Единым сердцем в едином духе. Часть 1
Часть первая. Свято-Елизаветинская обитель в Бухендорфе
С монахиней Марией (Сидиропуло), настоятельницей единственного православного женского монастыря в Германии, мы познакомились несколько лет назад в Москве в Марфо-Мариинской обители милосердия, где в тот день режиссер и тележурналист из Сыктывкара Владимир Кривцун снимал документальный фильм о Великой княгине Елисавете Феодоровне. Не передать наше удивление, когда в Покровском соборе мы увидели прекрасно говорящую по-русски монахиню, приехавшую из православного монастыря, расположенного недалеко от Мюнхена. Находчивый Владимир тут же поставил гостью перед камерой. Так она стала одной из героинь фильма «Великая княгиня Елисавета». И вот новая встреча с матушкой Марией — на сей раз на выставке «Православная Русь» в Манеже, где стенд ее обители, кажется, был единственным, представлявшим Русскую Зарубежную Церковь Заграницей.
— Здравствуйте, дорогая матушка! Рада вновь видеть Вас в Москве. Ваша обитель находится в Баварии, где основное население — католики. Как они относятся к православным?
— Слава Богу, хорошо! Наш монастырь является первым и пока единственным православным женским монастырем на территории Германии, и я считаю, что само ее существование должно быть проповедью православной культуры здесь. Отличительная черта Православия в Германии состоит в том, что тут создаются приходы, вынужденные служить Литургию в католических или протестантских кирхах, которые на сегодняшний день приходят в запустение. Благодаря такому развитию католицизма появилась возможность на месте бывшего католического монастыря создать православную обитель.
В нашей деревне живут в основном католики. Они не только не отрицают Православие, но даже приветствуют его. При встрече с сестрами некоторые соседи снимают свою баварскую шляпу и склоняют голову в знак почтения. Часто к нам обращаются не по фамилии, а «Schwester такая-то» (то есть «сестра такая-то»). Нам повезло, что наш монастырь расположен именно в этой баварской деревушке. Народ тут очень благочестивый. Помню, переехав сюда в предпразднество западного Рождества Христова, мы пошли по деревне с мелкими сувенирами, чтобы познакомиться и поприветствовать наших соседей. Это было хорошим началом и помогло дальнейшему врастанию нашей православной обители в новую среду. Здание обители мы приняли от католических монахинь, заключив договор на долгосрочную аренду — на 99 лет. Это, конечно, несет какие-то неудобства. Мы не можем чувствовать полноценную стабильность, пока не станем владельцами этого чудного кусочка земли. Наша задача — приобрести этот участок земли, чтобы на полных правах обустраивать и в дальнейшем наш монастырь.
— Как родилась ваша обитель?
— Когда у меня появилась мысль о создании монастыря в Баварии, воплотить ее помог Господь. Я подумала: «А что же мы сидим, почему мы должны жить на квартире, ведь можно попробовать в Мюнхене создать обитель под руководством нашего незаменимого духовного наставника!». Я всегда говорю, что Преосвященный Марк, архиепископ Берлинский и Германский похож на древних архиереев: в первую очередь он монах, а потом архиерей. Мы хотим следовать по его стопам, и Господь дал такую возможность. Владыка Марк благословил искать подходящее место на расстоянии не далее 80 км от Мюнхена, чтобы нас можно было духовно окормлять. Но Господь решил иначе. Буквально через полгода мы нашли здание, которое расположено в 19 км от мюнхенского кафедрального собора и в 17 км от мужского монастыря, где находится резиденция владыки. Получился такой равносторонний треугольник, если смотреть на карте. И владыка, уезжая, например, в собор на службу, иногда заезжает к нам, чтобы поисповедовать нас, и едет дальше.
Молебен на начало ремонтных работ был отслужен в августе 2005 года, но официально днем открытия нашей обители считается 1 октября. С тех самых пор продолжаются работы по его благоустройству и оформлению в православном стиле. Средств, конечно, у нас на это нет, а о постройке деревянной церкви даже и думать не приходится. А так хотелось бы показать местному населению всю красоту и величие Православия! Главное внимание в обители уделяется молитве и богослужению. Насельницы монастыря, независимо от вида их послушаний, посещают все богослужения суточного круга. Служба начинается в 4 часа утра, богослужение длится до 7.00, а когда служится Божественная литургия, то до 8.00. Литургия совершается три раза в неделю, включая воскресные дни.
Раз в неделю, обыкновенно с четверга на пятницу, к нам приезжает наш владыка Марк, который является непосредственным духовным руководителем сестер. Служба проходит на церковнославянском языке, а раз в неделю — на немецком языке, переводит ее архиепископ Марк. При всей своей занятости он регулярно посещает монашествующих, чтобы исповедовать, дать духовное руководство в насущных вопросах и помолиться с нами. Вот так с Божией помощью создался наш монастырь.
