Татьянин день - 2013. Божественная литургия (ФОТО)
В ожидании Патриарха в низу кованой храмовой лестницы собрались дети из воскресной школы. Они слушали последние указания преподавателей и ожидали момента, когда смогут приветствовать Предстоятеля Русской Церкви.
Патриарха встречал настоятель храма святой Татьяны при Московском Университете протоиерей Владимир Вигилянский.
Приветствовав детей и остальных прихожан, Святейший поднялся по парадной лестнице, вошел в храм и приложился к образу святой мученицы Татьяны.
Второй раз в университетском храме на Божественной литургии в престольный праздник совершалась архиерейская хиротония.
Проповедь протоиерея Максима Козлова:
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы прославляем святую мученицу Татьяну, одну из тех святых, почитание которых несомненно, а о жизни которых известно очень немного, потому что те несколько страниц из жития мученицы Татьяны римской, которые есть в Четьих Минеях, говорят скорее об образе этой святой, чем дают нам представление о полноте ее жизненного пути, о том, что с ней происходило и как она выковалась в удивительную подвижницу, которая путями промысла Божия стала связана со всеми носящими ее имя, с Московским Университетом и с российским студенчеством.
В сегодняшней день для того, чтобы воспринимать святую мученицу Татьяну не как священный символ, не как принадлежащую к далекой древности и даже не просто как одну из святых, которые изображены на иконах, а как ту, которую реально можно призвать и с жизнью которой соотнести свою жизнь, давайте попробуем представить, как могла бы сегодня строиться жизнь конкретного человека, который бы жил так же, как святая Татьяна, в наше время.
Представим себе сегодняшнюю студентку Московского Университета и пусть ее тоже зовут Татьяна. Пусть она так же, как святая мученица Татьяна, родится в семье проконсула. Проконсулов у нас формальным образом нет, но сенаторы есть. Допустим, наша Татьяна родилась в семье сенатора. Из жития мученицы Татьяны мы знаем, что ее отец был тайным христианином, то есть человеком, который в душе во Христа верил, но веру свою открыто исповедовать не решался вероятно, по многим резонам и соображениям. Мы знаем множество таких людей в недавнем нашем прошлом и в современной нашей действительности. Но, тем не менее даже при таком тайном исповедании веры что-то он сумел дать своей дочери то, что отличило ее от множества римлянок третьего столетия.
Первое свойство, которое он дал святой Татьяне и к которому стала присматриваться и наша Таня в конце 20-начале 21 века, была добродетель, название которой что в третьем, что в 21-м веке произносится вне церковной ограды с трудом - целомудрие.
Святая мученица Татьяна была воспитана своим родителем целомудренно, это значит, что в третьем веке она не ходила в античный театр, в котором тогда шла одна пакость, не читала модных книг тогдашних авторов, которые были популярны, это значит, что веяния века сего, которые предлагали умножать одно удовольствие другим и одну пакость другой и не называть вещи своими именами - белое белым, а черное черным - ее не коснулись.
Тезоименитая ей девушка в начале 21 века, вошедшая в возраст юности, попавшая, скажем, в Московский университет, помня имя своей святой, вспомнила и еще одно слово из древних житий, а именно – из жития святителя Василия Великого, о котором написано, что он, когда поступил в Афинскую академию, вместе со своими друзьями, впоследствии великими святителями, знал только три дороги - в храм, аудиторию и библиотеку. Все, что кроме этого происходило в столичном городе, его никак не касалось.
Точно так же и нашей студентке не хотелось то неправильное, что есть вокруг университета, да и в самом университете. а правильное и хорошее, что есть, она постаралась взять вполне - знание, которое всегда возводит к Богу. Ибо полузнайка от Бога отходит, а человек знающий к Богу всегда возводится. Она взяла образ аскетического служения, который могли дать лучшие из профессоров, для которых наука была не средством развлечения, приобретения популярности или транспортировки в зарубежные страны, а служениям отечеству, Богу и тем принципам науки, которые когда-то были заложены в нашем университете Михаилом Васильевичем Ломоносовым.
