Миллионер из трущоб: игра или жизнь?

«Миллионер из трущоб» не случайно собрал восемь «Оскаров». Это кино о безмерной человеческой жестокости и вместе с тем - кино-праздник, повествующий о самоотверженности, преданности и неугасающей любви.

Джамал Малик, 18-летний сирота из трущоб в Мумбаи, всего в одном шаге от победы в индийской версии «Кто хочет стать миллионером?» и выигрыша 20 миллионов рупий (около 400 тысяч долларов - гигантской для этой страны суммы). Прервав шоу, его арестовывает полиция по подозрению в мошенничестве. Откуда простой разносчик чая, выросший на улице, может знать ответы на все вопросы, если даже учителя, врачи и бизнесмены доходят не дальше 16 тысяч рупий?!


На жестоком допросе Джамал рассказывает драматичную историю своей жизни: о пережитых вместе с братом приключениях... Правда, приключениями это можно назвать только сперва, дальше они станут настоящими битвами - за хлеб и обувь, за любимую девушку, главное, за собственное существование. Здесь и выясняется ответ на вопрос, поставленный в начальных титрах картины.

Как ему это удалось?

А. Он мошенник.

B. Он гений.

C. Он везунчик.

D. Так предначертано.

Если варианты А и В, как будто с помощью знаменитой подсказки «Пятьдесят на пятьдесят», можно сразу убрать, то над остальными двумя стоит подумать. Нет, конечно, это не С, так как то, что ему пришлось пережить за свою короткую жизнь, везением назвать никак нельзя. Выходит, как и указано в финальных титрах, ответ D. Ответ красивый и трогательный, но совсем не согласующийся с мировоззрением православного человека. Хотя... фильм, на самом деле, прославляет Бога. Такого ли, каким его понимают христиане, или такого, каким Он кажется представителям других религий, сказать трудно, но когда слышишь последние слова брата главного героя «Господь велик», которые он произносит при радостных и трагичных обстоятельствах одновременно, понимаешь, что об этом и был весь фильм.


«Миллионер из трущоб» - экранизация малоизвестного романа индийского писателя и дипломата Викаса Сварупа Q and A («Вопрос - ответ»). Незнакомый широкому кругу читателей текст главные режиссеры Дэнни Бойл и Лавлин Тандан смогли превратить в яркую, динамичную, захватывающую повесть - об Индии и ее людях. Страну, знакомую нам с детства, еще по сказкам о Маугли и слезливым мелодрамам, где все персонажи непременно поют и танцуют, - такой мы еще не видели. Она показана нам в бешеном темпе, с несущегося поезда, в вихре вальса, в беге друг за другом и друг от друга... Мы вглядываемся в нее сквозь щели, следим за ее жителями из-за перегородок и сквозь экраны... Если бы композиция была линейной, фильм потерял бы почти все. Киноповествование строится как раз на закручивании и раскручивании времени, когда прошлое, настоящее и будущее переплетаются, образуя то, про что индус сказал бы - судьба, а мы опять скажем - Бог ижизнь.

Ответ почти на каждый вопрос телевикторины Джамалу подарила история его удивительной жизни. Возможно, не на все вместе только потому, что надо же когда-то воспользоваться тремя подсказками.


Когда же игру возобновят, инспектору полиции, шестидесяти миллионам телезрителям-актерам и миллиарду настоящим телезрителям по всему миру захочется узнать ответ только на один вопрос: зачем этот юноша, без всякого стремления к богатству, решил принять участие в телепрограмме?

А ведь на все те же вопросы мог бы так же спокойно ответить и его брат Салим. Удивительная ирония провидения: их пути, их отношение к любви, к оружию, к чести разошлись кардинально. Но все те события, в которых участвовал Джамал, выпадали и на долю его старшего брата-бандита. В потрясающей сцене автограф у Амитабха Баччана, легендарного индийского актера, берет, естественно, будущий победитель телеигры, но брат-то стоит рядом и, значит, тоже знает ответ на первый вопрос. Конечно, сто долларов он бедному ослепленному мальчику не подает, но можно предположить, что и без того знает, какой президент изображен на этой купюре. И все же на шоу идет именно Джамал. Ответить, в чем здесь все дело, легко. Надо только кино посмотреть.


Отдельно стоит отметить музыкальное оформление - одну из самых сильных сторон работы. Все композиции А. Р. Рахмана красочные, запоминающиеся, живые, современные. Любители традиционных индийских танцев также не будут разочарованы. Несмотря на то что картина лишена всевозможных шаблонных элементов индийского кинематографа (и слава Богу), один танец нам все же подарен будет. Он не только не окажется лишним, но и дополнит основной замысел.

«Миллионер из трущоб» не случайно собрал восемь «Оскаров». Это кино о безмерной человеческой жестокости и вместе с тем - кино-праздник, повествующий о самоотверженности, преданности и неугасающей любви.


Рассказать историю жизни индийского мальчишки через пятнадцать вопросов одной из самых популярных в мире игр «Кто хочет стать миллионером?» - уже великолепно придумано. Запечатлел Дэнни Бойл на кинопленку и саму суть знаменитого шоу. Сумел сделать так, что мы, зрители, наверняка зная, выиграет ли главный герой в конце заветные деньги, с замиранием сердца гадали, правильно ли ему подсказал ведущий, - а это ведь намного сложнее.

И главное, что фильм, который, вроде бы, рассказывает об игре, на самом деле, рассказывает о жизни.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале