Беседы об Афоне (ч.1)

О русском православии на Афоне «ТД» рассказал человек, побывавший более 40 раз: Александр Горматюк - художник и реставратор, воссоздающий храмы и росписи, в том числе и на Святой горе .


Справка:

Горматюк Александр Анатольевич - художник-реставратор высшей категории, кандидат искусствоведения, сотрудник Всероссийского художественного реставрационного центра им. ак. И.Э. Грабаря, член Ассоциации искусствоведов и Московского союза художников, член ICOM - международной ассоциации музеев при ЮНЕСКО, руководитель реставрационной группы Российского института египтологии в Каире РИЕК  (полевая  реставрация археологических объектов, Миссии в Фаюме и Луксоре), лауреат премии Митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова) за труд “Царский лик. Надгробная икона Великого князя Василия III”.

- Скажите, Александр Анатольевич, как часто Вам доводилось бывать на Афоне ?

- В течение последних полутора лет я побывал там многократно, это было связано с моей профессиональной деятельностью - реставрацией. Мне посчастливилось восстанавливать один из древних храмов, принадлежащих Русскому Свято-Пантелеимонову монастырю на Афоне, - келью св. первомученика Стефана*. Пока шли работы вместе со мной там побывало 25 человек, сменяя друг друга, чтобы реставрационно-востановительные работы шли беспрерывно, в общей сложности совершив 90 заездов.

В нашем представлении келья - это маленькая комнатка, где скрывается монах-затворник. В афонском келья - это здание, объединяющее в себе храм и жилые помещения для 2-х или более монахов. Келья св. первомученика Стефана была рассчитана на общежительство 8 -10-ти монахов. Вероятно, она была основана в начале XV века, может, чуть раньше. Когда мы начали реставрацию и исследование этой кельи, то нашли остатки старых стен, значительно более древние, чем сохранившаяся в келейном храме роспись конца XVIII века. Глядя на то, в каком состоянии пребывал храм, можно сказать, что он держался на честном слове - просто чудо какое-то. Ощущение было, что он вот-вот развалится на наших глазах. Полное запустение. Благодаря общим стараниям в короткий срок келья была восстановлена и 9 января 2009 года освящена; монахи из русского Свято-Пантелеимонова монастыря теперь там регулярно совершают Литургию...

 

 Состояние кельи до реставрации. 01.03.07.Начало реставрации. 10.07.07
 

Состояние кельи до реставрации

Начало реставрации

- Судя по фотографиям, пришлось практически все отстроить заново. Фрески реставрировали или писали заново?

 - Нет, ничего своего мы не добавили. Проблема в том, что весь этот каменный храм построен не на традиционном известковом растворе, а на глине: технология несложная, но со временем глина рассыпалась, стены просели, а штукатурка с росписью осталась на месте, отделяясь, как скорлупа: можно было даже руку засунуть между ней и стеной. Пришлось укреплять все стены, тщательно переложить всю кладку по камешку, оставляя каждый на своем родном месте, и, удалив поздние напластования, вернуть архитектуре прежний первозданный вид.

Строительные работы по жилому корпусу кельи выполнялись подрядчиком - афонитом отцом Иосифом, что называется, «со товарищи». Человек он активный, бодрый, москвич, родился на Арбате. Как и у многих афонских жителей, у него был сложный жизненный маршрут. В 80-е годы уехал в Америку, там нашел себе духовника, постригся. После Афон. Жил со старцем в очень маленькой полуразрушенной келье, надо было ее ремонтировать; собрали малую сумму пожертвований, нашли подрядчика, тот, разобрав крышу, скрылся с деньгами. Тогда старец и сказал о. Иосифу: «Теперь строителем будешь ты». С тех пор он строит уже 20 лет. С его бригадой, в которой теперь 50 человек, мы и восстанавливали келью, по ходу стараясь найти наиболее оптимальные решения сочетания древней части и восстанавливаемого корпуса, продумывая систему вентиляции, кровельного покрытия, кладку стены и т.д.

Зимовка на келье. 15.12.07
 В процессе укрепления росписи. 08.07.08
 Зимовка в келье  В процессе укрепления росписи

 

Храм в Стефановской келье совсем маленький: 4 на 6 метров, под ним костница (по афонской традиции монахов хоронят в земле, а по прошествии нескольких лет череп и кости, освободившиеся от плоти, хранят в костницах - Прим. ред.)

Сейчас в кельи живет и служит о. Серафим вместе с дьяконом Киром. Пока вдвоем им тяжеловато.

Не всегда монахам удается обходиться без благ современной цивилизации. О. Серафим поначалу говорил, что электричества не нужно, но для стройки нам был необходим свет, и мы установили генераторы и солнечные батареи.

Жить в одной дерюжке, как Петр Афонский, это особый подвиг, не каждому это по силам.

Место, где расположена келья, по климату напоминает Россию: северное побережье полуострова и 450 метров над уровнем моря. Осенью бывает как в фильме «Форест Гамп»: вдруг на тебя обрушивается дождь - сверху, сбоку, с одного, с другого и даже снизу. Пронизывающий ветер, +10, но этого вполне достаточно, чтобы зуб на зуб не попадал. Если температура опускается до +4, выпадает снег.

Монахам жить и молиться на многочасовых службах без отопления было бы слишком тяжело, они очень страдают от сырости.

