Встречаться с семинаристом - вечно его ждать
Три дня в одном
В Сергиев Посад я приехала с утра - в 11. Духовная академия - как раз на территории Троице-Сергиевой лавры, похожей на большое белое облако с золотыми и синими бликами-куполами. Вокруг академии - небольшие парки со скамеечками, почему-то вызывающие у меня ассоциации с Царскосельским лицеем. Да и сами семинаристы в стильных черных кителях скорее напоминают пока задумчивых лицеистов, чем будущих священнослужителей.
Впрочем, форма не у всех - из-за жары многие ее снимают и ходят, как обычные парни, в футболках... "Юноши" здесь - от 16 до 30, не только со всей страны, но и из Белоруссии, Украины, Германии, Америки и, представьте, даже из Китая.
Экзамены воцерковленным выдержать нетрудно. Но волнительно: как-никак конкурс два человека на место. Первый этап обучения - семинария, затем - академия, что-то вроде аспирантуры. У абитуры - свои приметы. "Абитуриентов отправляют на послушания (трудовые обязанности), - делится семинарист Алексей. - Мне довелось попасть в иподьяконскую чистить кадила. И иподьяконы рассказали страшилку. Который год к ним на послушание назначают двух студентов. И всегда один поступает, а другой нет. И ведь сбылось! Я, к счастью, оказался поступившим".
По коридорам семинаристы передвигаются тихо - в здании и меня не покидает ощущение необычного спокойствия. Большинство здесь готовится к сессии. Заглядываю в аудиторию - склоненные студенческие головы среди книжных "баррикад". У каждого свой постоянный письменный стол, хаотично покрытый учебниками, которые там же и хранятся.
Сейчас занятий нет, но обычно расписание очень жесткое. Ранний подъем - чтобы успеть к утренней молитве перед завтраком, затем с 9 - учеба.
"Учимся обычно 4 урока по 70 минут. - рассказывает Михаил, мой проводник по закоулкам академии. - Перемены у нас по 15 минут, а после второго урока 20 минут полдничаем..." Ассортимент в столовой мало отличается от обычного общепитского меню. "Типичная наша еда - картошка с котлетой. А в пост - картошка без котлеты", - смеется Миша. Но есть и фрукты, и сладости.
После обеда отдых, а с пяти вечера - три часа самоподготовки. Отлынивать нельзя, прогульщики попадают на "стену плача" - доску, где вывешиваются выговоры. В 22.00 - вечерняя молитва, в 23.00 - отбой. "Такая плотность событий бывает, что к вечеру кажется, будто уже дня три прошло", - делится ощущениями первокурсник Андрей... Немудрено - в перерывах между занятиями, молитвами, едой и сном они еще и трудятся, выполняя послушания...
От кардинала до Конюхова
- Но все-таки, что вы делаете в свободное время? - интересуюсь я.
- Спим! - хором отвечают семинаристы.
А если серьезно, в сессию чаще за чаем беседуют, в том числе и на темы теологические. На первом курсе многие переживают кризис "наивной веры" и, пересмотрев прежние представления, обретают более зрелый взгляд на жизнь. На самообразование времени не жалеют, научные работы пишут на всевозможные темы: от истории храма собственной епархии до богословской символики у Толкиена.
Конечно, люди все разные, без взаимных притирок и компромиссов жить здесь невозможно. Кто-то приезжает из деревни после сельской школы, у кого-то за плечами вуз. Первокурсники живут почти экстремально - в общежитии по 18 человек в комнате. Личный "угол" семинариста - лишь кровать и тумбочка. Трудно сосредоточиться на своих делах - зато нескучно. А выучившись терпению, на старших курсах попадаешь в менее "людную" обстановку.
Кстати, в академию наведывается множество делегаций - и парижского кардинала принимали, и путешественника Федора Конюхова, живущего, кстати, в Сергиевом Посаде: "Рассказывал нам, как наедине с природой ощущает присутствие Бога в своей жизни".
"Романтика уставом не предполагается"
Сюда поступают и девушки - в регентскую или иконописную школу. "У нас конкурс - 10 человек на место", - гордо сообщает Аня, будущий мастер иконописи. Но над мифом о том, что академию штурмуют толпы потенциальных матушек, сами студенты смеются: "В миру же не обсуждают женщин, которые хотят выйти за космонавтов или водителей автобусов..."
- Знакомства обычно происходят случайно, - рассказывают ребята. - Кто-то из семинаристов заходит в регентскую или иконописную школу - или наоборот - и встречают вторую половинку. У других есть невесты в родном городе или селе. Вообще, эта проблема преувеличена, у нас нет озабоченности браком.
Собирательный образ "идеальной девушки семинариста" парни мне так и не составили - у всех вкусы разные. Но существуют канонические требования к супруге будущего священника - она должна быть невинной и крещеной.
Для ухаживаний времени у них немного. "Романтика не предполагается уставом", - смеются семинаристы. Хорошо, мол, если выкроишь десять минут до звонка или погуляешь по Пафнутьевому саду тут, в лавре... Моя знакомая, встречавшаяся с семинаристом, говорила про то же: "Я поняла, что быть девушкой семинариста - это постоянно его ждать. Был один случай, поступает абитуриент в семинарию, отец проректор, принимая документы, спрашивает: "У тебя сколько бабушек?" - "Две было...". Проректор: "А сейчас они где?" Абитуриент лепечет: "Умерли". Отец проректор вздыхает: "Запомним. А то у некоторых по две бабушки в год умирает, всё на похороны ездят" ...Что делать, свободного времени нет, а встретиться с девушкой хочется..."
Продлившееся детство
Есть у семинаристов свой спортзал. Хотя девушки чаще отдыхают на природе. От внешнего мира студенты академии не отгораживаются - но и общаться с местными не рвутся. "Для этого нужен какой-то повод. А специально знакомств никто не ищет, да и времени нет..."
После сессии их ждут каникулы: это слово явно воодушевляет и моих собеседников - как любых студентов. Регенты и иконописцы отдыхают с Нового года до Крещения (19 января) и с 1 июля до Успения (28 августа). У семинаристов каникулы поменьше: 10 дней зимой и 40 дней летом. Ездят на каникулы посменно, чтобы жизнь в академии не останавливалась.
Впрочем, и в учебное время им живется нескучно. Здесь есть свой "профессиональный" юмор. Попросив выключить диктофон, Леша рассказывает мне шутку про шестикрылого серафима. Пообещала не печатать, но, уверяю читателей, с юмором у семинаристов все в порядке.
А мне все-таки интересно - как же досеминарская жизнь? Осталось ли там хоть что-то вызывающее ностальгию? Как же эта вседозволенность, которую подавляющее большинство моих знакомых вряд ли согласилось бы сменить на этот строгий самоконтроль?.. По глазам ребят вижу: здесь они действительно счастливы: "Мы вполне обычные люди, просто соблюдаем некоторые ограничения. И для нас они естественны, это как нельзя брать горячего - обожжешься".
При этом ничто человеческое им не чуждо. И духовная академия для них - не какая-то строгая казарма, а скорее нечто вроде того же лицейского братства. Не случайно, кстати, многие священники считают учебу золотым периодом своей жизни. "Когда я окончил истфак свой в Томске, думал, детство закончилось, дальше работа, - вспоминает Алеша. - Поступил сюда, а здесь основная среда - люди, у которых энергия бьет через край. И открывается второе дыхание".