил большинство своих детей.

С 1994 года, еще во время учебы в университете, я начал сотрудничать с Институтом перевода Библии (тогда еще Стокгольмским, сейчас он находится в Москве) - в качестве богословского редактора осетинского перевода Нового Завета. Я стал часто бывать в Северной Осетии, а с 1996 года жил по большей части во Владикавказе. С Божьей помощью работу над Новым Заветом мы закончили несколько лет назад, а я так и остался в Осетии. Сейчас я продолжаю сотрудничать с группой осетинских переводчиков,которые работают над Ветхим Заветом - уже в составе группы Российского Библейского Общества.

В 2005 году я был рукоположен во диакона епископом Ставропольским и Владикавказским Феофаном. Несу послушание во владикавказском кафедральном соборе Георгия Победоносца, сотрудничаю с церковными средствами массовой информации - с газетой и сайтом «Православная Осетия»http://www.blagos.ru/.


 

Кавказ - взрывоопасная среда

- Как получилось, что одна часть Осетии вошла в состав России, а другая - в состав Грузии? Можно ли сказать, что именно это создало в Южной Осетии взрывоопасную среду?

- Весь Кавказ - достаточно взрывоопасная среда. Тому есть и объективные причины -очень мало земли и очень много народов. Хотя расхожее представление о том, что Кавказ - это место, где все всегда воют и воевали, не более чем миф. По большей части люди живут вполне спокойно, но во многих местах сохраняются предпосылки для межнациональных конфликтов. Сколько-нибудь определенные границы между зонами расселения того или иного народа по большей части отсутствуют. В течение веков по разным причинам происходили значительные миграции этносов. Менялся состав населения,одни народы становились более многочисленными и расширяли территорию своего влияния, другие, напротив, оттеснялись.

В результате реальные межэтнические границы - очень зыбкие, а политико-административные не могут не быть искусственными. Характерно, что среди всех народов Южного Кавказа, получивших в рамках СССР государственность на том или ином уровне (абхазы, азербайджанцы, армяне, грузины и осетины),бытует убеждение, что советские границы - результат дискриминации именно их этноса. В этом плане особую опасность приобретает весьма распространенный, нопо большей части совершенно неоправданный аргумент «исконной территории».

Сейчас нередко говорят, что осетины - разделенный народ, не без оснований обвиняя в этом разделении советскую власть. В то же время надо констатировать, что северных и южных осетин разделил не только волюнтаризм большевиков, но и Главный Кавказский хребет, веками служивший природной границей. Так уж получилось, что осетины селились по обе стороны гор, причем многие южане гораздо активнее контактировали с соседями-грузинами, нежели с осетинскими соплеменниками к северу от хребта. К тому же в определенный исторический период осетины активно заселяли и районы Внутренней Грузии.

Так что какие бы границы ни нарисовали в годы национально-государственного строительства , вряд ли бы они удовлетворили все «братские советские народы» и адекватно отразили их расселение. В административные границы Южной Осетии,включенной в состав Советской Грузии, вошли не только собственно югоосетинские селения, но и некоторые районы грузинского региона Шида Картли. Столицей автономной области стал древний многонациональный Цхинвали, где в начале XX столетия самым многочисленным этносом были грузинские евреи. А издревле населенные осетинами верховья Терека и Арагви, родина классика осетинской литературы Сека Гадиева и великого лингвиста Васо Абаева, остались за пределами автономии.

Впрочем,сами по себе административные границы в советское время были прозрачными и мало что значили. Более существенно, что разделение немногочисленного осетинского народа между двумя союзными республиками стремились углубить и закрепить на всех уровнях. В частности, в 1938 году было принято решение - удивительное с точки зрения лингвистики и здравого смысла - восстановить в Северной Осетии кириллицу (в 20-е годы осетинская письменность была переведена на латиницу) в а в Южной Осетии ввести грузинский шрифт. К счастью, после смерти Сталина единая графика была восстановлена, однако и в годы брежневского «развитого социализма»насаждался тезис о том, что южные осетины ближе к грузинам, чем к северным осетинам.

Как бы то ни было, мирная жизнь и вековые связи, веками складывавшиеся между грузинами и осетинами, трагически прервались. В Тбилиси объявили, что Южная Осетия -выдумка большевиков и приняли решение о ликвидации автономии. Увы, и сейчас, после двух войн, в Грузии нередко настаивают на том, что южные осетины -«гости» на исконно грузинских территориях.

Церковный реанимобиль

- Совершенно очевидно, что конфликт, произошедший в августе, всеми воспринимался как трагедия. Можете ли Вы  рассказать, как была организована гуманитарная помощь?

-Русская Церковь откликнулась на происходящее в первые же дни. По благословению Святейшего Патриарха Алексия были собраны значительные средства. Зону конфликта неоднократно посещал наш Владыка, архиепископ Ставропольский и Владикавказский Феофан, священнослужители и монашествующие нашей епархии. Помощь пострадавшим в Южной Осетии стало одним из главных направлений работы Синодального отдела социального служения, глава которого, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, дважды посещал Цхинвали в ходе реализации многоэтапного гуманитарного проекта Русской Церкви.

В Москве приняли решение не выдавать пострадавшим денег наличными,а направить все собранные средства на приобретение предметов и техники. Для тех,кто остался без крова, в конце августа было закуплено большое количество предметов, необходимых для восстановления хозяйства - посуды, кухонной утвари,бытовой химии. Каждый набор, рассчитанный на одну семью, представлял собой огромную, до отказа заполненную хозяйственную сумку. Во Владикавказе мы упаковали 500 таких сумок, а затем их доставили в Цхинвали, где раздали нуждающимся.

Но это была реализация только небольшой части собранных средств. Затем были еще несколько этапов - в частности, были закуплены 15 машин скорой помощи, в том числе три реанимобиля. Властям Южной Осетии их передали митрополит Сергий и архиепископ Феофан.

- Мы слышали о десятках тысяч беженцев в Аланском женском монастыре...

- Богоявленский Аланский женский монастырь сыграл в эти месяцы очень большую роль. Он расположен близ Алагира, в начале Транскавказской магистрали, соединяющей Север и Юг Осетии. Именно здесь была оказана первая помощь многим беженцам. Некоторые из них были размещены в реабилитационном центре, действующем при монастыре (этот центр был построен для реабилитации пострадавших в ходе бесланского теракта 2004 года). Обитель стала штабом помощи; матушка настоятельница, монахиня Нонна (Багаева), и насельницы монастыря трудились не покладая рук, помогая и тем, кто обрел временный кров в его стенах, и тем, кто остался в своих разрушенных домах на юге.

Продолжение следует...

Фотографии Осетии -  Александра Болмасова

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале