Незаменимых нет, но есть неповторимые
Отпевание состоялось после заупокойной Литургии. На отпевании прот. Александра собралась вся община храма, священники и прихожане, многие известные московские клирики: отец Дмитрий Смирнов, глава Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами, старший духовник Московской епархии о. Валериан (Кречетов), о. Николай Кречетов, благочинный московского округа, о. Артемий Владимиров, о. Аркадий Шатов и другие. Возглавил богослужение епископ Дмитровский Александр.
Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского университета, в прощальном слове указал, что храм святителя Николая на Маросейке - место особое, отмеченное служением ярких в духовном смысле личностей.
Именно здесь тридцать лет настоятелем был известный старец в миру протоиерей Алексий Мечев, а затем его сын протоиерей Сергий (прославленные в лике святых 20 августа 2000 года).
Архимандрит Борис (Холчев), служивший в этом храме с отцом Сергием Мечевым, позже стал духовным наставником будущего отца Александра, тогда еще просто Саши. Отец Борис предсказал ему: "Саша, вы - наша смена", - и в 1990 году о. Александр возглавил маросейскую общину недавно возвращенного храма.
По воспоминаниям Натальи Лазько, прихожанки Маросейского храма, о. Александр был человеком скромности, почти несовместимой с настоятельской должностью. "Почтенному протоиерею было разрешено служить с открытыми Царскими вратами, - рассказала Наталья Викторовна, - и часто можно было видеть, что о. Александр исповедовался у самого молодого священника общины, что производило колоссальное впечатление". Прот. Александр, некогда защитивший диссертацию по теме "Таинство покаяния в деле пастырского душепопечения", всегда исповедовал коротко, считал самым важным для прихожан - отвечать на вопрос "в чем каешься?", наставлял беседовать о жизни в отдельное от исповеди время. "Он был носителем живого предания, которого так часто не хватает в современной Церкви", - полагает Наталья.
Многочисленные молящиеся в храме, считавшие о. Александра своим духовным наставником, пели прощальные стихиры вместе с церковным хором. По окончании отпевания по древней традиции был совершен Крестный ход. Под звуки праздничного пасхального канона и звон колоколов братия храма подняла гроб с телом настоятеля на плечи и прошествовала вокруг храма. Во дворе церкви - каждый, пришедший проститься с о. Александром, смог подойти ко гробу, "принести последнее целование" усопшему.
Старший духовник Московской епархии, о. Валериан (Кречетов), принимающий исповедь у тех, кто готовится к поставлению в священники, рассказал "ТД", что ему посчастливилось быть другом отца Александра в течение 48 лет. Отец Валериан считает почившего отца Александра "последним из могикан, общавшимся с великими старцами, принявшим духовную эстафету от исповедников российских". "Нам стоит помнить, - считает отец Валериан, - что для православного человека смерть - это всего лишь итог его земной жизни. Когда душа готова ко встрече с Богом, Он ни мгновения не медлит. На место ушедшего обязательно прийдет кто-то достойный". "Незаменимых людей нет, есть неповторимые," - заключил он.