Это было сложно, потому что подразумевало, что общаться с другими получается не так, как остальные общаются. Это означало, что нужно не идти в субботу вечером куда-то, куда идет молодежь, а идти на всенощную. Это значит, что, когда она начала приглядываться молодым людям, им нужно было говорить, что брак честен и ложе непорочно и только то будет, что будет в честном о Господе браке, если даст Бог на то благословение. А до того нужно жить так, как люди теперь не живут, но это возможно: она помнила свою святую.
Еще одно мы знаем о святой мученице Татьяне, что звучит, казалось бы, иной раз очень сухо, а для многих непонятно: она была диаконисса.
Слово диаконисса означает род древнего церковного служения, которое подразумевало деятельные милосердные попечения о людях, которым трудно - которые в темницах, которые больны, которые лишены достатка в этом мире. Сейчас, казалось бы, мы много говорим о социальном служении, помощи и поддержке. Но одно дело – отдать денежку, как это делают богатые люди от избытков своих - это не великий подвиг. Другое дело - когда речь идет о том, чтобы после лекций и занятий, в тот или иной день поехать и начать кормить бездомных, вместо своих законных каникул, вместо юга и моря поехать в дом престарелых или в детский дом, чтобы быть там с теми, кому действительно трудно.
Постараться не отгораживаться внутренне от сирых и убогих, говоря о том, что они сами заслужили это, что они люди не той национальности, не той социальной прослойки и вообще «понаехали тут всякие». Наша Татьяна, помня имя своей святой, старалась этого до сердца своего не допускать.
Еще одно мы знаем о святой Татьяне: она стала свидетельницей Христа, мученицей. И знаем нечто о времени, в которое это произошло.
В те году императором был Александр Север, о котором мы знаем, что он был молодым человеком и мать его вроде бы была христианкой. При нем Христа как бы разрешили почитать, но только, как мы знаем из жития святой мученицы Татьяны и многих других исторических источников, очень своеобразно. Христа стало можно почитать, но вместе с Орфеем, Аполлоном, по-язычески понятым Авраамом и так далее. Это было такое христианство вместе с язычеством, вместе со светским секулярным мировоззрением.
И, как написано в житии мученицы Татьяны, Александр Север в Христа верил, но неправильно, не так как Церковь.
Это испытание перед мученичеством тоже прошла святая Татьяна. Она не соблазнилась возможностью исповедовать Христа так, как исповедует этот мир, в компромиссе с духом века сего, с принятием его идолов и его обманов. Она осталась до конца христианкой, это ее сделало свидетельницей, мученицей. Это и сегодня множество душ может укрепить к тому, чтобы остаться верными Христу до конца. Аминь.
Слово Святейшего Патриарха Кирилла при вручении архиерейского жезла Преосвященному Игнатию (Румянцеву), епископу Уваровскому и Кирсановскому:
Преосвященный епископ Игнатий!
За Божественной литургией, совершенной ныне в храме святой мученицы Татианы при Московском государственном университете в день ее памяти, ты получил великий дар, облекся силою свыше (см. Лк. 24:39), пережил опыт личной Пятидесятницы, ибо на тебя, как и на апостолов, некогда собравшихся в Сионской горнице, снизошла благодать Всесвятого Духа. Это священнодействие совершилось милостью Божией и избранием Священного Синода, через возложение рук архипастырей и по молитвам Церкви.
В сей знаменательный час в довершение чина поставления во епископа предстоит тебе принять от меня архиерейский жезл — символ новых властных полномочий и сил, ниспосылаемых от Господа (см. Пс. 109:2). По существующей издревле традиции обращаюсь к тебе со словом назидания, дабы, вняв ему, ты смог твердо и непреткновенно следовать по нелегкому, но спасительному пути, на который призываешься.
Первое и важнейшее дело всей твоей жизни — регулярное и благоговейное совершение богослужений, соборная молитва с клиром и паствой, ибо ничто так не роднит духовно людей, как вовлеченность в общее дело — соучастие в Литургии, причащение от единой чаши Божественных, Святых, Пречистых, Безсмертных, Небесных и Животворящих, Страшных Христовых Таин (Чинопоследование Божественной литургии). Для всякого православного человека не должно быть ничего более насущного и желанного, чем общение с Богом посредством Таинств, в первую очередь в Евхаристии. Именно благодаря Евхаристии, которая духовно соединяет верующих, Церковь становится Телом Христовым, и без Евхаристии не было бы и Церкви. Размышляя об этом, святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Мир не имел бы главного блага, блага истинной жизни, имел бы лишь призрак жизни, не имел бы дара освящения, словом, совокупности всех истинных, нетленных благ» (Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Христианская философия). С глубокой верой, непоколебимой надеждой и искренней любовью усердно молись Господу о том, чтобы Он помогал тебе всегда оставаться ревностным служителем, истинным поборником Православия, пастырем добрым и мужественным защитником словесных овец от волков, стремящихся расхитить достояние Божие (см. Ин. 10:11-16).
