Ученые выяснили, как цифровая среда воздействует на психику школьников

Чрезмерное использование экранных гаджетов может привести к задержкам в развитии речи, внимания, памяти и мышления школьников. К таким выводам пришли ученые Московского городского педагогического университета (МГПУ) совместно с российскими коллегами в ходе исследования влияния цифровой среды на психическое развитие детей.
 
 Фото: Therunet.com

Результаты опубликованы в сборнике «UniverCity: Города и Университеты», сообщает РИА Новости.

Сегодня большая часть отечественных и зарубежных исследований, как отметили авторы, посвящена изучению влияния цифровой среды лишь на отдельные стороны психического развития. На основе таких разрозненных данных составить «целостную картину» довольно трудно.

Ученые МГПУ вместе с российскими коллегами провели комплексное исследование влияния технотронно-цифровой среды и ее отдельных факторов на детерминацию (причинно-следственная зависимость чего-либо от чего-либо) ключевых направлений психического развития школьников в целом.

«Самые большие риски для развития детей связаны с экранными гаджетами, которые используются для развлекательных целей. Чем раньше ребенок начинает пользоваться цифровыми устройствами, тем тяжелее могут быть последствия для развития высших психических функций: задержки в развитии речи, внимания, памяти и мышления. Особенно сильно это начинает сказываться в школьные годы на способности и готовности к обучению, к саморазвитию, а также к творческой деятельности», — цитирует агентство руководителя исследовательского проекта, профессора Института педагогики и психологии образования МГПУ Сергея Степанова.

Он отметил, что если гаджеты использовать умеренно и с учетом норм СанПиНа для развивающих и обучающих целей, то можно рассчитывать на положительную динамику становления высших психических функций у подрастающего поколения.

Однако результаты исследования показали, что большинство школьников пользуются гаджетами для развлечения: почти 60% родителей указали, что их дети используют электронные устройства для досуга, а лишь 40% — для обучения и расширения кругозора. Также почти 70% родителей не препятствует просмотру телевизора, 60% не ограничивает детей в использовании игровой приставки. Вместе с тем норму пользования смартфоном устанавливает 66% взрослых, компьютером — 57% и планшетом — 47%.

Для снижения негативных эффектов цифровизации школьникам необходимо развивать интеллектуальные и креативные способности, что пока делается за счет дополнительного образования, рассказали ученые. По их мнению, и школьному образованию не помешало бы нарастить креативную направленность, которой сейчас на уроках явно не хватает.

«Благодаря многолетним исследованиям и проектам в образовании мне вместе с моими учениками удалось разработать специальные рефлексивно-сотворческие технологии, которые позволяют весьма эффективно осуществлять развитие интеллектуального и творческого потенциала, как детей, так и взрослых. И в контексте идей педагогики сотворчества, которые были внедрены в ряде регионов, именно развивающее и креативное взаимодействие взрослых и детей обеспечивает наибольший образовательных эффект, способствующий снижению рисков цифровизации», — отметил Сергей Степанов.

 
 Фото: Flashsiberia.com 

По мнению ученых МГПУ, также перспективным способом предотвращения негативного воздействия экранных технологий на школьников будет применение искусственного интеллекта и Big Data в образовательных целях.

«Динамика самого процесса учения каждого конкретного ребенка с его затруднениями и недопониманиями в условиях массовой школы обычно остается за рамками внимания учителя, когда он ведет уроки в классе, где больше 15 детей. А поскольку в обычных классах учится практически в два раза больше детей, то здесь возможность цифровизации «учебных усилий» каждого ребенка, их накопление в Big Data ресурсах и обработка с помощью технологий ИИ могла бы оказаться целесообразной и эффективной поддержкой как для учителя, так и для ученика», — пояснил профессор.

Сейчас ученые МГПУ совместно с Институтом психологии РАН разрабатывают технологии на основе идеи «Цифрового ангела» (персонального ИИ), которые помогут учителю обеспечить каждому ребенку оптимальную образовательную траекторию его развития.

В исследовании также приняли участие Институт психологии РАН, МПГУ, МГППУ, школы Москвы, Подмосковья и Брянска. Работа выполнена при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований.

Дети и гаджеты на изоляции: возможности и риски

в режиме самоизоляции компьютеры и гаджеты выручают взрослых и детей: помогают работать удаленно, учиться и развлекаться. Родителям не стоит ругать ребенка за большой интерес к электронным устройствам, но необходимо обратить внимание на его поведение и содержание игр, считает специалист отдела психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек Московского государственного психолого-педагогического университета Наталья Матушкина.

«Каким будет влияние гаджетов на развитие и психику ребенка, положительным или отрицательным, зависит от потребляемого контента. Содержание даже важнее длительности. Ведь в режиме самоизоляции дети используют гаджеты не только для игр, но и для обучения и общения с родственниками и друзьями», — рассказала она РИА Новости.

Однако важно следить, чтобы контент не затягивал ребенка. Существуют игры, способствующие появлению компьютерной зависимости: по словам эксперта, к таким можно отнести игры без конца или легкие для выполнения.

«Задача взрослых не в том, чтобы скачать для детей самое интересное. Лучше объяснить, что иногда так можно проводить время», — рекомендовала Матушкина.

 
 Фото: Depositphotos 

Кроме того, по ее словам, важно следить за собственным ребенком. Если после компьютерных игр он не может сесть за уроки, возможно, он быстро утомляется и всю свою энергию и внимание тратит на игру: «Это не обязательно происходит потому, что игра плохая. Может быть, это головоломка, его однокласснику она тоже нравится, и он успешно учится. Просто детям нужен индивидуальный подход».

Однако Матушкина отметила, что для дошкольников ничего особенно полезного в играх нет. Они могут быть для них привлекательны, интересовать, но какой-то большой пользы для развития психики не принесут: «Психические функции не развиваются за счет гаджетов. Это как развлекательная и весьма дополнительная часть. Но не обязательная или, наоборот, страшно вредная».

По словам специалиста, исследования ученых в этой области показали, что у детей, которые играли с гаджетами больше шести часов в неделю, ухудшились память и внимание. В анкете их родителей исследователи обнаружили тенденцию: такие взрослые пассивно участвуют в жизни ребенка и не умеют с ним играть. Они часто дают детям гаджеты или провести время за компьютером.

«Конечно, научиться играть — не такая простая задача. Можно обратиться к опыту своего детства или к интернет-ресурсам. Для ребенка крайне важно, чтобы родители играли с ним», — отметила Людмила Матушкина.

По ее мнению, если и выбирать компьютерные развлечения для дошкольников, то стоит обратить внимание на игры без ограничений и правильного ответа, где можно перемещать предметы, как хочется, и ребенка никто и ничто не торопит: «Это удачный аналог, как ни странно, потому что он открыт для воображения. Если в игре есть простор для фантазии, и если мы видим, что ребенок использует свое воображение, эту игру можно считать хорошей. Но в жизни развлечения для ребенка всегда богаче. И это важно понимать».

Матушкина добавила, что у детей не должно быть дефицита разнообразия в развлечениях. Если с ними хорошо заниматься и играть, то избаловать гаджетами их довольно сложно: «Проблема не только в том, во что ребенок играет на компьютере. А что он делает помимо этого».

Специалист рекомендовала играть с детьми в сюжетно-ролевые игры, например, в «Дочки-матери», и в игры с правилами. Кроме того, рисовать, собирать конструкторы, пазлы и занимать их творчеством, чтобы они что-то создавали своими руками. Такие занятия способствуют развитию.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале