Тренажер будущего
Образовательная система, как говорится, «по определению» не может быть стабильной. Развиваются науки, изменяются наши представления о мире, меняется сам мир. Дети, покидая школу, должны быть готовы к встрече с миром, выглядящим всякий раз по-новому. Поэтому в образовании обновляется не только содержание (объем передаваемых детям знаний), неизбежно меняются и задачи, которые решает школа, сменяют друг друга концепции и методы преподавания. Это нормально.
Но то, что происходит с нашей школой сегодня — не нормально. Изменения и инновации, которые охватили школу, часто оказываются сомнительными, а то и просто откровенно вредными. Иногда эту вредность удается обнаружить и вытащить на свет, что, однако, не обязательно означает, что от нее тут же откажутся. К сожалению, те, кто управляет нашим образованиям, не очень-то готовы соглашаться с мнением общества о том, что является вредным, а что нет.
Впрочем, главную тревогу вызывают не частности — какие-то конкретные программы, учебники, количество выделенных часов и т.п., а общий курс. Образование целенаправленно сдвигается в заданном направлении, становясь сущностнодругим, чем-то совсем отличным от того, что мы привыкли вкладывать в это понятие. Это глобальное изменение скорее ощущается, чем распознается сознанием. Оно ускользает — и в силу своей масштабности и потому, что умело маскируется заинтересованными лицами. И все же порою по каким-либо частностям можно составить довольно точное представление о том, что нас ждет не в столь уже отдаленном будущем.
Одна из таких частностей — математический онлайн-тренажер для начальной школы Мат-Решка.
Мат-Решка является разработкой британской компании WhizzEducation, которая в сентябре 2011 г. выиграла тендер на поставку программного обеспечения в начальные классы Москвы. Фактически речь идет о русификации стандартного решения Maths-Whizz. Задача культурной адаптации, вероятно, просто не ставилась, — все же не литература, а математика, математика же — штука универсальная; разве что в задачке, где надо считать деньги, английские монеты и купюры заменили на российские.
Тренажер имеет три вида доступа: для детей, родителей и учителей. Дети решают задачи, родители видят результаты своего чада, учителя могут следить сразу за всем классом и делать выводы, по какой теме того или иного ребенка следует подтянуть. Мимоходом стоит заметить, что все данные по детям и родителям, включая адреса, ФИО, телефоны и результаты тестов аккумулируются на сервере WhizzEducation, то есть передаются в Великобританию. Вряд ли это грозит какой-либо конкретной бедой, но неприятно… Весь учебный процесс контролируется из-за рубежа.
Главный участник процесса — это, конечно, ребенок. Тренажер специально подстроен под детское восприятие. Он ярок. Задачки, предлагаемые для решения, озвучены и анимированы. На экране что-то происходит, при этом ребенок заранее не может догадаться, что произойдет, когда он попытается решить пример. Ему интересно. Программа действительно написана умно. Условия задач построены таким образом, чтобы подвести ребенка к ответу, но при этом заставить его думать. Многократность повторения позволяет закрепить результат, при этом ребенку не надоедает решать однотипные задачи — анимация их забавно разнообразит. Продуктивность Мат-Решки довольно высокая: она реально помогает лучше усваивать математику. Казалось бы, надо радоваться, да что-то не хочется.
И дело даже не в том, что мультяшные сюжеты порою выглядят, мягко говоря, странно. Что же с них взять — мы имеем дело с чужой культурой, в которой зло не всегда считается злом. Поэтому наряду с чем-то безобидным и милым, детям предлагают смотреть, как монстр гоняет домашний скот, муравьед поедает муравьев, попавших в ямку. Не обошлось, конечно же, без многоногих пришельцев и динозавров… Впрочем, российские дети давно приобщены к подобному с помощью телевидения, игрушек, детских журналов, так что этот рубеж обороны нами уже давно сдан.
