Британский музей передал Душанбе копии древних артефактов из амударьинского клада
Амударьинский клад, или сокровища Окса, как его называют на Западе, состоит примерно из 170 золотых предметов, возраст которых датируется периодом правления Ахеменидов (IV-II вв. до н. э.). Содержит 1300 монет, сосуды, статуэтки, браслеты, медальоны.
Коллекция артефактов была найдена на развалинах древнего городища на берегу реки Амударья (Окс) на территории современного Таджикистана. Клад был приобретен группой купцов в 1877 г. По дороге из Кабула в Пешавар их захватили в плен бандиты, которые растащили клад. Вызволил из плена купцов политический представитель Британской Империи в Афганистане капитан Френсис Чарльз Бертон. Позже он помог купцам вернуть клад.
Большинство предметов были проданы на рынках Британской Индии (современный Пакистан), некоторые были собраны антикваром Огастусом Уоллстоном Френксом, впоследствии завещавшим собранные им предметы из клада Британскому музею, сообщает Русская служба BBC.
С 1897 года части из этой коллекции находятся в Музее Виктории и Альберта (Лондон) и в Британском музее.
«Многие экспонаты, найденные в результате археологических раскопок на территории Таджикистана в разные годы, в том числе и во время СССР, отвозили в Россию и Узбекистан. Так они там и остались. Вернуть их уже невозможно. Радует, что, например, в Санкт-Петербурге они выставляются как достояние Таджикистана. Возвращать любые находки очень сложно, практически невозможно», — рассказал директор Института истории, археологии и этнографии Таджикистана академик Рахим Масов.
Ранее сообщалось, что Таджикистан обратился к Британскому музею с просьбой сделать несколько копий древних артефактов из Амударьинского клада, для изготовления которых таджикская сторона передала британцам золото.
Таджикистан надеется, что Британский музей даст свое согласие на проведение в стране выставки амударьинского клада. С такой просьбой Душанбе неоднократно обращался к руководству известного музея, но ответа так и не получил. При этом британцы согласились сделать несколько копий экспонатов из знаменитой коллекции, которые будут выставлены в таджикском музее.
По словам академика Рахима Масова, было заказано лишь несколько копий, поскольку их изготовление занимает не только много времени, но и дорого обходится.
«Проведение любой выставки — это и способ заработать деньги. На подобные выставки в других странах люди съезжаются со всех уголков, чтобы увидеть это. Но в нашем случае коллекцию смогут посмотреть только жители Душанбе и его гости. Из регионов народ не приедет. Причин много. Бедность и наша ментальность. У нас нет традиции ходить в музеи, нет большой тяги к их созданию. Это традиция характерна для многих стран на Востоке. Кроме того, меценатство у нас практически не развито», — признается Рахим Масов.