- Далеко келья первомученика Стефана от русского Свято-Пантелеимонова монастыря?

- Если по воздуху - 5 км, а по земле, дорогой - около 25-30 км. На машине минут сорок добираться, пешком можно сократить тропками, получится три с половиной - четыре часа.

 - Почему место было так заброшено?

 - Потому что в целом Афон только теперь начинает быть доступен для России, для русских паломников, которые могут его свободно посетить.

- То есть на Афоне есть и всегда была территория Российской Федерации?

- Была и есть территория русской истории.

 - Есть ли на Афоне какое-либо деление в соответствии с церковной юрисдикцией?

 - Афон - достаточно сложная структура, некоторые называют ее монашеской республикой. Всего здесь 20 монастырей, из них 12 правящих, среди которых и наш, русский. Каждому монастырю принадлежит своя территория и постройки, исторически и документально за ним закрепленные, т. е. те, которые были в свое время куплены или подарены ему. К нашему монастырю относились несколько скитов, келий, среди них и т. н. Горный русик - одно из тех мест, где издревле селились русские монахи, где принял постриг Савва Сербский. Многие из этих мест исторически очень важны для всего славянства.

- Среди великих русских подвижников были те, кто подвязался сначала на Афоне, а потом уходили на родину...

- Монах не может самовольно уйти из монастыря, где был подстрижен. Это все равно что семью бросить, от жены уйти. Отправиться куда-либо можно только по благословению. И русских, и других подвижников-афонитов посылали на служение, так будет точнее.

История Афона очень богата событиями, в последнее время монашеская республика явно переживает возрождение. Монастыри отстраивается, вновь открылась «Афониада» - традиционная афонская школа для мальчиков и юношей, где учатся в основном греки, но в последнее время здесь появились и русские ребята.

В 1990-е годы на Афон прибыли первые за последние десятилетия посланники из Троице-Сергиевой Лавры, русский Свято-Пантелеимонов монастырь в это время был в сильном запустении. С тех пор много монастырских храмов и зданий было восстановлено, воссоздаются отдаленные скиты и келии; келья св. первомученика Стефана - лишь один из таких примеров.

Не знаю, что будет сейчас, во время кризиса: многие не смогут помогать монастырям в том объеме, как это было раньше. Но Афон уже не раз переживал трудные времена, выстоит и в это раз.

- Последнее десятилетие число паломников наверняка сильно возросло, это не нарушило течение монашеской жизни?

- Количество паломников прежде было в несколько раз больше чем теперь: до революции два раза в неделю из Одессы на Афон отправлялся целый пароход. Но надо учитывать, что и монахов было больше, а сейчас их всего около 2000. Современное паломничество очень визуальное, что ли: для постсоветского человека это своеобразный туризм.

Келья после восстановления.05.01.09
Роспись алтаря. После реставрации. 05.12.08
 Келья после восстановления Роспись алтаря. После реставрации

 

Особенности русского православия

 - Александр Анатольевич, вы согласны, что Афон уникален еще и тем, что в одном месте собраны монахи разных национальностей и каждая привносит особый колорит в православие? В чем, как вы думаете, отличие русских православных?

 - Часто русские думают, что самое правильное православие только у нас (смеется); эти штампы мешают адекватно воспринимать реальную духовную ситуации.

У нас есть эдакая спонтанная народная сакрализация, и порой кажется, что она главенствует везде. Один приятель рассказывал, что ставит свечку - не ставится, он оплавляет ее снизу, а бабка ему - раз и по руке бьет: «Что ты Боженьке ножки подпаливаешь?»

- У греков нет такого?

 - Ну почему: на Афоне, у греков такого тоже много, но это скорее семейные легенды, духовные сказы, а не желание доказать, что ты знаешь последнюю истину.

 - Так чем же греческое благочестие от русского отличается?

- Меня лично греки поражают своей настойчивостью и целеустремленностью в этом. Например, есть в келье телефон, и тот же о. Серафим, мало зная греческий язык, пытается объяснить, что это келья русская, и через некоторое время трубку вешает . Опять звонок, сцена повторяется, и так несколько раз, пока, наконец, трубку не возьмет оказавшийся в келье человек, более поднаторевший в греческом, и выполнит просьбу звонящего - запишет имя для молитвенного поминовения.

Другая история: один русский монах жил несколько лет на Афоне, но греческого совсем не знал. Случилось ему ехать куда-то на автобусе, к нему подсел человек и начал что-то рассказывать: говорит, говорит, не останавливаясь. Монах смотрел на него молча, а сам пытался вспомнить ну хоть какое-нибудь греческое слово, чтоб этому человеку сказать в ответ. Минут 20 думал, пока не доехали. Потом вспомнил слово «браво» (что значит приблизительно, как и у нас, «прекрасно, хорошо»). Сказал ему это слово, грек опешил и сразу ретировался.

К монаху подошел какой-то из наших пассажиров и говорит: «Знаете, что произошло?» Оказалось, что грек всю дорогу рассказывал, что он болеет, с женой ссоры, работы нет, у детей все не так, с квартирой проблемы. Куда ни кинь - всюду клин! А монах на это ему ответил: «Браво!». Грек получил вразумление! Вот так.

Продолжение следует...

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале