Православные священнослужители прокомментировали предложение строительства мечетей в Москве
«Нужно решать вопрос, куда же их тогда размещать и кто с ними будет вести работу. Если они не будут приходить в официальные структуры — в Духовное управление, в официальные мечети, то тогда они где-то отдельно у себя будут заниматься религиозной практикой. Мы не будем иметь представления, кто там проповедует, о чем они там говорят», — заявил Крганов.
Он сказал, что «религиозную тему» необходимо включить в концепцию миграционной политики России.
Планы строительства новых мечетей в городах, населенных преимущественно русскими, часто вызывают сопротивление местных жителей; последний крупный инцидент такого рода — протесты, заставившие власти отменить строительство мечети в московском районе Митино; два года назад точно так же протестовали жители Текстильщиков.
Противники строительства мечетей ссылаются, в частности, именно на то, что для мусульман-москвичей действующих мечетей довольно, а потребность в новых вызвана наплывом гастарбайтеров, ради которых москвичи своими удобствами поступаться не хотят.
В этом смысле высказался и мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, каждую пятницу в мечеть у спорткомплекса «Олимпийский» приходит большое число верующих, однако в основном это не москвичи. «Как показала проверка, в этом районе собираются люди, которые не проживают в Москве. Две трети из них не прописаны в Москве. Это либо жители Подмосковья, либо вообще мигранты без прописки», — сказал Собянин. По его мнению, если бы в мечеть ходили только люди, которые постоянно проживают в городе и имеют прописку, «такого наплыва бы наверняка не было».
Специально построенных мечетей в столице шесть: Соборная мечеть на проспекте Мира, Историческая на Большой Татарской улице, Мемориальная на Поклонной горе, мечети Ярдям и Инам в Отрадном, а также иранская мечеть на улице Новаторов. Помимо них, в столице открыто немалое количество домовых мечетей и молельных залов, некоторые из которых по вместимости сравнимы с перечисленными. Общее число таких помещений насчитывает несколько десятков, если не сотен, и по суммарной вместимости они заметно превышают шесть основных мечетей.
Оценки числа живущих в Москве мусульман расходятся на порядок и колеблются от полумиллиона до 5 млн человек.
«Следует ли учитывать религиозный фактор в миграционной политике, и если да, то как именно? Должно ли это, в частности, выражаться в строительстве новых мечетей?» — с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям Русской Православной Церкви.
Протоиерей Владимир Вигилянский
клирик храма мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова
Религиозные потребности людей нужно, безусловно, учитывать, но в первую очередь это касается потребностей коренных жителей, будь они мусульмане, христиане, буддисты и т.д. Вот когда будут удовлетворены потребности коренных жителей, представителей тех или иных верований, тогда можно будет думать и о мигрантах.
До революции в Москве было две мечети, а сейчас шесть. Справедливость восстановлена на 300%. А что касается православных храмов, то мы и близко не подступили к тому количеству, которое было до революции — при том, что Москва в несколько раз увеличилась по территории и населению. Давайте подождем, когда и в этом вопросе восторжествует справедливость.
Миграционная политика, конечно, вещь очень серьезная, но строительство мечетей для мигрантов все-таки не должно стоять на первом месте. В той же миграционной политике есть вещи и поважнее.
Протоиерей Владислав Свешников
настоятель храма Трех Святителей на Кулишках
Для мусульман-москвичей, по-моему, мечетей достаточно.
Конечно, временных рабочих-мигрантов в этом смысле тоже надо как-то обустраивать. Я, правда, не знаю, впрямь ли среди них так уж много действительно верующих. В любом случае, появление новых мечетей должно согласовываться с местными жителями.
Какой это будет механизм, сейчас сказать трудно. Но он, безусловно, нужен. Самое главное, чтобы все это имело мирный характер. В любом случае, без учета пожеланий местных жителей приступать к строительству мечети нельзя. Это, по-моему, очевидно.
Игумен Мелетий (Соколов)
преподаватель Московской духовной семинарии
Религиозный фактор обязательно должен учитываться в миграционной политике. В этом с уважаемым муфтием я согласен.
Что же касается мечетей, то молиться можно во всякое время и на всяком месте. Поэтому тот, кто предоставляет работу мусульманам, трудовым мигрантам, должен предоставлять им и молельные комнаты. Для этого необязательно строить мечеть.
А количество капитальных мечетей должно определяться строго пропорционально количеству мусульман, имеющих российское гражданство и постоянно проживающих в данном месте. То же относится и к другим конфессиям.
Священник Валерий Буланников
клирик храма святителя Николая в Отрадном
Когда мы имеем дело с таким огромным потоком мигрантов-мусульман, действительно нужно что-то предпринимать. Но строительство мечетей не должно создавать дополнительных проблем для горожан. В первую очередь должны учитываться интересы коренных жителей.
Конечно, этот поток нужно вводить в какое-то русло, соответственно и мечети придется строить. А что делать? Ведь мы сами не хотим убирать свои дворы и строить дороги, поэтому принимаем мигрантов. Значит, и обустраивать их надо. Иначе действительно появятся многочисленные экстремистские группки, представляющие различные радикально-религиозные направления в исламе. Они будут привлекать на свою сторону тех, кому действительно тяжело живется, кто не обустроен.
Строить мечети надо, но это не должно быть скоропалительное решение. Все нужно взвесить и хорошо обдумать. И это строительство должно вестись за счет общины.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич)
кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета
Строительство новых мечетей в Москве и Санкт-Петербурге было бы целесообразно только после строительства православных храмов на территории исламских государств, где работает много христиан, в частности столиц и крупных городов.
Когда центральные площади Анкары, Дубаи, Багдада, Тегерана, Мекки, Медины украсят массивные православные кафедральные соборы, тогда в знак благодарности вполне логично будет украсить и Москву новой мечетью.