Святитель Иннокентий Московский: заполярный миссионер
Охотск - это название и сейчас, в век глобализации, когда мир стал намного меньше, чем раньше, кажется экзотическим. Это - где-то на краю света, очень далеко, за пределами обыденной жизни. В начале XIX веке эти края представлялись вообще как другая планета. Когда в начале 1823 года Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова (на Аляске), в первый момент добровольцев, естественно, не нашлось, более того все священники Иркутской епархии, как страшного сна, боялись направления в такое «гиблое» место.
Один путь до Аляски из Иркутска, за тысячи километров, на другой континент, когда железные дороги, не то чтобы не были построены, даже не были еще изобретены, занимал больше года: сначала нужно было долго, с многими опасностями и приключениями плыть по Лене до Якутска, потом узкими тропами пробираться через тайгу и болота до берега Тихого океана, как раз до того самого Охотска. Заключительный этап путешествия, плавание до Аляски по бурному морю, уже мог показаться людям, предпринявшим столь опасную экспедицию, неким отдохновением после неимоверных тяжестей предшествующего пути. Даже для жителя Иркутска, города тоже весьма не близкого к центру огромной империи, это предприятие было почти авантюрой, сравнимой для наших современников разве что с полетом на Марс (да и то до Марса лететь значительно меньше, всего каких-то месяцев шесть). Все же нашелся один человек, который решился отправиться на край света проповедовать христианство неведомым народам Северной Америки. Им стал священник Иркутской Благовещенской церкви Иоанн Вениаминов (после смерти жены в 1840 году он примет монашество с именем Иннокентий, а затем спустя два месяца и епископское рукоположение и останется в истории как великий святитель, апостол народов Америки, Сибири и Дальнего Востока).
В 1843 году святой вновь, спустя почти 20 лет после своего первого появления в этом городе, прибыл в Охотск, теперь уже в качестве епископа Камчатского, Курильского и Алеутского. За эти годы великим миссионером уже было сделано неизмеримо много. Все Алеутские острова были обращены в христианство, а их жители стали едва ли не самым ревностным в православной вере народом Российской империи. При этом миссия тогда еще отца Иоанна Вениаминова была невероятно сложна. Проповедовать Христа ему предстояло, по сути дела, людям каменного века. «Каменного века» в самом прямом смысле этого слова: традиционные культуры народов Дальнего Востока и Аляски, действительно, не знали металла. Когда святой прибыл к месту своего служения на остров Уналашку, он не нашел среди местных жителей-алеутов ни одного человека, хоть сколько-нибудь владеющего плотницкой профессией, и ему пришлось буквально своими руками строить храм, а заодно и обучать туземцев необходимым ремеслам. Жизнь людей, которые были вверены пасторскому попечению отца Иоанна Вениаминова, в суровом климате Аляски почти всегда находилась на грани, на пороге голодной смерти, и молодой миссионер, чтобы быть услышанным, должен был сказать им нечто существенно важное, более важное, чем ежедневная борьба за существования. И святой сумел донести до жителей Алеутских островов, как сам он напишет в книге для новокрещенных алеутов, что «люди не для того сотворены, чтобы жить только здесь, на земле, подобно животным, которые по смерти своей исчезают, но для того единственно, чтобы жить с Богом и в Боге, и жить не сто или тысячу лет, но жить вечно». Естественно его проповедь не могла заключаться только в словах.
Истинность Евангелия подтверждалась самой жизнью святого. Жизнью необыкновенно деятельной, которая вмешала в себя не только собственно распространение христианской веры, но и неустанную заботу об улучшении условий существования его паствы, научные занятия (святитель Иннокентий известен как автор исследований по природе, животному миру и этнографии Алеутских островов), активную переводческую и писательскую деятельность (он перевел на алеутский язык многие книги Нового Завета, молитвы и церковные песнопения, которые так полюбились туземцам, что вскоре вытеснили шаманские песни). При этом у святого оставалось время на то, чтобы играть с алеутскими детьми, делиться с ними своим радостным христианским видением мира. Разумеется, уже скоро все детишки острова были без ума от доброго батюшки. Это был немаловажный миссионерский успех отца Иоанна: добившись доверия детей, святой приобретал и их родителей. Евангельская проповедь благотворно повлияла на алеутов. С распространением христианства стало прекращаться многоженство и внебрачное сожитие, а также ритуальные убийства рабов при погребении знатных лиц. Даже ссоры и драки стали происходить редко, а междоусобия, сильно распространенные до того, совсем прекратились. Переведенный на другой Алеутский остров Ситху отец Иоанн обратил ко Христу даже гордое местное племя колышей, которое до того весьма враждебно относилось к русским и соответственно христианству.
