Бог против маммоны или богословие финансового кризиса
Церковь Англии
«Любовь к деньгам - корень всякого зла», - заявил 17 октября 2008 г. Джон Сентаму, англиканский архиепископ Йорка, обращаясь к банкирам лондонского Сити, и добавил, как бы извиняясь: «Мы все служим им. Никто не остался невиновным».
В конце сентября прошлого года Церковь Англии опубликовала молитву для тех, кто попал в кредитную ловушку. В тексте молитвы Бог называется «твердыней», а современный экономический климат «ползучими песками», в которых так просто сегодня утонуть.
Сложно было предположить, но молитва, составленная англиканскими иерархами, понадобилась им самим. Через 24 часа после того, как Джон Сентаму и глава Англиканского сообщества, Роуэн Уильмс, раскритиковали мировой капитализм, уличая жадность «грабителей из Сити», выяснилось, что инвестиции, которые контролирует Церковь Англии, были вовлечены в биржевые спекуляции - так называемые «short selling», продажу ценных бумаг без покрытия. Оказалось, что англиканская иерархия пользуется услугами одного из крупнейших фондовых менеджеров Британии, компании «Man Group», которая не преминула в условиях финансового кризиса воспользоваться церковными деньгами для собственной выгоды.
Впрочем, борьба между Церковью Англии и банкирами из лондонского Сити не стала единственным примером того, как религиозное сообщество относится к наступившему финансовому кризису, банкам, деньгам и долгам.
Ислам
Как относиться к кредитам и кредиторам? «Ответ на этот вопрос наиболее очевиден в исламе - характерные стихи из Корана четко запрещают давать деньги в рост», - заявил Султан Чудхари, коммерческий директор исламского банка Британии. «Ростовщичество это очень большой грех в исламе. Один стих из Корана запрещает его, а другой говорит, что Бог объявит войну тем, кто им занимается» (См. напр. Коран (2,276), - пояснил он.
По мнению Чудхари, исламские банки так замыслены, чтобы отражать данное установление: «Запрет на ростовщичество означает, что вы не можете делать деньги из денег, но можете легально осуществлять реальные сделки».
На практике, это выглядит так. «Хозяину магазина Шариат позволяет купить рис и продать его клиенту с выгодой, потому что имеет место физическая сделка. Но исламское законодательство запрещает Адаму давать Марии 100 фунтов и требовать назад уже 101 без реального продукта или услуги, за которую этот лишний фунт можно было бы попросить», - объяснил Чудхари.
К тому же, «ислам налагает этические ограничения на то, что вы продаете и как вы торгуете. Существует детализированные правила совершения сделок. Задолго до того, как появилось торговое законодательство, ислам говорил, что обман не должен присутствовать при заключении сделок, что сделка должна быть прозрачной для обеих сторон», - добавил он.
Комментируя сегодняшнее неспокойное состояние мировых рынков, Чудхари заявил: «Что мы видим, когда смотрим на работу современных банков - они покупают ценные бумаги, которые могут представлять землю или дом во Флориде, но нет уверенности, что за этими бумагами действительно существуют реальные объекты. Сегодня на лицо разрыв между валютной системой и реальными товарами. Поэтому большие, спекулирующие фонды запрещены в исламе - они занимаются торговлей ценными бумагами без покрытия. По Шариату вы можете продать только то, чем вы действительно обладаете».
По мнению Чудхари, причина финансового кризиса состоит в том, что «люди продают вещи, которыми они никогда не владели». «Те проблемы, которые мы наблюдаем сегодня, никогда не случились бы в исламской банковской системе», - добавил он.
Католичество
Ростовщичество запрещалось и в западном христианстве. Так, согласно постановлению IV Латеранского собора 1215 г., ростовщики не имели права быть похороненными на христианском кладбище. Подобные ограничения привели к тому, что ростовщичество оказалось в руках у евреев, которые, в итоге, стали отцами современной банковской системы.
В XVI веке, несмотря на три папские буллы против ростовщичества, Ватикан в целом смягчил свое отношение к даче денег в рост. «Как бы то ни было, но жадность и непомерный интерес к выгоде в христианстве по-прежнему запрещен», - заявил о. Питер Харрис, католический священник из элитного лондонского района Канари Ворф. Он отметил, что Христос часто использовал образ прощения долгов как метафору для прощения грехов: «Важная составляющая "экономики" Церкви - это бездолжность, т.к. Христос уже уплатил долг. Мы пользователи Божественной любви, свободно данной нам через Крест и Воскресение Христа».
Поделиться с кем-то или нет - дело нашей совести, говорит о. Питер: «Суть церковно учения заключается в том, что следует делиться и поддерживать другого. Что жизненно важного заключается в том, чтобы иметь Порше в Лондоне?»
Харрис высказывается в фарватере идей Папы Римского Бенедикта XVI, который еще в начале октября 2008 г. заявил, что наступивший финансовый кризис свидетельствует о бесполезности денег и тщетности накопления материальных ценностей. «Крах крупных банков показал, что деньги исчезают, они ничто. Все вещи, кажущиеся реальными, фактически оказываются второстепенными», - отметил понтифик, призвав всех, кто строит свою жизнь, «основываясь на удаче, карьере, деньгах», учитывать это.
