На Кавказе воюют все и всегда? ( Ч.2)
Горцы видели апостола Андрея
- Как исторически проходила миссия Православной Церкви в Осетии? Когда началось «воцерковление» этого региона?
- Традиционно считается, что на Кавказ христианство принес апостол Андрей. Как бы ни относились к этим преданиям светские историки, уже в первые века нашей эры христианство было представлено на Северном Кавказе, в том числе и среди алан. Древнейшим храмом на территории современной России обычно называют Софийский собор в Великом Новгороде, но в действительности самые старые храмы сохранились на Северном Кавказе, в нынешней Карачаево-Черкесии - они были построены во времена расцвета Аланского государства.
Многие народы на Кавказе могут в той или иной степени считать себя потомками алан, но только осетинский язык - последний лингвистический реликт некогда обширного скифо-сарматского мира - непосредственно восходит к аланскому. Так что предки осетин были хорошо знакомы с христианством задолго до Крещения Руси, существовала Аланская митрополия...
- Кому она подчинялась?
- Константинопольскому Патриархату. Сохранившиеся храмы построены в византийском стиле. С другой стороны, южные осетины, очевидно, находились также в зоне культурного и духовного влияния Грузинской Церкви.
Катастрофой для алан и Аланской митрополии стали монголо-татарские нашествия. После вторжения Тимура лишь малая горстка алан смогла спастись в нескольких ущельях в центральной части Кавказа. В течение нескольких веков не только осетины, но и большинство народов и племен, населявших высокогорные регионы Кавказа, не имели контактов с мировым Православием. Постепенно на всем Северном Кавказе распространился ислам. Единственным исключением стали осетины, хотя и среди них ислам получил некоторое распространение.
Народный культ не знал Христа
- У них вообще не было церковной организации?
- В послемонгольский период Церковь как институт уже не существовала, но народные верования приняли форму своеобразного «народного христианства». Несмотря на отмечавшиеся этнографами проявления «язычества», осетины оставались монотеистами.
Почитание святых, хотя и приобрело непривычные для канонического Православия формы, очевидно связано с ним генетически. Наиболее чтим в Осетии святой Георгий, а также Дева Мария, святой Илья и Николай-угодник. Народный календарь праздников и постов в значительной степени соотносится с православным - есть и Великий, и Рождественский посты. Правда, при этом нет сколько-нибудь внятных представлений о Троице и о Христе. Можно сказать, что народный культ почти не знает Христа.
Когда в середине XVIII века Россия начала продвижение на Кавказ, начались первые попытки восстановления Православия среди осетин, была создана Осетинская духовная комиссия. Первоначально эта миссия была возложена на грузинских священников (русские не могли служить по политическим причинам). В 1774 году Осетия вошла в состав России. Миссионерская деятельность заметно активизировалась, в конце XVIII века была даже создана викарная Моздокско-Маджарская епархия (в составе Астраханской) - впрочем, вскоре ее упразднили из-за малочисленности приходов. В 1798 году была издана первая осетинская книга - краткий катехизис, набранный церковнославянским шрифтом.
В первой половине XIX века особых успехов не было - священники, которых направляли в Осетию, нередко формально относились к своим обязанностям, к тому же служили они на непонятном прихожанам грузинском языке.
Ситуация стала заметно меняться с середины XIX века, когда стали появляться первые священники-осетины. Начался достаточно успешный процесс перевода Священного Писания и богослужебных книг. Очень интересовался осетинским языком архимандрит Иосиф (Чепиговский), впоследствии первый викарный епископ Владикавказский. Он составил первый русско-осетинский словарь. Он и его помощники-священники из числа природных осетин создали корпус основных богослужебных текстов. И это принесло определенные плоды, хотя переводы были далеки от совершенства. Народ осознал свою принадлежность к Православию.
Конечно, были и те, кто рассматривал миссию как еще одно средство укрепления позиций России на Кавказе. Да и сейчас некоторые считают, что Православие насаждалось с целью русифицировать этот регион (несмотря на то, что именно с Церковью связано зарождение осетинской письменности и книгопечатания).