Сегодня ты стал преемником апостолов. Это означает, прежде всего, что значительно возросла мера твоей ответственности за каждое слово, за каждое дело, за каждое решение. Тебе вверяется забота о душах человеческих, и за них тебе предстоит держать ответ: перед Священноначалием в сем веке и перед Богом — в веке будущем. Посему надлежит тебе иметь неустанное попечение о клире и пастве новоучрежденной Уваровско-Кирсановской епархии, входящей в состав Тамбовской митрополии. Твоя миссия будет успешной лишь в том случае, если ты сможешь под сенью церковной объединить всех — и пастырей, и монашествующих, и мирян, и молодых, и людей среднего возраста, и пожилых — для совместных трудов во славу Божию и на пользу ближним.
Это соборное делание исключительно важно сегодня в тех условиях, когда нашим современникам различными способами пытаются навязать образ жизни, далекий от евангельских идеалов, когда стремление к наживе и потреблению возводится в ранг добродетели, становится едва ли не основным показателем благополучия и успеха.
Идея строительства рая на земле без Бога — это утопия, и недавняя история нашей страны — наглядное и убедительное тому свидетельство. Вот почему мы сегодня создаем новые епархии и митрополии, восстанавливаем и строим храмы, занимаемся образованием и воспитанием подрастающего поколения, осуществляем миссионерскую, катехизаторскую деятельность, просветительское и социальное служение. Это не сиюминутная прихоть и не дань церковно-административным преобразованиям, а планомерная и каждодневная нелегкая работа, нацеленная на то, чтобы «слово Божие росло и распространялось» (Деян. 12:24), и у нашего народа было достойное будущее.
Мы хорошо понимаем, что такая активизация Церкви не всеми людьми воспринимается с радостью. Некоторым из них не нравится высокая степень ее общественного влияния, мирная, но непоколебимая позиция в принципиальных вопросах веры и нравственности. Кто-то хотел бы вновь если не уничтожить, то загнать Церковь в социальное гетто или ослабить ее внутренними расколами и конфликтами. Но непреложно обетование Спасителя о том, что врата ада не одолеют ее (см. Мф. 16:18), ибо Он с нами во все дни до скончания века (см. Мф. 28:20). И наше призвание было и остается неизменным: возвещать Божию правду, творить добрые дела, исправлять и на путь истины направлять всякого согрешившего, заблудшего и духовно страждущего человека, а там — как Бог даст. Верим, что в ответ на наше смиренное, последовательное, с терпением и мужеством совершаемое служение Господь поддержит нас во всех наших добрых делах и начинаниях.
Для этого и тебе, и всем нам, служителям алтаря Господня, нужно быть внутренне сильными и стойкими, способными спокойно относиться к наветам и клевете за эту правду, и одновременно действовать мудро и осмотрительно, чтобы не давать «повода ищущим повода» (2 Кор. 11:12) — тем, кто стремится возвести обвинения на Церковь, пользуясь человеческим несовершенством ее членов. Именно поэтому тебе необходимо являть пример благочестивой личной жизни, заниматься самообразованием, развивать умение ясно и убедительно доносить до людей слово Божие.
Проповедуя Евангелие Христово, наставляя и увещевая «со всяким долготерпением и назиданием» (2 Тим. 4:2), не забывай вместе с тем заботиться и об иных потребностях наших соотечественников. Утешить и поддержать в испытаниях, вселить надежду на преодоление жизненных проблем, помочь ободряющим словом и добрым делом — всё это важнейшие направления деятельности Церкви. Твори сие сам, к тому же призывай клир и паству свою.
Храни верность архиерейской присяге, которую ты торжественно, пред лицом Церкви дал в этом храме перед началом Литургии, верность канонам и правилам церковным, будь в единомыслии с главой митрополии владыкой Феодосием, со всем епископатом Церкви нашей, береги богозаповеданное «единство духа в союзе мира» (Еф. 4:3).
И еще на одно весьма важное условие для достижения стоящих перед тобой целей хотел бы обратить твое внимание. Помни, что даже самые активные и разнообразные труды могут оказаться малоуспешными, если они будут совершаться формально, без любви и твоего сердечного участия. Никогда не бойся расточать энергию, сопереживать, болеть с людьми тогда, когда они болеют. Никогда не жалей своих сил на совершение Божественной службы и вообще не щади себя, и тогда сила Божия отобразится в твоей немощи.
А теперь прими от меня сей жезл и преподай благословение народу Божию, молившемуся о тебе во время архиерейской хиротонии. Аминь.
Настоятель храма святой Татьяны протоиерей Владимир Вигилянский, вручая подарок, обратился к Патриарху с такими словами:
Ваше Святейшество, в этом году, когда Вы посетили Московский университет, Вам была вручена почетная степень доктора МГУ. В своей речи после получения этой степени Вы, между прочим, сказали о том значении, которое имеет традиция в развитии науки, культуры, образования. Вы сказали, что традиция - это способ сохранения и передачи ценностей от поколения к поколению и что разрушение традиции, на обломках которой несколько раз в нашей истории люди пытались построить новый мир, не приводило ни к чему хорошему, но приводило нацию к грани духовного разорения. Пример этому - история нашего Отечества.
Это простые, но очень важные слова, которые Вы сказали тогда, как никогда актуальны для нашего времени. Сохранение традиций важно и для художественного творчества. Все классическое творчество имело целью разными способами искусства – красками, звуками, словами сказать о человеке, который, хотя и был изгнан из рая, но всегда сердцем своим искал путь назад, к райским вратам, чтобы жить с Богом в вечности.
Мы знаем Вашу любовь к классической культуре, в частности, к музыке. Корпорация Университета и прихожане нашего храма решили преподнести Вам в дар Вам в дар собрание, музотеку классической музыки, которая имеет определенный смысл. Наш прихожанин, известный музыковед Андрей Андреевич Золотов, подсказал способ составления этой коллекции. В первую очередь в нее вошли записи русских исполнителей мировой классики и русской классики. Здесь, Ваше святейшество, более 200 дисков - и оперы, и симфонии, и всякого рода концерты. Если непрерывно слушать эти записи, пройдет несколько месяцев. Но это только начало коллекции. Мы готовы, если Вы благословите, ее продолжать, потому что это бесценное сокровище русской культуры, которое ценится даже нашими недоброжелателями.
Сохранение традиций, верность им - великий путь России в мировой культуре. Этим даром мы хотели бы выразить нашу признательность Вам за особое попечение и о Московском Университете, и о нашем храме. Мы всегда рады – я это говорю и от имени корпорации Университета, и от лица нашего клира и прихожан- принимать Вас в наших стенах. Спаси Господи за то, что Вы к нам так снисходительно относитесь!
К Патриарху обратился ректор Московского Университета академик Виктор Антонович Садовничий.
В частности, он вспомнил о том, как в 90-е годы встал вопрос о восстановлении храма святой Татьяны.
«Это был непростой вопрос в то время, вопрос отношений с властью, да и в обществе было много разных точек зрения Тогда мне выпала роль принять это решение, и я считаю это решение самым главным в своей жизни. Оно много значило и много значит сейчас в жизни Московского университета. Храм стал замечательным местом, куда с удовольствием приходят прихожане, студенты, профессура. Храм обновляется и вот появился замечательный новый иконостас. И вообще сегодняшний праздник – это праздник души, праздник Московского Университета», - сказал ректор.
Он отметил, что сегодня в жизни страны и общества очень важно роль Патриарха Кирилла, напомнил, что в этом году Предстоятель Русской Церкви получил степень доктора МГУ – высшую награду Московского университета, и отметил, что люди МГУ очень высоко ценят, как Патриарх относится к МГУ и домовому храму Университета .