Но плохи ли деньги сами по себе? Нет, говорит Кит Доллард, бывший бизнесмен и соавтор книги «Делая бизнес с Бенедиктом: Правило св. Бенедикта и менеджмент» (Doing Business with Benedict: the Rule of St Benedict and Business Management) - путеводителя в финансовую систему, основанную на монашеском правиле VI века. «Св. Бенедикт, хотя и не говорил напрямую о деньгах, сказал, что "Бог присутствует везде", и что те, кто использует свои творческие способности в монастырских мастерских должны упражняться в "правильном смирении". Когда они продают то, что сделали, они не должны испытывать "и тени жадности". Св. Бенедикт говорит нам о правильном распоряжении деньгами, где и как их нужно тратить», - объясняет он.
Православие
Сходную точку зрения на финансы и кризис, связанный с ними, представил в ноябре 2008 года Константинопольский Патриарх Варфоломей, который отметил, что причиной наступившего экономического кризиса стало пренебрежение творческими способностями человека. «Творчество для тех, кто знаком с церковным учением, отсылает нас к образу Божьему в человеке», - заявил Вселенский Патриарх. - «К сожалению, многие сегодня пренебрегают творчеством как целью предпринимательской инициативы».
«Многие считают, что риск и напряженная работа предпринимателя имеют целью исключительно приобретение богатства и власти». И, по мнению Предстоятеля Константинопольской Церкви, они во многом правы, особенно, в наступившие времена развитого эгоцентризма и неразумного гедонизма. Однако, как отметил Патриарх Варфоломей, этот временный и частный симптом не может упразднить тот факт, что человек был создан как творец и наделен творческой энергией. «Качественное творчество является для человека предпосылкой удовлетворения и радости намного большей, чем обеспеченность или нарцистическая самовлюбленность», - отметил он.
В качестве примера, Патриарх Варфоломей привел в пример греческих купцов, которые даже в трудные для Греции времена, снискали себе репутацию щедрых людей, готовых помочь ближним.
Представил свою точку зрения на мировые финансовые перипетии глава Русской Православной Церкви. В конце марта во время визита в Калининград Святейший Патриарх Кирилл отметил: «Мы привыкли к трудностям, во много крат превышающим те, с которыми сейчас сталкивается наше общество, и в том числе Церковь», - и сделал неожиданный вывод. - «Кризис - это не только проклятие, но и благословение. Он дает возможность пересмотреть ценности, он заставляет людей задуматься».
По мнению главы Московского Патриархата, кризис, в каком-то смысле, является лекарством для современного российского общества, многие представители которого, по мнению Святейшего Патриарха, просто не умеют трудиться и не дорожат своими рабочими местами. «Думаю, что сейчас (это жесткие слова, но их нужно кому-то произносить, и Церковь имеет право это говорить, потому что это касается духовной жизни людей) мы должны хорошо научиться работать», - заявил он.
Отмечая преобладание в мире извращенного восприятия денег как «эквивалента финансовой интриги, спекулятивной схемы», Святейший Патриарх выразил мнение, что кризис «проткнет наконец-то эту тонкую искусственную оболочку мыльного пузыря... под названием "виртуальная экономика"», и вернет деньгам их традиционное статус универсального эквивалента «затраченного труда - умственного, физического, духовного»
Иудаизм
Прощение долгов практикуется и в иудейской традиции, заявил глава ассамблеи реформированных раввинов Британии Джонатан Ромэйн из синагоги Мэйнхед. «Во Второзаконии содержится идея юбилейного года, когда прощаются все финансовые долги, а проданная земля возвращается своим исконным владельцам. Данное постановление является скорее идеальным, чем практическим - не осталось свидетельств, что оно (это постановление - А.Б.) исполнялось. Но иудейские группы всегда были вовлечены в кампании по снижению долгов как в дело религиозного принципа».
В отличие от мусульман, иудеи не видят греха в том, чтобы давать деньги под проценты. «Это всегда было загадкой для евреев, как во многих религиях идея богатства может считаться позорной, а ссуда денег под проценты - греховной», - отметил Ромэйн. «Для иудея это не является чем-то неправильным, хотя часто и у нас возникают серьезные вопросы по поводу способа получения денег - правильный ли он или вырученная выгода чрезмерна по отношению к другим людям?».
Строго говоря, у иудеев, конечно, нет возражений против того, чтобы дать деньги в кредит, который рассматривается здесь как нормальный механизм бизнеса, свободный от любых религиозных регулирований.
Иудеям нравится и идея свободного рынка, заявил главный раввин Британии Джонатан Сакс. Выступая в радиопрограмме «Thought for the Day» он заявил, в частности, что «либерализация рынка вытащила из бедности 500 мил человек в Китае и 130 в Индии». «Как еще в 18 веке указал Монтескьё, когда встречаются две нации, у них два выхода - воевать или торговать. Если они будут воевать, то обе проиграют; если торговать, то обе заработают».
Что, по мнению раввина, действительно «неправильно» и «неприемлемо», так это «необузданная быстрая выгода за счет долгосрочного экономического здоровья, и финансовая жадность за счет моральной ответственности».
Первое, что сделал сам Сакс заняв пост главного раввина Великобритании, это основал Еврейскую ассоциацию деловой этики. Теперь эта организация представляет курс «Рынок и мораль» во всех британских школах, потому что, как отметил Сакс: «Рынку нужна мораль. Торговле - ответственность. А Божественные дары должны приносить пользу всем».
* * *
Делает ли нынешний кризис людей более злыми или жадными? Как отметил вышеупомянутый автор книги о бизнесе в духе св. Бенедикта, Кит Доллард, «это зависит от того, насколько вы были им (кризисом - Ред.) затронуты и на каком, по значимости, месте стоят у вас деньги». Так что, если финансы для вас важнее Бога, то будьте готовы к тому, что изменение цифр на табло обменных пунктов ничего, кроме седых волос вам не принесут.