Знаменский храм — от разрухи к возрождению
Протоиерей Владимир Диваков, благочинный Центрального благочиния Москвы, вспоминал, что когда-то, в начале 90-х годов, будучи пациентом кремлевской больницы, он впервые оказался у стен обезображенного храма (на служебную территорию посторонних не пускали) и поставил перед больничным начальством вопрос о возвращении святыни. Эти призывы со временем возымели действие: администрация больницы выделила для церкви бывшую ленинскую комнату на верхнем этаже, под самым куполом храма. Вскоре там появился временный иконостас, по четвергам стали проводиться богослужения. Но даже тогда войти в комнату-храм постороннему человеку с улицы было практически невозможно: охрана больницы требовала от настоятеля священника Владимира Вигилянского предоставлять списки певчих, алтарников и прихожан.
— Начальник охраны больницы возмущался, что мы предоставили ему слишком большой, по его мнению, список, — рассказывал отец Владимир. — Мол, слишком у нас много певчих. Я тогда сказал ему: «А если я скажу вам, что у вас много охранников, вы мне ответите: «А какое ваше дело?» и будете совершенно правы». Когда шла Литургия, из кабинетов время от времени выходили сотрудники, стояли у входа в храм, прислонясь к дверному косяку, курили и наблюдали за богослужением.
Так начинал возрождаться Знаменский храм.
В алтаре Знаменского храма перед Литургией
В феврале 2005 года Святейший Патриарх Алексий назначил настоятелем храма священника Михаила Гуляева. А 10 декабря 2006 года состоялась первая за 77 лет Литургия — не в комнатке под куполом, а в историческом храме, где вся обстановка еще напоминала столовую: квадратные обеденные столики, кафельная плитка по стенам и даже небольшой лифт, перевозивший из кухни в раздаточную готовую еду.
Мне посчастливилось алтарничать на этом богослужении. Накануне вечером, перед всенощным бдением, мы стали думать, как подготовить алтарное помещение к службе. Священнослужители перенесли из комнаты-храма престол и священные сосуды. Один из обеденных столиков мы приспособили под жертвенник. Его пришлось несколько раз передвигать с места на место, чтобы с потолка на него не падала штукатурка. Толстый провод, торчавший из стены в алтаре, мы приспособили под держатель свечей, из другого провода смастерили крючок для кадила. В самом храме обеденные столики сдвинули к выходу и поставили один на другой, чтобы было как можно больше свободного места для прихожан.
На первой Литургии в престольный праздник храм был полон молящихся. Пел праздничный хор из Татианинского храма. Во время евхаристического канона во всем храме вдруг погас свет. Чайник, в котором готовилась теплота для причастия, тоже выключился, и нам в алтаре пришлось греть теплоту на свечке. Взяли в руки свечи и певчие. Было что-то величественное в этой темноте, спустившейся на храм, среди которой мерцали лампады и свечи у икон.
Электричество включили прямо перед причастием. По окончании Литургии мы снова расставили сложенные у выхода столики, и вскоре их накрыли яствами для праздничной трапезы.
После этой Литургии храм закрыли на капитальный ремонт: уничтожили перекрытия, пристройки советских времен, вернули внутренним помещениям исторический вид. В ночь Светлого Христова Воскресения 27 апреля 2008 года Знаменский храм открыл свои двери для прихожан. Впервые за 80 лет здесь прошло пасхальное богослужение.
Вид с колокольни Знаменского храма в Пасхальную ночь
Но реставрация храма продолжалась. Прошло время — на колокольню подняли колокола, затем открылся дом причта.
18 апреля 2009 года, в Великую субботу, Знаменский храм посетил Святейший Патриарх Кирилл. Поклонившись храмовым святыням и осмотрев убранство храма, он сказал: «Поставите иконостас — приеду к вам служить».
Новый резной иконостас установили совсем недавно. Значит, и Патриаршая служба в Знаменском храме — не за горами.