Крещение 2013. Ответы священника на вопросы
Вступительное слово протоиерея Максима Козлова:
Дорогие друзья, рад вас приветствовать в канун одного из главных праздников православной Церкви и в целом исторического христианства, праздник, который называется Крещение, или Богоявление. В древней Церкви он назывался именно Богоявление, и он разделялся на два праздника – событие Рождества Христова и событие Крещения в Иордане от его предшественника и провозвестителя той миссии, которой он будет заниматься, Иоанна. Рождество мы отметили 7 января, а 19 января празднуется Крещение. В начале своего служения, достигнув возраста 30 лет, Христос выходит к реке Иордан, где осуществляет свою проповедь Иоанн Предтеча. Слова Иоанна "покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" были и началом проповеди Иисуса Христа. Сначала Иоанн отказывался крестить Иисуса Христа. На древнегреческом языке слово "баптидзо", крещение, означало полную перемену человека. Иоанн, понимая, что перед ним безгрешный Сын Божий, сначала отказывается крестить Христа. Но слышит слова "Крести меня, Иоанн, потому что нам надлежит совершать правду". И в это время происходит Богоявление, Дух Святой спускается над головой Спасителя, и с неба раздается голос Отца "это Сын мой возлюбленный, на котором мое благоволение". Это и есть богословское, духовное содержание праздника, оно состоит из нескольких аспектов. С одной стороны, Спаситель исполняет всякую правду, с другой стороны, изменяет свойства воды, и при таинстве крещения человек получает освобождение от грехов, и личных, и тяготеющих на нем от родителей. И третье – космическая суть праздника, освящается природа воды, она приходит в то состояние, о котором говорилось в Библии. Это восстановление произойдет в последние времена, но провозвестителем этого является событие Крещения на Иордане.
Светлана: Отец Максим, а что значит Крещение для Вас?
Отец Максим Козлов: Хороший вопрос. Давайте мы разделим, чтобы не путаться в терминах. Крещение, как праздник православной Церкви, для каждого христианина, в том числе и для меня - это возможность еще и еще раз вернуться на очередном году жизни к осмыслению важнейших фактов истории нашей веры. В том числе при встрече с праздником Крещения возможность задуматься о том, что он означает, не сводить его на уровень бытовых рефлексов. Личное принятие Крещения для меня означает личный поворот вхождения в церковь. Я крестился в сознательном, в отроческом возрасте, и это был, конечно, важнейший жизненный вектор приобщения к Церкви. Если же говорить о сопровождающем ныне праздник Крещения обычае погружаться в прорубь - то я не отношусь к его фанатом. Он не является чем-то обязательным в церковной традиции. И этот обычай как может быть употребляем людьми с верой не без пользы, но и без того, чтобы осуществить традицию окунуться в прорубь, ничего от человека не убудет, прямо скажем.
Максим, Петрозаводск: Подскажите, пожалуйста, я относительно недавно начал окунаться в ледяную воду (святые купели), и не только в Крещение. Действительно отмечу тот факт - что после подобного окунания, несмотря на то, что кажется вот-вот отправишься на тот свет от немыслимого холода, я ни разу не заболел. Скорее происходили обратные вещи - насморк проходил, горло восстанавливалось (говорю об этом, потому что нырял даже во время лёгкого недомогания, в виде насморка или кашля). Как это можно объяснить? С религиозной точки зрения, и с медицинской. И действительно, возможны летальные исходы при этом процессе?
