В Пушкинском музее в Москве открывается выставка классического искусства ислама «Девяносто девять имен Всевышнего»
«Для выставки было отобрано 99 подлинных шедевров из коллекции Фонда, — сообщила директор ГМИИ Ирина Антонова. — В нашем музее отсутствуют значимые артефакты этого раздела мировой художественной культуры. Мы надеемся, что экспозиция существенно восполнит знание нашими зрителями искусства ислама и явится вкладом в научную, выставочную и образовательную деятельность музея».
Экспозиция готовилась два года и развернулась в шести залах музея. «Смотр состоит из трех разделов, которые соответствуют основным историческим эпохам: от рождения ислама до монгольского нашествия, времени Чингисидов, постмонгольскому периоду», — пояснила куратор Галина Ласикова.
Представленная коллекция уникальна по концентрации шедевров. По словам куратора, у публики появилась редкая возможность увидеть древние миниатюры — после показа на выставке они будут «отдыхать» в течение трех лет.
Выставка построена по хронологическому принципу, благодаря чему посетители смогут проследить как с течением веков под действием исторических событий менялся характер исламского искусства, как он развивался и какие факторы оказывали влияние на его развитие.
В первом разделе представлены произведения из Северной Африки, Сирии, Ирака, Ирана, Средней и Малой Азии — резное стекло, росписи люстром и эмалевыми красками по глазурованной керамике, инкрустация по металлу. Один из самых ранних артефактов — курильница из бронзы и латуни X века из Ирана, крышку которой украшает растительный орнамент. Там же показаны керамические чаши с изображениями людей и животных, каллиграфическими надписями, листы Коранов и другие произведения.
Второй раздел знакомит публику с искусством Монгольской империи и представляет экспонаты, созданные на территории от Китая до степей Восточной Европы. Обращает на себя внимание головной убор замужней монгольской женщины из златотканого шелка, созданный в конце XIII-XIV веков на территории империи Юань. Публика увидит и височные кольца, поясные наборы, украшенные филигранью, перегородчатой эмалью, гранатом и бирюзой.
Произведения дворцовых мастерских поздних мусульманских правителей — Мамлюков, Османов, Тимуридов, Сефевидов и других — показаны в третьем разделе. Там широко представлены миниатюры, рукописи и текстиль — изделия, снискавшие мировую славу для мусульманского искусства. По словами организаторов, ювелирное искусство миниатюры требовало больших усилий: над созданием изображения трудились каллиграфы, орнаменталисты, позолотчики и подмастерья. Внимание публики, несомненно, привлекут 11 листов из рукописи Корана, созданного в Иране в 1430-1440-е годы. Особенностью этого списка является цветная бумага, на которой он выполнен. Каждый лист содержит текст и изображение, выполненное золотыми линиями.
Фонд Марждани был создан в 2006 году, его цель — содействие реализации проектов в области гуманитарных наук, культуры и искусства.
Выставка в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина будет работать до 26 мая.