Путешествия в картинках

4 июня в Третьяковской галерее открылась выставка «Русские художники-путешественники». Сегодня, возвращаясь из путешествия, мы показываем друзьям фотографии. В XVIII - XIX в.в. путешественники демонстрировали свои рисунки…

 

 Рабус К.И. Лунная ночь в Галлиполи. 1830-е
 

Рабус К.И. Лунная ночь в Галлиполи. 1830-е

В правление Петра Первого немало молодых людей начали профессионально обучаться светской живописи. Русских педагогов тогда еще не было, поэтому учились заграницей и привозили оттуда свои зарисовки.

 

Позже возникла Академия художеств, и труд некоторых живописцев стал своего рода государственной службой. Ученые изучали территорию империи, географы составляли карты и научные описания отдаленных земель, а художники в рамках этой работы по изучению Российской империи  зарисовывали пейзажи разных местностей.                                                                                                                

И в Европу, и в Азию ездили посольства. Но ведь даже не все дворяне могли сами поехать, например, в Испанию или Каир. Что уж говорить о менее влиятельных и свободных в отношении дальних поездок людях! А посмотреть на чужие страны хотелось. И вот в составе дипломатических миссий и императорских свит заграницу отправлялись талантливые живописцы.                                                                   

Захватив с собой набор красок, альбомы и прочие принадлежности, они привозили на Родину бесценные сокровища - картины другой, неизвестной в России жизни. Большие полотна, сделанные в мастерских по сделанным наспех наброскам, или небольшие путевые зарисовки - все это были чудесные окошки, сквозь которые россияне прошлых веков могли увидеть прекрасную Францию, туманную Бретань, загадочный Каир...

Заглянем туда и мы.

Выставка начинается с самых простых работ - альбомных зарисовок. Под стеклами лежат блокноты величайших русских живописцев - Васнецова. Репина, Верещагина... Вот зарисовки Брюллова из Карнака. Трудно поверить, что эти покрытые иероглифами египетскими рисунками колонны - всего лишь быстро сделанный рисунок. А вот набросок мастера лесного пейзажа Шишкина - березы в Беловежской пуще. Всего несколько буквально намеченных карандашом веток - а кажется, что на альбомной странице колышется от ветра настоящие живые деревья! Рассматривая рисунки Верещагина, попадаешь в неизвестный мир Кавказа, Самарканда, Туркестана...

Заманчиво полистать альбомы великих художников, но, конечно же, никто не даст их Вам в руки. Зато можно подойти к установленному в зале плазменному экрану и «пролистать» альбомы в электронном виде.

Альбомные зарисовки художники делали, что называется, для себя. Правители, дипломаты и просто состоятельные люди получали от художников более законченные рисунки. Как объяснила куратор выставки М.В. Крылова, эти работы обычно служили украшением домов состоятельных людей.      

 Брюллов Н.Ф. Карнак. 1858. Бумага серо-голубая, графитный карандаш, акварель, белила

Брюллов Н.Ф. Карнак. 1858. Бумага серо-голубая,

графитный карандаш, акварель, белила 

                                  

Что же рисовали художники?                                                                                          

Те, кто ездил по России, в основном рисовали пейзажи. А вот путешествующие за рубеж старались зарисовать не только города и их окрестности, но и людей.                                                                                                                

Конечно, было интересно показать соотечественникам необычные костюмы. И вот художник М.Н. Воробьев тщательно вырисовывает еврейку в национальном костюме: сначала спереди, потом сзади. На другом его рисунке - гордый янычарский водонос в живописном костюме, на третьем - задумавшаяся у окна турчанка. Но ведь заморская жизнь - это не только разноцветные костюмы. И художник стремится запечатлеть характерные сцены восточной жизни: арабских женщин, которые что-то несут на головах и на минутку остановились обменяться новостями, отдыхающих мужчин из Караван-Сарая... А вот картина, которая в наши дни могла бы быть репортерским снимком: на троне, который напоминает кровать с балдахином, сидит султан, к которому подходят русские послы.                                

Живые сценки мы видим на рисунках К. Брюллова. На картине «Полдень в Караван-сарае» длинноусый турок моет ногу, ловко подставив ее под струю бьющей воды, а за ним дремлет покрытый пылью длинношерстный верблюд. Название еще одного рисунка говорит само за себя - «Турок, садящийся на коня».

 Воробьев М.Н. Аудиенция русского посольства у султана. 1820-1821. Бумага, акварель, тушь, кисть, перо

Воробьев М.Н. Аудиенция русского посольства у султана.

1820-1821. Бумага, акварель, тушь, кисть, перо 

 

На выставке есть и более статичный жанровые сценки. Например, работы Ф.П. Толстого, который зарисовывал отдельные моменты из парижской и францесбадской жизни: едущих в повозке женщин, солдата на посту, везущую телегу лошадь.                                                                                                                       

Наверное, особенно необычны для россиян позапрошлого века были рисунки Лахимова и Чмутова, которые привезли несколько рисунков из Китая. Художники сделали портреты именитых китайцев в национальных одеждах.  Чмутов на рисунке «За стенами Пекина» изобразил сценку из китайской жизни: разного возраста китайцы, одни простые, другие с покрытыми белилами лицами ведут друг с другом оживленный разговор.

Художники рисовали и европейцев, не только знатных, но и простых людей. К.Ф.Гун изобразил французского крестьянина дома, а З. Серебрякова - бретонку на фоне простой домашней посуды.

Конечно, из-за границы художники привозили множество пейзажей.  Вот романтическая и таинственная «Лунная ночь в Лаллиополи» Рабуса. Только яркий кружок маленькой луны освещает темнеющее море и отбрасывающие тени башни. А вот совсем иной, ясный и спокойный Байкал работы А.Е.Мартынова, окруженный величественными соснами.                                                                                         

Совершенно особое настроение на рисунках Бенуа, который зарисовывал пейзажи Бретани. Ото всех картин словно веет холодом и создается ощущение иного, несколько закрытого для посторонних мира.                                                                       

Уникальность этой выставки в том, что многие работы давно не были доступны посетителям - они хранились в запасниках. А еще путешествия русских художников впервые стали темой специальной экспозиции фондов графики ГТГ.

Выставка продлится до 17 января 2010 года.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале