Сто лет хранилищу истории русской музыки
Сегодня музей хорошо известен всем подлинным любителям и ценителям музыки, в его современном здании, расположенном в самом центре Москвы, кипит жизнь — почти ежедневно сюда приходят детские и взрослые экскурсионные группы, в концертном зале музея проходят выступления камерных коллективов и исполнителей. Один из самых известных проектов музея — «Оперные вечера», на которых устраивается видео показ и обсуждение классических музыкальных спектаклей в постановках лучших режиссеров мира. Жаль, конечно, что посетителей мероприятий не так много, как хотелось бы, хотя цена билетов на музейные концерты с живым звуком сопоставима со стоимостью билетов в кино. Но, нынешняя напряженная и суетная столичная жизнь оставляет мало времени на досуг такого рода. Да и вкус к классике, что греха таить, развит не у всех.
Отчасти восполнить этот пробел и позволить нашим современникам окунуться в творческую атмосферу прошлого, где гармоничное сочетание мелодии и слова рождало подлинные шедевры, призвана выставка «Музы. Музыка. Музей», открывшаяся в ВМОМК имени М.И. Глинки к его столетию. Собственно, точкой отсчета бытия музея является дата 11 марта 1912 года, когда в небольшом зале рядом с консерваторской библиотекой состоялось открытие Музея имени Н.Г. Рубинштейна. Весь нынешний год для музея — юбилейный, но основная часть торжеств была перенесена именно на осень.
Выставка «Музы. Музыка. Музей» адресована не только профессионалам, но и самому широкому кругу посетителей. В экспозиции, состоящей из пяти тематических разделов, помещены уникальные документы, книги, рисунки и живописные полотна, эскизы декораций и сценических костюмов, афиши, фотографии, рукописи нот с автографами знаменитых русских композиторов, а также музыкальные инструменты, в том числе струнные смычковые инструменты, созданные прославленными мастерами Аманти и Страдивари. Большая часть этих раритетов демонстрируется впервые.
Знакомство с выставкой посетители начинают с зала, центральное место в котором занимают предметы из коллекции, собранной Н.Г. Рубинштейном. Среди них — выпиленный (!) и покрытый специальным лаком фрагмент грифельной доски из класса Московской консерватории с автографом композитора Г. Берлиоза, личные вещи русских композиторов конца позапрошлого столетия, печатные либретто опер и оперетт. Среди них — редкое издание переведенной на русский язык «Фигаровой женитьбы» Бомарше, еще в 1787 году вышедшее из университетской типографии Н.И. Новикова.
С этой частью экспозиции тематически перекликается раздел, посвященный русскому музыкальному салону XIX столетия — месту, где зачастую впервые выносились на суд слушателей произведения русских композиторов, вошедшие впоследствии в сокровищницу мировой классики. Здесь и альбомы великосветских дам с автографами поэтов и исполнителей, и мастерски выполненные акварельные и графические портреты гостей и участников домашних музыкальных вечеров и изящные предметы быта, характерные для блестящего пушкинского времени.
Особое внимание устроители выставки уделили народному песенному творчеству и духовной музыке. В музейных витринах представлены старинные народные инструменты, а также записи переложений русских народных песен, выполненных Н.А. Римским-Корсаковым и А.А. Лядовым, а также нотные автографы богослужебных произведений П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, А.Д. Кастальского, П.И. Чеснокова. Многие из этих сочинений, полюбившихся верующим, и сегодня частенько звучат на службах в православных храмах, особенно там, где имеются хорошие большие хоры.
Живой интерес посетителей выставки вызывает принадлежавшая П.И. Чайковскому Библия, раскрытая на притчах Соломоновых, с собственноручными пометками владельца. Подчеркнуты Петром Ивановичем оказались три стиха, очевидно созвучные его тогдашнему душевному настрою: «Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику» (11:31). «У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление» и «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует» (12:16, 18).
Но, разумеется, наиболее красноречиво говорят за себя экспонаты этого раздела, имеющие прямое клиросное происхождение. В их числе — рукописный фрагмент Пасхальной службы, датируемый концом XVI в., уникальные рукописные Ирмологий и Октоих XVII в., а также альтовая партия «Службы Божией на 12 голосов на квадратной ноте» середины XVIII в. Здесь же редкая икона царя Давида конца XVII столетия соседствует с написанным в 1905 году образом преподобного Иоанна Дамаскина — оба они почитаются святыми покровителями церковных певчих. Рядом черно-белая фотография, запечатлевшая тех, кто молился этим святым столетие назад — юных певцов московского Синодального хора.
Поклонников изобразительного искусства выставка порадует множеством графических и живописных работ, на которых запечатлены выдающиеся отечественные композиторы и исполнители — Рубинштейн, Глинка, Бородин и многие другие. Особенно широко на музейных стендах отражено музыкальное наследие М.И. Глинки, что вполне объяснимо — его имя музей носит уже более полувека. Среди экспонатов, связанных с творчеством композитора, — макет декораций к 1-му действию оперы «Жизнь за царя», поставленной в Большом театре в 1842 году, а также афиша юбилейной 50-й постановки оперы 1886 года. Здесь же все, что переносит посетителя в мир легендарных музыкальных величин — макет трона и шитое золотом одеяние царя Бориса Годунова из постановки одноименной оперы, где главную партию исполнял Ф. Шаляпин, уникальные фарфоровые статуэтки балерин Г. Улановой и О. Лепешинской работы женщины-скульптора Е.А. Янсон-Манизер.
Один из залов выставки целиком отдан отечественному музыкальному наследию XX столетия. Помимо обширной коллекции афиш концертов и оперных спектаклей, автографов Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, С. Рихтера и других, здесь представлены предметы, непосредственно связанные с исполнительской деятельностью великих мастеров музыкального искусства — дирижерская палочка А. Мравинского, концертные платья Н.А. Обуховой и А.В. Неждановой. Уникальные фотокадры знакомят посетителей выставки с историей проведения в Москве в 1958 году I Международного конкурса им.П.И. Чайковского. Среди конкурсантов-исполнителей можно увидеть легендарного молодого виртуоза Ван Клиберна, ставшего первым лауреатом конкурса.
Концепция выставки предусматривает не только визуальное знакомство посетителей с экспонатами, иллюстрирующими различные этапы развития отечественного музыкального искусства. Она также включает обширный аудио- и видеоряд. В каждом зале со специальных экранов транслируются фрагменты музыкальных спектаклей и концертов, из фондов Музейного объединения. Но, о музыке нельзя рассказать словами, ее надо услышать. К этому я и призываю читателей.