Есть и те, кто убежден, что христианство, как и ислам, навязаны извне, а подлинной ценностью для осетин обладает лишь национальная религия (в значительной мере искусственно конструируемая ее адептами). Сторонники этой точки зрения обычно категорически отвергают очевидные параллели народной веры с христианством, объявляя ее наследием «индоевропейцев» («арийцев», «скифов»), сохранившемся за многие тысячелетия в практически неизменном виде.
Аланская епархия: вне канона, вне общения
- Иногда пишут о сложной церковной ситуации в Южной Осетии, о том, что там существуют некие раскольнические организации...
- Это застарелая проблема, истоки которой уходят по крайней мере в советское время. До 1990-х годов в Южной Осетии не было ни одного действующего храма. Являясь частью Грузинской Советской Социалистической Республики и входя в канонические границы Грузинской Церкви, Южная Осетия фактически оставалась вне церковного окормления. Правда, большинство жителей были крещеными - детей крестили в близлежащих грузинских храмах. Но «своих» церквей не было.
Начавшееся в конце 1980-х годов возрождение Православия по всей территории Советского Союза, в том числе и в Грузии, к сожалению, совпало по времени с межнациональным конфликтом в Южной Осетии. И в Цхинвали, и в грузинских селах Южной Осетии появились действующие храмы, но православные осетины отказались признавать себя частью Грузинского Патриархата.
Первый священник-осетин появился в Южной Осетии уже после начала трагического противостояния с Грузией и не имел никакого отношения к Грузинской Церкви - он был рукоположен в Русской Зарубежной Церкви.
Потом ситуация стала еще сложнее. Когда произошел инцидент с митрополитом Виталием, Первоиерархом РПЦЗ, сперва ушедшим на покой, а затем попытавшимся пересмотреть свое решение, связь Южной Осетии с РПЦЗ прервалась. Настоятель храма в Цхинвали перешел в так называемый «Синод противостоящих» (одна из юрисдикций греческих старостильников, разорвавших отношения со всеми Поместными Православными Церквями), где и состоит по сей день.
- Он по-прежнему единственный священник в Южной Осетии?
- Нет, теперь под его началом служат несколько клириков, а сам он не удержался от того, чтобы стать епископом. Конечно, появление на территории Южной Осетии «Аланской епархии» (так она именуется), не имеющей общения ни с одной канонической Поместной Православной Церковью), сделало ситуацию еще более запутанной.
- А какова позиция Русской Православной Церкви в отношении Аланской епархии?
- Московский Патриархат всегда подчеркивал, что признает канонические границы Грузинской Церкви. Предложение в одностороннем порядке включить территорию Южной Осетии в границы Русской Православной Церкви никогда не встречало поддержки в Москве. Можно сказать, что пребывание православных осетин сперва в Зарубежной Церкви, а потом в Синоде противостоящих вызвано именно невозможностью войти в юрисдикцию Московского Патриархата.
К сожалению, со стороны епископа Аланского не так давно был сделан недружественный демарш в отношении Русской Церкви. После того, как был подписан исторический Акт о воссоединении Русской Церкви, некоторая часть клириков РПЦЗ отказалась его признавать. В одном из «осколков» РПЦЗ была сделана попытка создать собственный епископат, а поскольку своих архиереев для совершения епископских хиротоний не было, то их пригласили «со стороны» - у греческих старостильников. Одним из тех, кто рукополагал епископов для группы, отколовшейся от РПЦЗ, стал епископ Аланский.
Никто не верит в мир с грузинами
- Как сами жители Южной Осетии относятся к тому, что их включают в юрисдикцию Грузинской Церкви?
- Наверное, среди живущих в республике осетин практически не осталось тех, кто хотел бы вернуться в состав Грузии и, соответственно, в лоно Грузинской Церкви. К сожалению, никто не верит в то, что Грузинская Церковь поможет восстановить мир между двумя братскими народами - напротив, ее нередко рассматривают как идейного вдохновителя одной из сторон конфликта. В Тбилиси, конечно, никто не согласится с обвинениями в «благословении на геноцид». Но и признать вину грузинской стороны в случившемся - хотя бы частично - тоже не торопятся...
Хочется быть оптимистом, но рассчитывать на то, что в ближайшем будущем отношение к Грузинской Православной Церкви потеплеет, очевидно, не стоит.
Фотографии Александра Болмасова