— Сколько сестер в обители?
— Всего у нас подвизаются десять сестер. Надеемся, что их со временем будет больше. Но не в ближайшее время: ситуация такая, что нам нужно самим себя обеспечивать. У нас нет благодетелей, и мы живем, в сущности, только на пожертвования и за счет рукоделия сестер. Если прибавится сестра, прибавится и забота о ее содержании. Только одна медицинская страховка стоит порядочную сумму (140 евро на человека), которую надо выплачивать ежемесячно, независимо от того, болен человек или нет. Государство обязывает иметь такую страховку каждого человека, проживающего в Германии. Кроме этого, нужны средства для содержания зданий и корпусов, для ежемесячной выплаты аренды. Так что мы находимся в прямой зависимости от главного Благодетеля, Который на небесах. Но не умолчу: за все семь лет нашего существования Господь по Своему обетованию питает, одевает нас и посылает все необходимое, так что имеем возможность принимать и утешать паломников.
— А среди сестер обители есть выходцы из России?
— Да, есть одна сестра из России, уже старенькая, она приняла даже немецкое гражданство, так как в Германии живет давно. Семья у нас многонациональная: есть три коренные немки, которые хорошо говорят по-русски, а двое из них читают и поют на церковно-славянском и даже руководят клиросом; две немки из России, одна русская сестра, которая проживала в Латвии, одна латышка, одна сербка и одна гречанка из России.
— Каковы послушания сестер?
— Одни из нас возделывают сад, обрабатывают землю, обеспечивая обитель продуктами. Другие несут послушание в просфорной, служа самому Телу Господню, так как изготовляют хлебцы, которые потом пресуществляются в Тело Господа Нашего Иисуса Христа. Хлеб выпекаем квасный, пшеничный, так как Сам Господь Иисус Христос сравнивал Себя с зерном пшеничным. Ежегодно в Лазареву субботу мы устраиваем «пасхальную ярмарку», на которой продаем куличи, крашеные яйца, сувениры.
Есть у нас и переплетная мастерская. Переплет книг издревле считался одним из монашеских ремесел. Сохраняя старую традицию, сестры на профессиональном уровне не только переплетают старые богослужебные книги, заботясь об их сохранении, но и помогают людям заменить обложки их книг, починить и скрепить разорванные и рассыпавшиеся страницы, сделать красивые закладки.
Как и во многих женских монастырях, у нас есть пошивочная мастерская, где несут послушание три сестры. В деле швейного послушания примером для нас является Сама Пресвятая Дева, которая в своей земной жизни в часы, свободные от молитв и богомыслия, неустанно шила одеяния для Себя, Своего Сына и для священного богослужения. Наиболее частые заказы сестры получают по пошиву церковного убранства и крестильных рубашек, ведь каждому верующему хочется иметь свою рубашку и сохранить ее как святыню, в которой он сподобился принять Духа Святого в великом Таинстве крещения. Особенно радуемся мы, когда эти крестильные рубашки шьем для местных жителей, желающих принять крещение. Кстати, первая моя поездка в Россию была связана с тем, что надо было задействовать нашу швейную мастерскую, привезти какие-то ткани, церковную утварь и прочее. В Германии нет возможности приобрести церковные ткани, вот мы и приехали в Россию.
— Ваши изделия вы распространяете в Германии?
— Мы принимаем заказы на пошив облачений не только из Германии, но и из Англии, Австралии, но не всегда укладываемся в сроки, так как не хватает рук. Помогают профессиональные помощницы — благочестивые прихожанки из некоторых приходов нашей епархии. Эти добровольные «мироносицы» вносят «свое миро» в помощь обители, подвизаясь в швейной мастерской. Вообще мы справляемся со всеми делами благодаря добровольным помощницам, которые приезжают из разных регионов Германии, чтобы помогать нам не только в швейной, но и во многих областях нашего созидательства.
Согласно уставу нашего монастыря все сестры должны обязательно посещать монастырские богослужения. У нас нет такого понятия: «вместо богослужения нужно быть на каком-либо из послушаний». Сестры стараются следовать наставлениям владыки Марка и при исполнении любого послушания соединяют физический труд с молитвой. Оба эти вида труда неразлучны между собой, как евангельские сестры Марфа и Мария, в честь которых и названа обитель, основанная Елисаветой Феодоровной в Москве.
— Именно поэтому Вы решили назвать свою обитель именем преподобномученицы Елисаветы Феодоровны?
