Что же сделал Христос для Европы?
Религия без истинного Бога, брак без морали, общество без
милости, государство с целями шайки разбойников - одним словом, жизнь
без смысла и смерть без надежды. Кроме того, постоянный страх перед
грозными богами, которых необходимо ублажать кровавыми жертвами
(человеческими и животными), гаданиями и бесчисленными дневными и
ночными бессмысленными церемониями. Мрак и глупость в хате крестьянина,
мрак и глупость в доме патриция, мрак и глупость во дворце царя, в
поэзии - во всем. Сатана держал европейцев в колодке, пока не явился
Христос".
И весь организм европейского человечества, все тело и вся
душа его были не просто больны, а были сама болезнь, как проказа,
поражающая человека с головы до пят. Явившись в этой больнице, в этом
сумасшедшем доме, Христос через слуг Своих словно сказал Европе те же
слова, что и женщине, ходившей скорченной восемнадцать лет: «Ты
освобождаешься от недуга твоего» (Лк. 13, 12). И Европа тотчас
выпрямилась, пришла в сознание, просветилась, очистилась и
образовалась. Словно в темнице распахнули окна, почистили, навели
порядок, окадили. Вместе с тем Христос дал крещеным народам Европы
власть над всем шаром земным - крестить, будучи крещенными, освящать,
будучи освященными, учить своих слабых братьев, пребывающих во мраке,
будучи наученными. Вот какое чудо из чудес совершил Господь Иисус
Христос в Европе.
На второй вопрос: как Европа отблагодарила Христа, или чем
воздала Ему? - ответом будет не свет, а мрак, не радость, а слезы. Она
отблагодарила и воздала, как те самые гадаринцы, которых Христос
освободил от легиона злых духов, а они просили Его покинуть их: «И
просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них...» (Лк.
8, 37). И Он ушел, не возразив им ни одним словом. Он ушел, а проклятие
осталось на этой земле, и страна Гадаринская - некогда плодородная и
богатая - сегодня представляет собой лишь серую испепеленную проклятую
пустыню. Гадаринцы просили Христа уйти. Европейцы не просят, а гонят.
Гонят всеми доступными способами: и в школах, и в газетах, и в
политике, и в кино, и своими научными вымыслами, и своей культурной
напыщенностью. Они гонят Его и в мыслях, и в словах, и в делах, и по
отдельности, и группами, и все вместе.
И если так случилось со страной Гадаринской, которая по
глупости своей просила Христа покинуть ее, то что же будет с Европой,
которая не просит, а в озлоблении гонит Его от себя? С Европой, которая
отказалась от Христа и вернулась к своему престарелому мрачному,
глупому, исполненному миазмов язычеству? Об этом косвенно говорится в
Евангелии. С Европой произойдет то же, что и с культурным, богатым,
обустроенным, веселым и роскошным городом Капернаумом, стоявшим на
берегу Галилейского озера. Христос определил его судьбу следующими
словами: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься,
ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался
бы до сего дня; но говорю вам, что земле Содомовой отраднее будет в
день суда, нежели тебе» (Мф. 11, 23,24).
Братья мои, если бы в Индии или Китае совершились те чудеса,
которые произошли в Европе за две тысячи лет, чудеса без меры и числа,
уже давно бы эти два великих человеческих муравейника - половина всего
человечества - покаялись в пыли и пепле, полюбили Христа и поклонились
Ему.
Но я беспокоюсь не за судьбу Индии и Китая, а за судьбу Европы. Пропадет, как Капернаум...
Ибо, посчитав себя культурной, Европа одичала. Посчитав, что
она все знает, - поглупела. Посчитав себя самой сильной - стала
ничтожной, как паутина.
Вот вам, братья, предмет для размышлений и поучений.
Прославьте Христа Бога, дабы и Он вас прославил в Царстве Своем
Небесном. Аминь.
Из воспоминаний святителя Николая
А в лагере (в Дахау) было так. Сидишь, бывало, в углу и повторяешь про себя: «Я пепел. Господи, возьми душу мою!..»
Однажды днем я как всегда сидел в камере. Неожиданно вошел молодой немецкий офицер и спросил:
- Вы действительно верите в Бога?
- Нет, - ответил я.
- Как я рад встретить культурного человека. В детстве я верил, потому что меня так учили, а сейчас совсем не верю.
- У меня совсем по-другому, - сказал Я. - В детстве я верил,
но теперь я не должен верить, потому что я знаю, что Бог существует.
Мой опыт и моя вера превратились в уверенность. Теперь я знаю, что Бог
действительно существует.