Когда можно применять силу
У журналистов тоже бывают периоды молчания, когда устаешь писать тексты к определенной дате или поводу и хочешь просто поговорить с читателем. Некоторые в таких случаях придумывают 15 типовых вопросов к разным людям, другие закрываются стандартными православными заметками о добром и благочестивом, я же хочу рассказать недавнюю историю, произошедшую с моим знакомым.
Недавно он возвращался из гостей, купил билет на электричку, подошел к турникету и… ничего не произошло. Оказалось, что на поезд не подходят билеты РЖД, и нужно идти в кассу и снова брать новый проездной документ. В кармане у мужчины уже лежал билет, купленный на обычную электричку, компанию ему составлял неправильный билет на экспресс, приобретенный в автомате, и вот теперь ему предстояло еще раз оплатить проезд. Стоит ли говорить, что перспектива трижды оплачивать одну и ту же дорогу не радовала нашего героя. Уехать было надо, а потому он толкнул рукой забор, отделяющий его от спасительного поезда, сломал ключ в замке и прижал пальцы контролеру, стоящему возле турникетов. Доехав до Москвы, он извинился перед женщиной-кондуктором и отправился по своим делам.
История эта до сих пор не оставляет меня в покое. С одной стороны, ситуация очень похожа на мошенничество — никто не вешает никаких предупреждений, человек покупает билет, а затем ему рассказывают, что он попал в ситуацию «неправильных пчел, дающих неправильный мед». С другой, женщина — контролер не виновата в том, что правила перевозок запутаны, что у нее есть инструкция о невозврате билета.
Первой моей реакцией на этот рассказ была гоголевская фраза из «Ревизора»: «Александр Македонский — герой, но зачем же стулья ломать. От этого убыток казне», а потом я снова задумался. Почти каждый день мы сталкиваемся с запретами, с тем, что кто-то лезет без очереди, размахивая удостоверением, ездит по встречной полосе или пытается продать некачественный товар. Почти всю нашу жизнь мы ждем других людей: сантехников, врачей, коллег по работе, решения вопроса с заграничным паспортом. В какой-то момент это бесконечное ожидание, этот бег за временем настолько изматывает нас, что любая мелочь может стать последней каплей. В этот момент происходит взрыв, и добрый человек, желая защитить свои права, разорвать порочный круг глупых инструкций совершает не слишком обдуманный поступок. В этот момент сложно рассказывать ему о христианских заповедях, приводить пословицы в духе «Бог терпел и нам велел», потому что завтра все начнет повторяться — люди не будут выполнять своих обещаний, делать свою работу, и мы вновь проснемся с ощущением какой-то странной безысходности от происходящего. Время догнать все равно не удастся, а «сломанный стул» надолго останется занозой в сердце.
Разговоры о том, что надо сходить на исповедь, покаяться и все будет хорошо также не всегда могут помочь, поскольку рядом живут атеисты, которые точно также, как и верующие, испытывают стрессы и борются за место под солнцем, защищают своих близких и решают бытовые проблемы. Можно сходить к психологу, но это тоже не панацея. При этом в подобные ситуации не раз попадал и будет попадать каждый из нас, так что просто отмолчаться не удастся.
Говорить о том, что никогда и ни при каких обстоятельствах человек не должен давать волю агрессии, я не могу, поскольку сам готов защищать близких любыми способами, если им угрожает опасность. Решать все проблемы с помощью дружеских тычков — тоже не выход. Но я знаю одно, иногда силовое решение — неправильное, но единственно возможное. Летом этого года мы делали ремонт. Почти неделю рабочие говорили о том, что они придут завтра. Мы были привязаны к собственной квартире, не могли нормально жить, и тогда я взял телефон и сказал, что зарплата рабочих будет уменьшена, если они не доделают ремонт завтра. После этого мужчины появились и очень быстро завершили все дела. Возможно, случай на пригородной станции также заставит начальство задуматься о том, чтобы упорядочить правила перевозки пассажиров. Если это произойдет, моему знакомому можно сказать «Спасибо».