Более важно, что в тренажер встроены дополнительные функции, направленные, по мысли авторов, на оживление детского интереса к занятиям. Каждый ребенок получает свою «Личную комнату», которую может наполнить виртуальными игрушками, растениями и животными. Но все это получается не просто так, а «покупается» в виртуальном магазине на баллы, полученные за решение задач. Растения, в отличие от игрушек, надо «поливать», а животных «кормить». Корм можно опять-таки «купить» в виртуальном магазине. Также за успехи ребенок награждается «наклейками», которые он может «наклеить» в виртуальный альбом. Предполагается, что дети потом будут хвастаться друг перед другом, у кого сколько «наклеек».
Все это не только превращает тренажер в игру, но побуждает детей играть (заниматься) как можно чаще и как можно дольше. И действительно, по отзывам родителей, дети легко втягиваются; занимаются без принуждения. Порой их сложно оторвать от тренажера. Порой они «убегают» вперед программы, только чтобы набрать побольше баллов.
У подобной эффективности есть оборотная сторона. Несложно сразу же назвать такие минусы как стимулирование игровой зависимости, развитие страстности и азарта, увеличение времени, посвящаемого сидению за компьютером (а это вредно для здоровья).
Чуть подумав, можно обнаружить проблему смешения контекстов: ребенок приучается к мысли, что учебная деятельность практически не отличается от игры. Представим себе, что все предметы организованы в виде подобных веселых компьютерных игр. У ребенка неизбежно возникнет стереотип: чтобы овладеть каким-либо знанием, нужно подобрать соответствующий компьютерный тренажер. В результате, навыки самостоятельной познавательной деятельности сформированы так и не будут…
Впрочем, учить, играя, — это одна из базовых установок современной педагогики. Эффективность данного метода зачаровывает и не дает воспользоваться древней мудростью, что все хорошо лишь в меру.
Однако по-настоящему начинаешь тревожиться только тогда, когда осознаешь, что данный программный продукт — лишь элемент некой системы. И, выхватывая образ системы в целом, вдруг понимаешь, что это — монстр, вызывающий страх чуть ли не на подсознательном уровне.
Мат-Решку можно рассматривать как модельный пример компьютерного обучения. Среди преимуществ онлайн-тренажера во всех рекламных материалах значится, что им можно пользоваться и в школе, и дома. Иными словами, обучающие программные продукты ориентированы на дистанционное обучение.
Здесь, наверное, надо напомнить о наделавшем шуму форсайт-проекте «Детство-2030», в котором, в частности говорилось о необходимости отказа от использования классической школы в качестве базовой модели и введения равнозначности различных моделей образования. Подобные программные продукты как раз образуют основу альтернативного обучения.
Еще одно рекламируемое преимущество Мат-Решки — это индивидуальная траектория обучения ученика. Программа позволяет каждому ребенку продвигаться в своем темпе, не оглядываясь на других ребят. «Индивидуальная траектория» — это также одна из излюбленных формулировок форсайта «Детство-2030».
Теперь попробуем осознать, что это означает на самом деле.
На сайте Мат-Решки выложен видеофильм. Его стоит посмотреть (при этом, чтобы не отвлекаться на рекламный текст, звук лучше отключить). Там показан веселый класс, взирающий на доску, на которой демонстрируется один из примеров программы. Это — дань школьной традиции и нашим консервативным привычкам. Там же показаны детки, которые действительно работают с программой: каждый ребенок увлеченно смотрит на экран своего персонального ноутбука, а ушки его спрятаны в наушники — ведь тренажером предусмотрено также и голосовое объяснение заданий. Вот это как раз картина обучения будущего. Детки предоставлены самим себе, вернее компьютеру. Процесс обучения самодостаточен; и учитель, и родители, и другие дети выведены за его пределы. Это — не просто индивидуализм, это уже аутизм какой-то.
Стоит еще раз упомянуть о «Личной комнате». Она — действительно личная, и — только личная. Ребенок заводит в ней игрушки, растения и животных лишь для себя. Это его предельно замкнутый мир. Интеграция детей предусмотрена тренажером лишь в одной форме — в виде соревнования. Это называется «вызвать друга на поединок». В рамках тренажера, таким образом, дружба приравнена к соперничеству.
Классическая школа, может быть, и не позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику, но она дает возможность использовать преимущества совместного обучения. Дети обретают навыки совместной деятельности; они учатся дополнять действия друг друга, помогать друг другу, работать на общий результат. Знания, полученные в результате общей работы класса, являются итогом сложного процесса, в котором были удачи и ошибки, причем и удачи и ошибки оказываются более разнообразными, чем те, с чем мог бы столкнуться отдельный ученик по ходу индивидуальной работы. Дети приобретают более обширный опыт и формируются как более разносторонние и развитые личности. Персональная работа с тренажером отсекает других людей и не оставляет ничего, кроме конкретных задач. Ребенок работает в очень узком и специализированном горизонте.
Но мы обсуждаем не столько отдельный программный продукт, сколько его место в системе.
Надо подчеркнуть, что Мат-Решка полностью соответствует новым образовательным стандартам российской школы. Эти стандарты исходят из индивидуализации обучения. Также в них прописано, что приоритет отдается формированию компетенций: грубо говоря, система образования больше не занимается образованием, — ребенка снабжают инструментарием (методологией), а воспользуется он им или нет, это уже его дело.
С этой точки зрения Мат-Решка оказывается ценной находкой. Она — как раз тот самый образовательный инструмент, вручаемый ученику. Можно предположить, что число подобных решений будет расти. Будут подыскиваться удачные программные продукты по разным предметам, и внедряться в образовательный процесс. Как следствие, будет изменяться функция учителя. Он все меньше будет собственно учить, а все больше — консультировать по работе с различными компьютерными программами. Школьный класс постепенно перестанет быть коллективом и превратится в счетную единицу, позволяющую группировать и учитывать учащихся. Разница между работой в школе и домашними заданиями будет утрачиваться.
А теперь внимание! Описанная трансформация — это базовое, типовое решение. Речь не идет о возникновении альтернативного индивидуально-дистанционного обучения наряду с классической школой. Мы просто теряем то, что у нас было.
Одновременно образование становится платным, формально оставаясь бесплатным. Лицензия на Мат-Решку стоит денег. В минимальной конфигурации стоимость лицензии в пересчете на одного ученика составляет 1200 руб. в год. Вроде бы немного. Немного, если речь идет об одном продукте, но мы говорим о системе, где подобные продукты встречаются на каждом шагу.
Кстати, интересно, а кому уходят деньги?
Как мы помним, разработчик программного обеспечения — WhizzEducation — выиграл тендер, который проводил ЦИТУО (Центр информационных технологий и учебного оборудования) — структура государственная, подотчетная Департаменту образования г. Москвы. На базе ЦИТУО проводятся обучающие семинары для учителей по работе в Мат-Решке, которые организуются при поддержке другой государственной структуры — Московского института открытого образования (МИОО). Но деньги платятся совсем не им.
Право на продажу лицензий имеет Институт новых технологий (ИНТ), который в рекламных материалах обычно именно так и называется, без каких бы то ни было уточнений. А уточнить стоит, поскольку это — частное учреждение. Научно-образовательное частное учреждение Институт новых технологий существует уже более 18-ти лет и принадлежит частным лицам, и именно эта организация практически монополизировала поставки программного обеспечения и интеллектуального оборудования в московские школы.
Таким образом, вырисовывается следующая картинка. Компьютеризация школ будет нарастать; ученикам будут рекомендоваться все новые и новые программные продукты. За которые надо будет платить деньги (получателя денег в Москве мы знаем, это ИНТ). Образование по-прежнему будет считаться бесплатным, поскольку обязать платить деньги за навязываемые программы нас не могут, — законодательство запрещает. Но, так как учителей целенаправленно обучают работатьименно с помощью подобных программных продуктов, полноценно преподавать тем, кто отказался платить и не имеет право пользоваться программами, они скоро не смогут. Если говорить, используя модное ныне словечко «услуги», бесплатными в школе останутся только услуги учителя, но поскольку его деятельность сведется к консультированию по работе с программами, не оплачивая программы, родитель просто оставит ребенка без образования, потому что в школе будущего все будет завязано на компьютерные решения.
Это образовательное завтра уже стучится в наши двери, встречайте!