Садовничий с сожалением отметил, что «сейчас есть группы, которые приватизируют мнение, говорит от имени ученых, от имени интеллигенции России. И это безусловно обман. Интеллигенция — это профессура Московского университета, это профессура страны, ученые, люди, которые в душе интеллигенты, любят свою страну, любят Россию. И вот я хочу от имени интеллигенции сказать, что Ваша роль как Предстоятеля нашей Русской Православной Церкви сегодня значима как никогда. Все, кто слушает Вас, Ваши выступления, общается с Вами, понимает, как значимо то, что сейчас Вы возглавляете нашу Русскую Православную Церковь».
В заключение речи ректор МГУ преподнес настоятелю университетского храма сертификат на сумму три миллиона рублей на ремонт храма.
«Мы будем постоянно поддерживать храм, чтобы он был таким блестящим», - заключил ректор.
Слова и подарок Садовничего собравшиеся в храме люди приветствовали бурными аплодисментами.
После вручения подарков Патриарх Кирилл произнес праздничную проповедь:
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогой и многоуважаемый Виктор Антонович! Ваше Высокопреподобие, отец Владимир! Дорогие братья и сестры!
Для меня всегда большая радость совершать богослужения в Татьянинском храме при МГУ. И когда я вошел под его своды в этот раз, я возрадовался всей душой, увидев новый иконостас. Он еще не завершен, но он так органично вписывается в классическую архитектуру этого здания. Очень надеюсь, что благоукрашение домовой церкви Московского государственного университета станет еще одним фактором, который будет помогать людям переступить порог, отделяющий университет от храма.
Сегодня мы празднуем память святой мученицы Татьяны. В своей проповеди отец Максим очень хорошо рассказал о ее жизни и значении ее подвига для современной молодежи. Я хотел бы обратить ваше внимание только на одно обстоятельство. Будучи дочерью римского консула, принадлежа к римской аристократии, Татьяна завершила свою жизнь мученически. Что же означает отдать жизнь свою за убеждения? Ведь это проявление невероятной внутренней силы! Эту способность идти до конца по избранному пути, не страшась даже смерти, мы называем верностью. Святая Татьяна была верна Христу Спасителю. Она была верна тому выбору, который она сделала, и уже никакие ужасы пыток не могли отвратить ее от того, чтобы быть со Христом и оставаться верным всему тому, что она восприняла своим умом и сердцем через Евангелие.
Удивительно, но слово «верность» имеет огромное значение применительно ко множеству обстоятельств нашей жизни. Разве может существовать без верности делу сплоченный коллектив ученых или производственников? Разве может сохраняться без верности счастливый семейный союз — мужа и жены, детей и родителей? И мы знаем, что верность проистекает из самой глубины человеческого сознания, из глубины душевной.
В современном обиходе есть и другое, заимствованное из иных языков слово, которое призвано как бы оттеснить великое святое понятие верности, — это слово «лояльность». Но если разобраться, в лояльности нет сердечного чувства. Лояльность прагматична. Лояльность можно описать как безопасное сотрудничество, безопасное сосуществование. Лояльность, конечно, не предполагает измены, но она ее и не исключает, потому что не требует от человека полной отдачи самого себя. Это поверхностное явление, хотя и необходимое порой для формирования тех же корпораций, трудовых коллективов и так далее.
Но верность действительно затрагивает глубину человеческого бытия. Неслучайно у слов «вера» и «верность» один корень. Абсолютно неслучайно, что в русском языке это именно так, потому что в сознании нашего народа никакой верности без веры и быть не могло. Верность формировалась глубочайшими религиозными убеждениями, сознанием того, что над всеми нами — суд Божий, что нельзя делать подлость, нельзя изменять, нельзя предавать, потому что это не только неэтично по отношению к людям, но и греховно по отношению к Богу.
Образ святой мученицы Татьяны завораживает. Если бы современные молодые люди могли познакомиться с ее жизнью! К сожалению, это не так. При всей мощи современного информационного потока такие рассказы, как повествование о святой мученице Татьяне, занимают ничтожное место. А ведь ее образ способен открыть перед человеком нечто весьма существенное для него самого. Молодая, красивая, преуспевающая девушка отказывается от многих развлечений, обычаев тогдашней жизни и, концентрируя внимание на своих убеждениях, вырастает в героя духа, обретает способность бросить вызов мучителям, рука которых направлялась высшей государственной властью самой могущественной в мире империи. За образом молодой девушки скрывается невероятная внутренняя духовная сила, и сила эта сформировалась потому, что она верила в Бога, во Христа — это был краеугольный камень ее убеждений.