Отец Максим Козлов: Итак, мне кажется, мы должны отчетливо разделять две вещи. Обе по-своему хорошие, но друг другу не тождественные, и просто по факту совпадающие сегодняшние числа. Моржевание, или закаливание, в том числе погружение в холодную воду зимой, в ванной, в проруби. Вообще закаляйся, если хочешь быть здоров, это мы знаем. Происходят определенные процессы в организме, эндокринный всплеск, ощущение радости. Каждый, кто практиковал, знает это на собственном опыте. Второе - если погружение совершается с верой в память о Крещении Христа в Иордане. Тогда должна быть на первом месте религиозная составляющая. Человек окунается не потому, что хочет второй или десятый раз креститься, потому что креститься можно только один раз, а потому что желает актуализировать не только на уровне интеллекта, но и всем своим существом память о Крещении Спасителя в Иордане, прикоснуться к тому великому событию. Возможно, более ощутимо. В таком случае получается не только польза для оздоровления организма, но и польза душевная.
Александр, Печора: Благословите батюшка, на первое купание в проруби! Спасибо!
Отец Максим Козлов: За благословением купаться в проруби следует все-таки обращаться к священнику, который Вас знает. Взять на себя ответственность санкционировать участие в Крещенских купаниях всем, кто читает эту конференцию, с моей стороны было бы безответственно и нагло. Мало ли, какие у вас недуги. Поэтому стоит сходить к доктору, а во-вторых, пойти в ближайший храм и посоветоваться о том, стоит ли совершать такое купание. Светлана: Здравствуйте! Обязательно ли окунаться в купель на Крещение? Максим Козлов: В праздник Крещения Господня, как и в любой другой великий праздник, Церковь призывает нас прежде всего сознательно оказаться на богослужении. Прийти не просто с бидончиком, чтобы унести с собой воды, а чтобы помолиться на службе и постараться прикоснуться к тому содержанию праздника, который совершается в церкви. Значительно более распространенной традицией, чем погружение в купель, является взятие с собой святой воды, которая освящается дважды - в канун праздника, 18 января, на утреннем богослужении, и в самый день праздника, 19 января, также в конце утренней службы. Эту воду уносим с собой домой, храним в каком-нибудь достойном месте, желательно не с бытовыми продуктами, употребляем по мере необходимости для пользы души и тела внутрь. А также в эти дни, 18 и 19-го, принято окроплять свой дом святой водой. Берете кисточку, и с какой-нибудь известной вам молитвой, лучше всего тропарь Крещения, обходите свой дом со святой водой. Это многовековая добрая традиция, в ней особенно радостно участвуют детки в семье, и это можно посоветовать каждому, в том числе и начинающему христианину.
Сергей: Как Вы относитесь к согреванию алкоголем перед купанием?
Отец Максим Козлов: В православной традиции нет ханжеского отношения к алкоголю. Предписания безусловного воздержания от разумного количества вина православие не знает. Лично человек может взять на себя такой подвиг, но это не является обязательным для всех. Хотя пьянство, конечно, есть грех, в православном понимании. А вот перед погружением в прорубь, или иордань, я бы не советовал принимать любых допингов, в том числе и алкогольных. Если уж хотите совершить такой подвиг, как крещенское погружение то постарайтесь сделать это горячим сердцем и трезвым сознанием.
Елена: Говорят, что в Крещение вся вода освящена. Скажите, и к водопроводной это относится?
Отец Максим Козлов: Уверяю Вас, дорогая Елена, что в большинстве не только московских, но и в любом городе находящихся храмов вода для освящения в праздник Крещения берется именно из водопровода, а не завозится из Иордана спецрейсами. Так что освящение воды - это не процесс изменения ее биохимического состава, речь идет о духовном составляющей. Если же речь идет о том, что можно ли налить дома ванну с 18-го на 19-е, и считать, что это та же вода, освящаемая в церкви - то это не так. Потому что воспринимается как освященное в церкви то, что в церкви и освящается. Православие не знает чудес как фокусов, не практикует таковых. Как и сам Спаситель отказался совершать чудеса как фокусы перед царем Иродом. Так что не поленитесь дойти до ближайшего храма, чтобы взять святой воды. Между прочим, она раздается, во-первых, совершенно бесплатно, то есть даром, а во-вторых, допускает разбавление, от концентрации ее свойства не зависят. Так что достаточно набрать в храме маленькую бутылочку.
