Священнослужители прокомментировали вопрос отношения общества к инвалидам
Передача вызвала бурное возмущение. Руководство радиостанции отреагировало быстро и жестко: уволило ведущих, закрыло программу «Болячки», извинилось перед инвалидами и их родителями, пообещало отдать суточную зарплату всех сотрудников «Маяка» в фонд помощи больным муковисцидозом и организовало цикл передач о муковисцидозе на «Маяке».
«Кажется ли вам серьезной проблемой отношение нашего общества к инвалидам? Нужно ли его менять? Если да, то кто и как этим должен заниматься?» — с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.
Иеромонах Димитрий (Першин)
руководитель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете Москвы
Достаточно проехать по городам Западной Европы, чтобы убедиться, что там гораздо больше внимания уделяется людям с ограниченными возможностями. У нас им уделяют гораздо меньше заботы, здесь у них гораздо меньше возможностей участвовать в жизни общества. Это говорит о том, что мы расчеловечились — утратили образ Божий и образ человеческий в себе. Это означает только одно — что надо возвращаться к себе самим, к своей религии и культуре, к тем правилам, которые когда-то были общими для всех. А на Руси, как мы знаем, всегда было принято заботиться о людях пожилых и немощных.
Сейчас при строительстве храмов мы стараемся делать все, чтобы инвалиды чувствовали себя в них комфортно. Самое главное — это помощь и забота. При храмах образуются группы помощи инвалидам. Такая группа есть, например, у нас в Москве на Крутицком подворье, — «Богудония». Уже много лет ребята из «Богудонии» помогают детям-инвалидам, страдающими тяжелыми заболеваниями. Собирают вещи и продукты, проводят регулярные встречи, в общем, из года в год идут вместе с ними по жизни, молятся и причащаются вместе с ними на Литургии. Через это служение мы и проходим тот путь, который отделяет нас от Бога.
Христос говорит, что когда мы заботимся о других, особенно о страждущих, мы заботимся и о Нем (Мф. 25:40). Дистанция между нами и Богом — это дистанция между нами и теми, кто в нас нуждается. Будем надеяться, что нам эту дистанцию удастся хотя бы немного пройти и стать ближе к Богу.
Священник Игорь Шумилов
настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского района Московской области
Я считаю очень важным, как общество относится к инвалидам. Отношение общества к людям немощным — инвалидам, детям-сиротам, старикам — характеризует это самое общество. Это показатель его нравственного здоровья или нездоровья. Наше общество пока что нельзя назвать здоровым.
А заниматься этим должен всякий, кто может. Конечно, государство должно оказывать всяческую поддержку всем, кто желает этим заниматься и само должно участвовать как в жизни инвалидов, так и формировании соответствующего отношения к ним в обществе.
Иеродиакон Лаврентий (Полешкевич)
кандидат богословия, зам. декана факультета церковного служения Российского православного университета
Действительно, в нашем обществе инвалиды испытывают негласную дискриминацию. Те инвалиды, недуг которых очевиден окружающим, в большинстве ситуаций испытывают, по меньшей мере, дискомфорт и безразличие, а то и насмешки. На улице им все меньше приходится рассчитывать на помощь окружающих, особенно в больших городах.
Наше общество зашло в тупик эгоизма, люди перестают себя чувствовать неотъемлемой частью народа, а воспринимают окружающий мир как вынужденные обстоятельства, от которых нужно избавиться. Когда люди поймут, что это их родная страна, что глупо видеть в ближних потенциальных врагов, что счастье определяется не страной или городом пребывания, уровнем комфорта и маркой авто, а верой в Бога и любовью к ближним, и что для счастья нужно всего лишь дарить тепло и любовь окружающим людям, особенно нуждающимся в нашей помощи, тогда не будет постановки таких вопросов, потому что дискриминации инвалидов не будет. В обратном случае проблема останется и у инвалидов, и у внешне здоровых людей, но недугующих духовно.
Протоиерей Павел Грачев
настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области
Действительно такая проблема есть, и перед нашим обществом стоит она очень остро. Это в первую очередь — нравственная проблема, проблема отношения к человеку как таковому, понимания ценности человеческой личности.