— Во-первых, мы брали благословение у нашего Аввы — владыки Марка, а во-вторых, находясь в Германии, сомнений не было в выборе небесной покровительницы, так как именно эта страна дала нашей Церкви Великую святую. Православие в Германии имеет огромное значение и исполняет, в первую очередь, миссионерскую функцию. Но не мы выходим для этого на улицу говорить о нашей вере, а люди сами приходят к нам и узнают о ней. Нашу обитель часто посещают группы разнообразных немецких обществ. Что же, пусть знакомятся с Православием, с нашим богослужением и повседневными монастырскими буднями. Мы используем такие случаи, чтобы познакомить немцев с подвигом их землячек. К нам просятся группы на экскурсию, и мы идем навстречу таким просьбам: рассказываем, показываем и отвечаем на вопросы. Некоторые группы приходят повторно, вероятно, чтобы проследить развитие жизни монастыря. Такое полезное любопытство у немцев. Мы рассказываем о преподобномученице Елисавете, о Царской семье. Многие, конечно, знают их трагическую историю, но не все знают, как к ним относится Церковь.
Германия — страна, воспитавшая сразу двух русских святых, родившихся в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, внучки английской королевы Виктории. Паломники, приезжая в нашу обитель, знакомятся с жизнью двух немецких принцесс, прославленных в лике святых Русской Православной Церковью, — Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее младшей сестры Императрицы Александры Феодоровны, — а также с судьбами членов их семей. Немцы должны знать о святых, прославивших их родину, святых, соединяющих немецкий и русский народы. Примечательно, что наш монастырь расположен в 18 километрах от Андекса, а известно, что одна из ветвей родословной принцессы Алисы — матери святых сестер-мучениц — имеет корни в этом городе. Мы устраиваем иногда фотовыставку, отражающую жизненный путь святой покровительницы нашей обители. Эта выставка проходила и на других общественных мероприятиях, которые устраивались для поддержки материального существования нашей пока еще очень молодой обители.
— Кто ваши прихожане?
— В Бухендорфе около года назад поселились молодая женщина с сыном и две украинские семьи, у которых своя маленькая строительная фирма. Они там живут и работают. К ним приезжает много рабочих из Украины. Мы получаем помощь от этих людей, ведь в женском монастыре всегда нужна мужская сила. Эти украинские братья с удовольствием, когда у них нет работы, посылают к нам своих рабочих, потому что они богобоязненные люди и хотят помочь монастырю, чем могут. Вот это пока весь наш приход. На наших службах появляются и незнакомые нам люди, которым монастырские службы тоже нужны. До этого постоянных прихожан у нас не было, но к нам на службы стали приходить прихожане мюнхенского кафедрального собора и из других православных приходов, которые живут в соседних от нас деревнях. В основном поток людей происходит из таких глубинок Германии, в которых вообще нет приходов, и они вынуждены за много километров ездить на службы, чтобы хоть как-то духовно окормляться. Вот где испытание на верность Богу! Я знаю одну многодетную мамочку, которая приезжает на каждое богослужение за 80 километров. Не забуду никогда такую картину — одной рукой она руководила хором в церкви, а другой рукой качала коляску с пищащим младенцем. Сейчас этот младенец вырос в 12-летнего отрока. В Германии одному священнику порой приходится окормлять три или четыре прихода. Бывают приходы, в которых только раз в месяц служится Литургия, поэтому прихожане из таких приходов берут своих детей во время школьных каникул и едут жить на какое-то время к нам в монастырь. Наше здание, слава Богу, позволяет разместить 20-25 паломников. Они живут у нас, окормляются духовно, посещают службы, помогают нам своим трудом.
— Чем занимаются дети в монастыре?
— Дети, которые приезжают со своими родителями к нам на школьные каникулы, по мере своих детских сил включаются в ритм нашей жизни, но, конечно же, мы не требуем, чтобы они приходили на службы в 4 часа утра. В остальное время они вносят свою лепту, свой труд в помощь обители — помогают в саду, на маленьком огородике, участвуют в уборке монастыря. Иногда я собираю их всех на духовную беседу и таким образом «сею духовные зернышки на благодатную почву»...
— Вы впервые приехали на выставку «Православная Русь»?
— Мы слышали и раньше об этой выставке, но мысль участвовать в ней не приходила нам в голову — это казалось так далеко. Но у нас есть организатор выставок — прихожанка нашего кафедрального собора Ольга Азарова. Именно она настойчиво предложила участвовать в выставке и курировала это. Здесь происходит очень нужное общение, можно познакомиться с жизнью разных монастырей в живом разговоре с их представителями, а не через Интернет. Такое общение доставляет больше радости и пользы. Присутствие чудотворного образа Божией Матери «Казанская» и ежедневный молебен перед Образом создали особую атмосферу на выставке.
