Издательский Совет совместно с Комиссией по культуре Общественной палаты РФ провел слушания «Роль литературы в духовно-нравственном формировании общества»
Работа слушаний была открыта сопредседателями — митрополитом Калужским и Боровским Климентом, председателем Издательского Совета, и Павлом Пожигайло, председателем Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ.
В своем выступлении митрополит Климент поделился мыслями относительно значения слова в жизни человека и общества, исторического синтеза духовных смыслов в античной литературе, о качественных изменениях в литературе в постхристианскую эпоху, о роли и значении литературного наследия таких великих русских классиков, как Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Тургенев, Достоевский, Чехов для современной российской культуры, а также о тех проблемах современного российского образования, которые волнуют педагогическое сообщество и шире — всех родителей, чьим детям предстоит обучаться по разрабатываемым и принимаемым сегодня образовательным программам.
Важным практическим вопросам и проблемам современной образовательной системы свои выступления посвятили Н.Л. Крупина — педагог с многолетним стажем, главный редактор журнала «Литература в школе», и Н.А. Лобастов — учитель-практик, автор серии книг «Записки сельского учителя».
Поднятая в выступлениях тема нашла живой отклик у всех участников, в результате чего каждый присутствовавший получил возможность высказать свои мысли, поделиться опытом и сделать конструктивные предложения.
В рамках обсуждения прозвучали выступления В.Н. Крупина — русского писателя, лауреата Патриаршей литературной премии, О.А. Николаевой — известного писателя и поэта, лауреата Патриаршей литературной премии, Ю.М. Полякова — главного редактора «Литературной газеты», В.Я. Курбатова — русского писателя, члена Комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия, К.П. Ковалева-Случевского — писателя, телеведущего, профессора Института журналистики и литературного творчества, А.Д. Дементьева — поэта, члена Общественной палаты РФ, А.Н. Варламова — писателя, главного редактора журнала «Литературная учеба», А.Н. Ужанкова — проректора по научной работе Литературного института им. А.М. Горького, В.А.Воропаева — профессора Московского государственного университета им. М.В .Ломоносова, С.Р.Сапожникова — президента Артистического сообщества «Ассамблеи искусств», Н.Д. Котовчихиной — декана филологического факультета Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова, Т.М.Боровиковой — руководителя Всероссийского Сообщества многодетных семей «Много деток — хорошо!», А.В. Мельника — режиссера, президента группы компаний «Андреевский флаг», М.А. Городовой — обозревателя «Российской газеты».
Также в работе Слушаний приняли участие заместитель председателя Издательского Совета игумен Евфимий (Моисеев), заведующий кафедрой филологии Московской духовной академии В.М. Кириллин, телеведущий информационно-аналитических программ Первого канала, член Комиссии Общественной палаты по культуре и сохранению историко-культурного наследия П.О. Толстой и руководитель Секретариата внешних связей Издательского Совета священник Кирилл Даниличев.
В процессе обсуждения также была затронута тема подготовленного Российской академией образования методического издания «Русский язык и литература. Примерные программы среднего (полного) общего образования». По итогам обсуждения участники слушаний подписали письмо на имя Министра образования РФ Д.В. Ливанова и президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова с просьбой пересмотреть список книг, рекомендуемых к прочтению школьникам 10-11 классов.
Подводя итоги слушаний, митрополит Климент отметил важность и актуальность затронутых в ходе обсуждения вопросов сферы литературного компонента современного российского образования. Только при соработничестве представителей органов государственной власти с непосредственными делателями педагогической нивы можно выработать нормы, соответствующие исторически высоким стандартам российской образовательной системы, отвечающие стратегическим задачам образования как фундамента национального интеллектуального и духовного развития.
В завершение работы слушаний был принят Итоговый документ.