Андрей: Стоит ли окунать в купель ребёнка? Или это должен быть его осознанный выбор уже во взрослом возрасте?
Отец Максим Козлов: Чтобы все меня поняли правильно, вновь и вновь буду формулировать это различие: крестить ребенка в купели желательно не откладывая до сознательного возраста, и уже крещеного младенца воспитывать христианином. Это для него будет только лучше, что он с младенческих ногтей будет расти в Церкви и пользоваться теми дарами, которые там есть. А вот следует ли пугать ребенка неожиданным погружением в какую-нибудь подмосковную речку, или Амур, Обь, Иртыш - я не уверен. По крайней мере, здесь точно следует посоветоваться с медиками, получить совет священника. И должно быть доброе, искреннее побуждение родителей. Скорее всего, должно быть так, чтобы ребенок зажегся этим желанием, достигнув какого-то отроческого возраста. И тогда это останется ярким впечатлением детства на всю жизнь.
Альберт, Москва: Нужно ли одевать что-то на ноги при вхождении в воду? К примеру, носки?
Максим Козлов: Первое, что я бы посоветовал - что-то нужно на себя надевать, безусловно. Потому что погружение в Иордань - это все же не сатурналии, и не какой-то праздник наготы посреди зимы. Поэтому, пожалуйста, не нужно устраивать из этого демонстрации собственных прелестей или, наоборот, уже возрастных изъянов. Но и в шубе не стоит погружаться. Кто делает так, по-видимому, не внял нашему совету про алкоголь. Существуют специальные рубашечки для погружения в купель. Если у вас грибки на ногах - наверное, стоит одеть носки, потому что кто его знает, при какой температуре споры грибков передаются окружающим. Поэтому пожалейте ближних, не оставляйте грибки на ступеньках купальни.
Алексей: Отец Максим, скажите, Вы сами будете окунаться в иордань?
Отец Максим Козлов: Не буду. Я уже говорил, что я не фанат этого, и январь – месяц, очень обильный для каждого священника праздничными богослужениями и другими делами. Поэтому, радуясь за тех, кто делает это с верой, сам буду заниматься богослужениями. Акулина, Москва: Добрый день, святой отец. Я впервые хочу погрузиться в прорубь в это Крещение, однако нахожусь в особенные для женщины дни. Могу ли я осуществить обряд, тем не менее? Максим Козлов: Церковных препятствий, препятствий к совершению погружения в этот период с церковной точки зрения - не обретается. А вот благоразумно ли это делать с тем, чтобы не повредить будущему материнству - следует взвесить тщательно и неспешно.
Егор: Скажите, участие в праздничной службе обязательно перед погружением в купель?
Отец Максим Козлов: Предельно желательно. Потому что в православии и на уровне мировоззрения, и на уровне жизни все взаимосвязано. Нельзя из церковной практики взять какой-то кусочек и попользоваться им с пользой для себя автономно от всего остального. Тогда это все же получится просто физкультурно-оздоровительная процедура. Если желаете совершить это погружение именно в церковном его понимании, то, конечно, сначала на богослужение, а потом с молитвой - на погружение, именно с молитвой.
Ирина, Москва: Здравствуйте, скажите, пожалуйста, есть ли смысл погружаться не крещеным? Я мусульманка (мусульманский обряд был проведен надо мной в младенчестве, никаких правил никогда я не придерживалась, даже в мечети ни разу не была), но готовлюсь к принятию православия и крещению.
Отец Максим Козлов: Уважаемая Ирина, прежде всего выражу радость о Вашем желании стать православной христианкой. И пожелаю Вам путь подготовки пройти до конца и таинство крещения принять сознательно. Если наряду с принятием вероучения перед совершением таинства крещения Вы желаете вместе со своими друзьями сходить на иордань - в этом нет запрета, но не придавайте этому чрезвычайного значения. Куда больше для Вас значит подготовка к иному крещению, личному, когда Вы исповедуете сознательно найденную Вами веру и станете православной христианкой.