В 1838 году отец Иоанн должен был вновь совершить опасное и долгое (оно продолжалось почти год) путешествие в Санкт-Петербург, чтобы получить от Святейшего Синода разрешение на издание книг на алеутском языке и привлечь внимание русского общества к проблемам проповеди христианства среди северо-американских народов. Эта поездка неожиданно резко перевернула его жизнь. В Петербурге миссионер встретил сочувствие и деятельную поддержку со стороны митрополита Московского Филарета (Дроздова) (московский святитель сразу же обратил внимание на священника с Алеутских островов, он даже сказал про него: «В этом человеке есть что-то апостольское», - еще не зная, что тот спустя многие годы станет его преемником на митрополичьей кафедре). Святой благосклонно был принят и императором Николаем I: американский проповедник так поразил Государя, что последний также стал настаивать перед Синодом, чтобы именно новопостриженного архимандрита Иннокентия поставили предстоятелем обширной Дальневосточной и Американской епархии. Святой вернулся на Ситху уже епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. В его жизни начался новый этап: он получил возможность обращать в христианство уже не только отдельных людей, но и целые народы. К тому времени большинство племен Сибири и Дальнего Востока были уже крещены, но многие из них мало знали о христианской вере и оставались, по сути, язычниками: из-за огромных расстояний священникам редко удавалось бывать у них. Чтобы исправить это положение, святитель Иннокентий перенес центр своих миссионерских усилий из уже просвещенных Христовой верой Алеутских островов в Сибирь и на Дальний Восток и сам предпринял ряд миссионерских поездок (но и Аляску он не оставил своим вниманием, часто бывая там и уделяя внимание уже, в первую очередь, организации школ и духовных училищ). На лодках, байдарках, оленьих и собачьих упряжках святой преодолел тысячи километров, везде проповедуя слово Божие. Ключевым пунктом первой крупного миссионерского путешествия святителя Иннокентия, предпринятого для просвещения коряков, чукчей, тунгусов, и стал Охотск, куда святой прибыл в этот день 1843 года. До этого, высадившись осенью 1842 года в Петропавловске, на собачьих упряжках святитель объездил всю Камчатку. По дороге святой столкнулся с очень серьезной миссионерской проблемой. Многие местные жители не хотели принимать крещение только из-за того, что нравственное состояние значительной части русских переселенцев, мягко говоря, было далеко от следования евангельским заповедям (что понятно: далекие, необжитые края привлекают не только первопроходцев и просветителей, но и барыг и авантюристов). Один знатный коряк, кстати, награжденной царской медалью за спасение своих соплеменников от голодной смерти, даже сказал святому: «А зачем нам креститься? Разве для того, чтобы сделаться такими же плутами, как крещеные тигильскне казаки, которые нас обманывают, обмеривают и обвешивают». Святитель Иннокентий, в чьих глазах туземцы могли увидеть истинный свет веры, сумел сломать этот стереотип. Кротостью в обращении, отеческой приветливостью Преосвященный заслужил любовь среди коряков, чукчей и тунгусов. Они дорожили его советами и наставлениями, как дорожат советами любимого и уважаемого отца.
Прибыв в Охотск, святитель отправился в миссионерские поездки теперь уже на север и восток этого обширного края, к чукчам и тунгусам. Всего в это миссионерское путешествие (в ноябре 1843 года святой вернулся на Аляску в Новоархангельск) Преосвященный преодолел более 5000 километров на собаках и оленях, виделся с тысячами людей, многих обратил ко Христу и еще больше утвердил в истинной вере.