Не конец. Слово о смерти
Слово на отпевании Б. А. Пастернака
В жизни человека самое важное и самое страшное - смерть. Как часто мы хотим заставить себя забыть о ней. Хотим убедить себя, что о ней можно не помнить, можно не думать о самом важном в жизни... А она приходит, отнимая таких дорогих нам людей! Приходит... И с ней приходит столько страданий, столько муки и терзающей тоски...
В ней являет себя власть радикального зла в мире. Она ведь кажется нам концом. Концом жизни, в которой было столько хорошего, так много света и смысла, если бы не было этого конца. Он как-то обессмысливает жизнь, и ужасает нас. Мы не хотим, не можем принять и отталкиваемся от него, душа мечется в эти страшные минуты смерти близкого...
А между тем, в кажущемся в ней конце раскрывается глубочайший истинный смысл жизни. Этот кажущийся конец показывает, что человек принадлежит совсем не только одной поверхностной обыденщине жизни во времени, но также и вечности. Потому-то мечущееся при виде смерти сердце и наше горе, наша невыразимая тоска так не принимают ее, как конец.
Они как бы свидетельствуют о том, что в человеке есть вечное, то есть Божественное начало. Поэтому смерть - не конец, какой бы трагической она ни была для каждого из нас.
Божественное в человеке, вечное - это любовь, так как Бог есть Любовь. И наша сообразность Ему, образ Его в нас - тоже любовь, та, которой муж любит жену, а жена мужа, та, которой брат любит брата, которая своего не ищет, умеет терпеть, умеет прощать, не завидует, всегда сострадает, радуется правде. И так как она в нас - Божие, то и не умирает. "Все перестает быть. Все прекратится. Все умолкнет - говорит апостол Павел - любовь же никогда не перестает быть". Вот почему истинно любящий - победитель смерти. Христос воскрес. Христос победил смерть. Потому что Он был воплощением универсальной Божественной Любви.
Не мне говорить вам о любви покойного к близким, к родным, к друзьям, ко всем вам, любившим его. Бог видит всех и каждого из нас. Личность человека - именно личность - есть Божий замысел о человеке, Божия идея. И только Ему ведомо, насколько Его замысел осуществляется каждым из нас.
Но нам, христианам, дано знать, что нашей человеческой любовью постигается вся широта, вся долгота, вся глубина и вся высота всего бытия. И та, превосходящая всякое разумение пресветлая полнота Божия, в которую вступает сейчас столь вам дорогой, столь вами любимый... Полнота вечности. Полнота Божественного ведения и вечной Божественной памяти обо всех и всем, о каждом вздохе той нашей любви, которая входит в жизнь Божию, как здешний ее светоносный, лучезарный отсвет.
Аминь.
О. Всеволод Шпиллер. Проповеди. Прощальные слова. Цикл бесед о Евхаристии. Приветственные слова. "Енисейский благовест", 2002