Уважение к человеческой личности должно воспитываться с самого раннего возраста. Семья, школа, СМИ и, конечно, Церковь должны объединить усилия по нравственному оздоровлению страны. Потому что у общества, в котором допустимо унижение человеческое достоинства, особенно слабых — детей, стариков, инвалидов, — нет будущего.
Священник Андрей Постернак
директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук
Действительно, на Западе, при всех проблемах, которые там есть, вопрос об инвалидах, больных людях — один из важнейших. Там понимают, что общество не только должно во всем идти навстречу инвалидам, но и максимально способствовать их социализации. И это уже общепринятый взгляд на Западе.
Мы, к сожалению, еще очень далеки от такого отношения — и это свидетельствует, конечно, не в нашу пользу.
Хотя и у нас пытаются привлечь внимание общества к этим проблемам. Например, есть группы энтузиастов, которые ставят себя на место инвалидов в разных жизненных ситуациях и показывают, насколько тяжело приходится в них людям с ограниченными возможностями. Это производит очень сильный эффект. Человек на собственном опыте познает, как трудно инвалидам в наших условиях.
Важно добиться изменения отношения к инвалидам в нашем обществе. Это должно активно обсуждаться. Само собой, все, чем можно помочь инвалидам, должно использоваться с максимальной отдачей.
Священник Александр Кириллин
клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниках
Важно, по-моему, не только использовать все возможные технические приспособления для облегчения жизни инвалидам, но воспитывать в обществе доброе к ним отношение.
Очень часто приходится слышать жалобы на бюрократическую волокиту в собесах и комиссиях по инвалидности, черствость и неотзывчивость сотрудников этих учреждений. Так что это во многом вопрос культуры и воспитания, шире — отношения к человеку вообще. Часто достаточно делать какие-то самые простые вещи: быть элементарно вежливым, помогать в самых простых ситуациях, чтобы люди с ограниченными возможностями почувствовали заботу и внимание. А у нас получается, что самые элементарные вещи в самом большом дефиците.
Важно ведь, какая моральная атмосфера в обществе в целом. Оздоровлению этой атмосферы могли бы способствовать СМИ.
Священник Глеб Грозовский
настоятель храма святого мученика Иоанна Воина деревни Малое Верево Гатчинского района Ленинградской области
Инвалиды в России страдают не только от собственного физического нездоровья, но и от духовного нездоровья общества.
Почему никого не удивляет, что миллионами убиваются дети в утробах российских женщин? Почему врач вместо того, чтобы спасать дитя, обрекает его на смерть? Я уже не говорю о тех случаях, когда доктора говорят матери, что у нее может родиться инвалид и лучше не рожать.
Вас еще удивляет то, когда к беззащитному ребенку не испытывают сострадания, а руководствуются холодным расчетом? Если еще удивляет, значит, есть шанс, что вы, лично вы, безнравственно не поступите ни с кем, а значит в вашей семье, в вашем доме, районе или городе будет сделано все, чтобы инвалиды чувствовали себя людьми.
Священник Георгий Белодуров
клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери
Мне кажется, здесь вопрос стоит шире. Как раз со стороны государства можно увидеть некое внимание к инвалидам: существуют определенные льготы, есть специальные институты и фонды, оказывающие помощь. Но в обществе существует общее безразличие не только к инвалидам, а в целом к чужой беде, — мол, это меня не касается. Поэтому проблемы возникают не только с инвалидами, но и в разных других областях. Например, с той же темой ювенальной юстиции, когда вместо решения семейных проблем попросту отбирают ребенка.
Беда в общем равнодушии и нежелании что-либо делать по зову сердца, а вот за деньги у нас сделают все или почти все. В нашей жизни очень редко откликаются на проблемы и редко занимаются благотворительностью. А еще это, возможно, показывает снижение культурного уровня в стране и народе.
По поводу происшествия на радиостанции: в решении руководства тоже есть элемент показухи. Например, программу можно было и не закрывать. Главное чтобы те ребята, которые там работают, извинились — и не формально, а так, чтобы все почувствовали искренность извинений.
