Виталий Третьяков: Не надо рушить опору
Нельзя отрицать, что эта кампания привела к столь мощному эффекту ещё и потому, что изъянов в деятельности самой церкви хватает. Но главное в другом. В отсутствии какой-либо внятной национальной идеологии и даже отказе выработать ее; в неумении политического руководства предложить внятную концепцию национальных интересов, кроме общих фраз о великой России и процветающем правовом государстве; в гигантском разрыве между стихийной идеологией и психологией правящего класса и принципами жизни основной частью общества; в существовании внутри самого правящего класса нескольких конфликтующих подходов; и, наконец, в необычной ситуации для самой РПЦ, других традиционных религий и церковных организаций в современном мире, где рушатся традиционные ценности, защитником которых Церковь выступает.
Я человек неверующий. Но считаю себя принадлежащим к православной цивилизации и не хочу, чтобы были разрушены несущие опоры этой цивилизации. Поэтому для меня РПЦ при всех ее грехах и недостатках, реальных и мнимых, не просто общественная организация Еще в 90-е годы я использовал определение РПЦ как одного из государствообразующих институтов русской державы. Сейчас этим определением уже пользуются многие.
Но многие и возмущаются: как такое может быть - ведь у нас светское государство. Не ведь не я это придумал, и не сама РПЦ пожелала так себя назвать. Это факт истории, не требующий доказательства для того, кто хоть немного с этой историей знаком. И в этом РПЦ не уникальна. Православная Церковь в России — то же самое, что с определенного момента Католическая Церковь во Франции, Костел в Польше, раввинат в Израиле, Англиканская церковь в Англии. И даже эклектичная сумма конфессий в США, одной из самых религиозных стран мира. Религия не рождена и не придумана РПЦ или Патриархом Кириллом. И взаимосвязь церкви и государства не придумана им. Или это он первый сказал: чья власть — того и вера?
Многие упрекали Патриарха Кирилла за то, что он предложил голосовать за Путина. А я считаю, что в иных случаях руководителю Церкви надо прямо указать пастве, которая ему верит, какой политический выбор сделать. Иначе зачем он? Да, в Конституции написано, что Церковь отделена от государства. Но русское православие существует тысячу с лишним лет, христианство — две тысячи. А Конституции нынешней нет и 20 лет... Родилась она не совсем естественным путем, и если и держит государство, то весьма хлипко. Не умаляя заслуг его предшественников, хочу сказать, что Патриарх Кирилл проявил себя как мощная политическая фигура с мировым влиянием. И хватит быть лицемерами. Кто из руководителей Церкви не является политической фигурой? Если не знаете историю, то почитайте хотя бы историческую беллетристику. Римские папы не политики? Польские епископы? Французские кардиналы? Отделение Церкви от государства было одной из доктрин эпохи Просвещения. Но ни тогда это не получалось, ни сейчас этого нет. И лишь кое-где лицемерно маскируется. У нас - в том числе.
А потому, когда кто-то кричит сегодня, подобно Вольтеру, «раздавите гадину», пусть сначала предложит что-нибудь взамен этой «гадины». И пусть современные вольтерьянцы лично продемонстрируют свою высокую мораль, делом доказав, что они безгрешны — не воруют, не уходят от налогов, прощают своих врагов...
Как вести себя сегодня ответственному, морально, политически и интеллектуально честному человеку? Сообразно опасности. Европейская христианская цивилизация, столп которой в России есть Русская православная церковь, рушится. Бороться с ней, не найдя реальной качественной замены, - значит, привести Россию к гибели.
Да, веселого на нынешнем этапе развития России мало. Хотя псевдоинтеллектуальный стёб стал главным философским, политическим и литературным жанром. Я не против Апулея. Если есть Гомер. Но сейчас Апулеев, причем низкого пошиба, полно. Как и мелкотравчатых Барковых. А вот Гомеров и Пушкиных не видно. Ни в реальности, ни на горизонте.