Дмитрий: Скажите, а как выбирают водоём для крещенских купаний? Есть ли какие-то определённые условия?
Отец Максим Козлов: В современной практике место, где устраивается иордань, это такая, как правило, крестообразная прорубь, выбирают тщательно и трезво, в том смысле, что лед должен быть достаточно прочным, а если лед непрочный, то строится соответствующая конструкция в более теплых регионах нашей страны. Точно знаю, что в Москве выбирается такой источник, который согласовывается с гражданскими властями, и с точки зрения возможности организации упорядоченного доступа, и с точки зрения чистоты водоема. Никто не будет строить иордань на сливах промышленного производства. Поэтому, как правило, это естественные пруды, озера или незагрязненные реки.
Виноградов Андрей, Санкт-петербург: Вопрос такой - можно ли использовать для купания водоем, непосредственно не освещенный представителем РПЦ (пруд на территории загородного дома)?
Отец Максим Козлов: Для купания Вы можете использовать любой подходящий для этого водоем. Уверяю Вас, что церковь не публикует списков разрешенных или запрещенных для купания водоемов. А вот если Вы хотите хотя бы и в загородном личном коттедже на выкопанном прудике приобщиться к многовековой церковной традиции, как христианин и член Церкви - то озаботьтесь дойти до храма и взять святой воды, а может быть, Вам удастся побудить хоть и усталого священника доехать до Вашего участка и совершить чин освящения Вашего прудика.
Иван, Киров: Уважаемый протоиерей Максим Козлов, здравствуйте! С трепетом отношусь к праздникам Православия, всеми средствами стараюсь принять в них полное участие, на себе прочувствовал их целительные силы! Почему, при обряде Крещения, омовение водное предпочитается омовению воздушному? Чем отлична стихия воды от стихии воздуха? Что меняет Крещение в энергоинформационной сущности человека? С праздником!
Отец Максим Козлов: Уважаемый Иван, и Вас с праздником. По нескольким причинам. Во-первых, и сам Спаситель крестился в Иордане. Иордан – это река, а не какой-либо устойчивый ветер в ущелье Иудейской пустыни. Во-вторых, каждый из нас отчетливо ощущает разницу между воздухом и водой. Соприкосновение с водой даже комнатной температуры, даже в ванной, человек переживет непосредственным психосоматическим опытом. А Церковь трезво относится к психосоматике человека. Довольно заметная разница и в буквальном понимании омовения. Человек, входящий в воду, действительно омывается. А Крещение связано с омытием от греховной скверны. А вот если вы на ветру постоите, предварительно измазавшись да хоть в нашей московской бытовой грязи – то результат будет не вполне удовлетворительный. Так что давайте будем мыслить категориями нашей реальности. А вот по поводу энергоинформационных характеристик – это не ко мне, а к специалистам по нанотехнологиям, они у нас есть, насколько я знаю, даже в правительстве.
Альберт, Москва: Можно ли мыться накануне праздника и погружения в воду?
Максим Козлов: Предельно желательно, уважаемый Альберт, встретить праздник, и Крещение Господне, и любой другой праздник в Вашей жизни, и церковный, и личный - умытым. К примеру, если жених придет на собственную свадьбу, неделю не помывшись, то, наверное, он этим огорчит и невесту, и гостей. Поэтому я считаю, что приходить на праздник немытым негуманно по отношению к окружающим и неуважительно по отношению к Богу.
Завершающее слово протоиерея Максима Козлова:
Благодарю всех, задавших вопросы. Думаю, что интерес к одному из важнейших праздников православной Церкви вновь и вновь подтверждает, что мы живем в стране, хотя и светской по Конституции, но не только в прошлом, но и в настоящем неотделимой от жизни православной Церкви. И я желаю, чтобы наступающий праздник Крещения для возможно большего числа наших соотечественников стал еще одной ступенькой для обретения более глубокого и сознательного отношения к религиозным ценностям.