Протоиерей Максим Первозванский
клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник»
Я очень рад, что руководство радио отреагировало таким образом и не пришлось доводить до суда. Вообще чем чаще мы будем избегать суда, тем лучше. К суду прибегают только когда люди не готовы договориться, принести извинения и почувствовать боль другого. Что на радио теперь будет создан цикл передач на тему заболевания, гораздо важнее, чем судебное разбирательство.
А что касается самой проблемы, тут есть два варианта: или ее надо решать административно и сверху, то есть принять соответствующие законы, создать условия для инвалидов и т.д., — это возможно в современном обществе и это наиболее простой путь. А другой вариант – это в целом изменение климата в обществе. У нас сейчас, к сожалению, каждый думает о себе и своих проблемах, мы все больше атомизируемся и все меньше откликаемся на проблемы тех, кто находится рядом. Эгоизм и внутренняя закрытость от проблем другого характерны для нашего общества, и это не решается административными мерами и законами. Это долгий процесс, в котором должны участвовать все, в том числе и школа, включив эту тему в свою образовательную программу. В СМИ должны выходить материалы об этой проблеме, рассказывать о разных начинаниях, о волонтерских движениях.
Кстати, в православных движениях визитной карточкой является волонтерство, помощь людям с ограниченными возможностями – инвалидам, детям, пожилым людям, то есть тем, кто нуждается в помощи, участии и заботе. И поддержка волонтерства тоже была бы весьма эффективной. Этот процесс непростой и долгий, и этим всем нужно заниматься.
Протоиерей Александр Абрамов
настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках
Да, в нашей стране проблема социальной защиты инвалидов стоит очень остро: вот подъезжает автобус к остановке, инвалид войти туда не может, потому что площадка автобуса не опускается, войти в типовую дверь ванны в своем доме невозможно, поскольку размер проема не рассчитан на то, чтобы в него вошла коляска. Подобных примеров очень много!
У нас очень много благотворительных организаций и фондов, которые будто бы занимаются проблемой инвалидов, но чаще складывается впечатление, что это просто прикрытие для решения финансовых или еще каких-то проблем людей, которые вовсе не инвалиды. И когда в публичном пространстве начинаются абсолютно открытые издевательства над людьми, страдающими той или иной болезнью, а в случае с муковисцидозом — болезнью неизлечимой, это показывает весь масштаб существующей проблемы в России: нет решения, нет желания решать и нет общественной нетерпимости к подобным вещам.
Вот радиостанция наказала радиоведущих, закрыла передачу, — а могли бы и не закрывать и не перечислять деньги: народ бы пошумел и перестал. В США этот вопрос решен однозначно: зная о судебной перспективе, никто бы не заикнулся и не посмел сказать те слова, которые прозвучали в эфире «Маяка». У этого подхода есть свои издержки: они связаны со страхом быть засуженным и вообще с общим подходом сутяжнического общества. Нам предстоит решить, что сделать: передать диалог суду или оставлять на усмотрение руководства и самих журналистов решать, как поступать.
Я уверен, есть много целевых программ, разработанных для помощи инвалидам, есть методики о том, как социализировать этих людей, как не потерять их для общества, но все это не действует. Когда в нем хорошо только людям трудоспособного возраста и при этом людям здоровым, — значит, само общество серьезно больно. В нем только молодые и здоровые могут бороться за выживание, все остальные обречены — дети, пожилые люди, инвалиды. Обречены, потому что до них никому нет дела.
Можно говорить об обязанности властей об этом заботиться, но важнейшим аспектом является полная безучастность общества. Мы должны сформировать небезучастность к тому, что происходит, чтобы каждый делал, что может. Например, наш храм поддерживает конкурсы среди инвалидов — недавно в Москве был такой конкурс по керлингу. Для нас это важно, это наши прихожане, это те, кто нам дорог. Если тебе это действительно важно, то не будешь попенять, мол, ах, какие звери на станции «Маяк», а найдешь сам возможность помочь страдающим людям.