Настоящая верность всегда там, где страх Божий. Страх Божий — это не выброс адреналина, это не тот страх, который испытывает нарушивший правила движения водитель, когда его останавливает полицейский. Страх Божий — это этическое понятие, которое пронизывает всю жизнь человека. Сила Божиего страха может корректировать наше поведение. Мы сознаем, что Бог рядом с нами, что Он видит наши дела, и, если мы верим в Него, то мы вверяем Ему свою жизнь. Тогда любая измена становится невозможной, как невозможным становится и многое другое, что сегодня разрушает личную, семейную жизнь, общественные связи, что наносит удар по самому существованию человеческой цивилизации. Это грех, возведенный в норму, но он невозможен, когда человек сохраняет веру и верность Господу.
Я от всего сердца хотел бы пожелать студентам и профессорам Московского государственного университета, всех высших школ нашей страны задуматься над тем, что означает быть верным, что означает верить в Бога. Сегодня большое количество людей, принадлежащих к нашей интеллигенции, уже открыли для себя дорогу к храму. Мы видим, что происходит в нашем Отечестве. И когда нам говорят, что есть некие непреодолимые противоречия между интеллигенцией и Церковью, что Церковь своим поведением отталкивает от себя интеллигенцию, — то это желаемое, которое выдают за действительное узкие круги людей, для которых важна не принадлежность к интеллигенции, а борьба с верой.
Мы вспоминали сегодня трагические события, связанные с закрытием этого храма, с уничтожением веры в нашей стране. Разве все то, что сегодня говорят о Церкви, не говорилось в страшные предреволюционные годы, в годы террора и уничтожения России и Русской Церкви? Всё это говорилось, и говорилось куда хлеще, чем сейчас…
Мы утверждаем, что нет никаких противоречий между интеллигенцией и Церковью, если та и другая сохраняют свою верность великим нравственным ценностям, которые существуют в жизни нашего народа. Церковь открыта к диалогу. Мы готовы встречаться даже с противниками, мы готовы встречаться с любым и каждым, мы готовы смиренно объяснять и отвечать на возникающие вопросы. Но мы не готовы быть статистами, как того добиваются определенные круги в борьбе с Церковью. Церковь не будет статистом — она со смирением и внутренней силой всегда будет свидетельствовать о Боге Живом, о том законе, который Он дал людям, о том, как этот закон, отобразившись в народной жизни, предстает сегодня в тех самых традиционных нравственных ценностях, которые Церковь защищает.
Я хотел бы сердечно поблагодарить Вас, Виктор Антонович, и отца Владимира за этот прекрасный дар. Я, действительно, очень люблю музыку. К сожалению, у меня не так много времени, чтобы посещать концертные залы, но я открою вам небольшую тайну. Когда мне бывает нужно в течение короткого времени написать серьезный текст, — а в моей жизни времени почти всегда не хватает, — я тихонько включаю музыку. Я пишу под аккомпанемент музыки, получая внутреннее успокоение и вдохновение. Поэтому я не просто любитель — я прагматичный потребитель музыки, которая помогает мне в достижении стоящих передо мной целей.
Я хотел бы поблагодарить Вас, Виктор Антонович, за добрый дар, который будет использован для дальнейшего восстановления храма. Отца Владимира прошу сделать все, чтобы во благовремении этот замечательный классический иконостас, соответствующий стилю храма, был полностью восстановлен. Именно его сжигали во дворе храма те, кто думал, что, уничтожив на фронтоне надпись «Свет Христов просвещает всех», они исторгнут из душ наших людей веру в Господа и Спасителя. Уже из-за одного воспоминания о тех трагических событиях мы должны восстановить иконостас, восстанавливая тем самым историческую правду.
Всех вас сердечно благодарю за участие в Божественной литургии. Благословение Божие молитвами святой мученицы Татианы да пребывает со всеми нами. Аминь.
После Божественной литургии Патриарх приветствовал людей, которые собрались в храме и притворе храма и поздравил с праздником святой Татьяны.