Восхождение на небеса — к Христу или не совсем? О 4-й симфонии Густава Малера
Основные моменты лекции
0:00 О сегодняшней теме
5:20 Как Малер понимал Христа и христианство
11:43 4-я симфония — «та сторона моего существа, которую лишь очень немногие постигнут во все будущие времена»
14:40 О чём поётся в 4-й симфонии: «народная вера своей неправильностью очень привлекала интеллигентов»
20:40 Как воспринимали Рождество в нигилистическом XIX веке
24:28 «Небесная музыка»: почему Малер переживал, когда оркестр фальшивил
32:51 Как связаны 4-я симфония и «Щелкунчик» Петра Чайковского
39:10 Почему симфонии Малера сравнивают с романами
42:15 Малера интересует детское сознание — доверчивое, ранимое и очень открытое
50:37 Смерть играет на скрипке: зачем композитору «пугающие» эпизоды
1:02:11 11 тысяч замёрзших девочек танцуют перед святой Урсулой: как за беззаботной рождественской музыкой скрываются трагедия и смерть
1:11:03 Как слушатель Малера попадает на Небеса и наступает «посмертное просветление»
1:19:40 О настоящем ли Царстве Небесном идёт речь в финале, или это только крестьянская фантазия?
1:32:40 Альма Малер правда сочиняла музыку не хуже, чем её муж? Кем была эта «роковая женщина»?
1:38:20 Как 4-я симфония Малера повлияла на оперу Хельмута Лахенмана «Девочка со спичками»?
1:42:38 Повлиял ли Малера рассказ Фёдора Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»?
1:44:48 4-я симфония — совсем не детское произведение. А «Щелкунчик»?
1:46:59 Каково положение Малера в истории музыки?
1:51:14 Царство Небесное для Малера — христианский рай, ветхозаветный шеол или нечто третье?
Съёмка и монтаж — факультет журналистики МГУ
Фото Семёна Лопухова