Для участия в этой замечательной выставке мы приехали с инокиней Иустиной и отцом Евфимием (Логвиновым) — игуменом Иова-Почаевского мужского монастыря в Мюнхене. За эти дни многие подходили к нашему стенду, расспрашивали о нашей обители, о детском лагере. Удивляемся тому, насколько у людей большой интерес к Православию в Германии. Некоторые даже не предполагают, насколько развита жизнь православных приходов в Германии. Очень многие думали, что там существует только маленький миссионерский отдел. А многим, наоборот, уже известно о прославлении новомученика Александра Шмореля. Об этом мюнхенском святом, о Елисавете Федоровне и о многом другом мы рассказывали людям на выставке и надеемся, что этим смогли всем интересовавшимся дать реальный обзор деятельности нашей Берлинско-германской епархии.
— Об Александре Шмореле знают и читатели «Татьяниного дня».
— Обо всех, кто пишет о нем, этот святой будет молиться пред Господом! Шморель родился в Оренбурге в семье русских немцев, вернувшихся в Германию в 1921 году. В 1937 году был призван в медицинские части вермахта и до 1942 года находился на фронте, в том числе Восточном. После возвращения в Мюнхен Шморель стал участником религиозной группы сопротивления «Белая роза». Деятельность этой антифашистской организации была разоблачена нацистскими властями. В феврале 1943 года 25-летний Александр был казнен. Канонизирован он Русской Православной Церковью Заграницей под именем Александра Мюнхенского. На иконе страстотерпец Александр изображен в белом облачении врача — с крестом и белой розой.
— На выставке «Православная Русь» было много интересных встреч?
— Нам радостно было встретить на выставке паломников, которые бывали в нашем монастыре. Некоторые из них — постоянные жители Германии, но сейчас находятся в Москве. Неожиданной была встреча с митрополитом Волоколамским Иларионом (Алфеевым). Он приезжал к нашему владыке — Преосвященному Марку, архиепископу Берлинскому и Германскому — и останавливался в нашей обители. Мы поили чаем и общались с владыкой Иларионом. Тогда он был архиепископом Венским и Австрийским.
Было очень много и новых интересных знакомств. В последний день перед закрытием выставки к нам подошла студентка третьего курса социологического факультета РУДН Мария Брандлер. Ее предки жили в Германии, а она там никогда не была, и я пригласила ее в гости. Она охотно согласилась, чтобы совершенствовать свой немецкий язык, который учила в школе.
Мы были рады знакомству с представителями ИППО, которые очень мило приняли нас в храме Нерукотворного образа Христа Спасителя в Усово. На выставке «Православная Русь» эти женщины подготовили очень интересную экспозицию «Священномученик Патриарх Гермоген: подвиг — прославление — почитание», которая, по их словам, после закрытия выставки будет работать в Доме причта на территории храмового комплекса в селе Усово.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших впечатлениях от посещения Усово.
— Для меня было очень большой радостью посетить Православный просветительский центр «Усово-Спасское», где можно полноценно исполнять Дело Божие. С каким теплом, с какой любовью встретили нас Анна Витальевна Громова и Рита Борисовна Бутова в этом Центре с очень уютным храмом и несколькими корпусами. Первое, что видишь при входе — сама великая матушка — скульптурное изображение Елисаветы Феодоровны. На территории этого духовно-просветительского комплекса есть и ее небольшой музей, и множество благоустроенных помещений для занятий с взрослыми и детьми. Мы видели театральные залы, гончарный круг, где дети лепят из глины поделки, музыкальные комнаты. Во всем чувствуется изящество и тонкий вкус, который невольно передает дух преподобномученицы Елисаветы.
Я очень рада была всему, что там увидела. Конечно, я всегда знала, что детская душа — это великий город, который трудно познать и охватить. И в детских работах чувствуется душа каждого ребенка, то, что у него было в сердце. В этих работах выразилась богатая детская фантазия. Мне очень было приятно слышать о той миссионерской, просветительской деятельности, которая ведется в этом центре, о его дальнейших планах. Помоги им Господи в их работе! Так приятно было побывать в имении, в котором очень любили проводить свое время Елисавета Феодоровна и ее супруг. Мы заехали также в Архангельское и в Александровку.
— Нас с Вами познакомила Великая княгиня Елисавета Феодоровна. В 2014 году будет праздноваться 150-летие со дня ее рождения. В 2009 и 2010 годах в Москве прошло несколько детских спектаклей по пьесе Риммы Кошурниковой «Белый ангел Москвы», посвященных ей. Вот бы перевести пьесу на немецкий язык и показать спектакль в Германии, где родилась принцесса Элла!
— Мы были бы рады познакомить немецких читателей с этой пьесой. Ведь речь в ней идет о Марфо-Мариинской обители, а у нас в Бухендорфе действует Марфо-Мариинский летний лагерь для девочек.
(Продолжение следует)
Фото автора и из архива обители