Сапар Кульянов, создатель и руководитель приюта «Незнайка»: «Не надо делать рай на этой земле. Он быстро в ад превратится»

Теплый стан и самое начало весны. Дороги перекопаны, остановки перенесены, тонкая корка льда испаряется с асфальта, превращаясь в дым. Лавируя в потоке людей, идет человек с портфелем, в пальто и кепке, а все люди улицы, которые встречаются ему на пути, даже не подозревают, что могут обратиться к нему, когда им не к кому будет пойти. Он смотрит на людей сосредоточенно и строго, будто оглядывая: не случилось ли у кого какой беды.


• Текст: Ольга Воронцова

• Фото: Евгений Глобенко.
Полная версия фоторепортажа доступна на странице ТД на Facebook.


***

Человека зовут Сапар Муллаевич Кульянов, он глава приюта «Незнайка». Приют недалеко, в 20 км от МКАД, он в пятнадцать минут мог бы быть там, будь у него машина. Но машины у него нет, есть только беспокойное сердце, которое не умеет биться так, чтобы не думать о чужой беде. И какая-то особенная счетная машинка, которая все время ведет счет: дрова, продукты, плата за свет, деньги на ремонт, зарплата строителям. Каждую минуту ему приходится держать в голове непростую экономику маленького приюта, как и судьбы всех, кто попал туда и уже ушел, и тех, кому он только собирается помочь.

Поджидая автобус, он внимательно разглядывает книжки, разложенные на столах у остановки, будто оценивая ассортимент уличного торговца.

Вот бы лет 20 назад такое изобилие, сразу бы все смели! Я тогда книжки привозил из Средней Азии, пополнял свою библиотеку.


Тут подходит его автобус.

Я и зонтики японские оттуда жене в подарок привозил, они там не пользовались спросом. Дождь-то редко бывает.

Мы перетаптываемся у входа в автобус и поднимаемся последним, когда уже все вошли.

А как вы попали в Среднюю Азию? спрашиваю я у него и понимаю, что сморозила глупость: как попал в Среднюю Азию человек, которого зовут Сапар Кульянов?. .

Я провел там треть жизни, я там родился. Жил в городе Нукусе, это Каракалпакия, Узбекистан. А потом уехал в Москву учиться.

Учиться-то он ехал на физика, собирался заниматься космосом , и вот руководит приютом, а именитые сокурсники говорят ему, что только ради этого и стоит жить. 

Мне порой кажется, что вся моя жизнь была тренировкой перед этой работой, говорит он.

Автобус подбрасывает на кочке.

Почему это?

В классе узбеки, таджики, каракалпаки, русские такой многонациональный состав, и никогда конфликтов не было. И в приюте у нас люди многих национальностей, и все время приходится работать над тем, чтобы не было конфликтов.

Идеальное общество

Советский Союз пытался создать идеальное общество. А история показала, что нет. Грязными руками ничего чистого не создашь…

Вы верите в идеальное общество?

Помните фильм «Служили два товарища»? Герой Ролана Быкова говорит: «Скоро тюрем не будет. А зачем они нужны?» В те годы, 70-80-е, и мне казалось, что все идет к лучшему. Была такая безумная мысль. Магазины откроют, и все продавцы уйдут оттуда, и люди ничего лишнего не возьмут. Я пойду, возьму булку хлеба, килограмм колбасы, пачку чая и сахара еще. И все, мне больше ничего не нужно. И тогда воров-то не будет, зачем?

Автобус останавливается.

Все не так просто… говорит он, спускаясь на тротуар.

Вокруг серая городская окраина, шумит МКАД, громадный торговый центр «Лейпциг».

Тут приют в 20 километрах, на машине минут пятнадцать , если свободная дорога. А вон известный в Москве магазин «Лейпциг», холдинг-центр…

Никогда не слышала о холдинг-центре «Лейпциг», думаю я, разглядывая большой торговый центр и возвышающийся за ним огромный Fashion House с таким же названием.

Я все думаю, наехать на них… с предложением о помощи. Мне иногда попадаются нормальные люди.

На которых получается наехать?

Да! важно говорит он. Конечно. Помогая нам, вы помогаете себе, вот!

А почему им нужно помогать? У них, наверное, все хорошо.

А совесть? Когда рядом люди голодают. Откуда берется кризис сорока летних? Люди думают: а зачем он на свете живет?

Мы обходим безликую громадину жилого дома и утыкаемся в покрашенную голубой краской и уже выцветшую дверь с малюсенькой табличкой над входом. «Благотворительный фонд «Приют Детства». Если бы рядом не стоял хозяин этой двери с ключом в руке, можно было бы подумать, что тут сто лет никого не было.

Тут женщина должна быть, волонтер.

И точно дверь оказывается открытой, и верный волонтер кричит из двери:

Сапар Муллаевич, я все приготовила к чаю, только хлеб сами нарежете?


Дружба

На всем лежит легкий оттенок заброшенности. Похоже, у хозяина до всего хронически не доходят руки. Надо знать график Сапара Кульянова, чтобы понять, почему. Два дня в неделю он проводит в своем приюте «Незнайка» тридцать подопечных на полном пансионе, боевой заместитель и один сотрудник-комендант, всего три человека и все без зарплаты.  Остальное время бегает как заведенный, разыскивая деньги на содержание приюта и восстановление огромного и простоявшего много лет без хозяйского глаза здания, улаживает судьбы подопечных семей, попавших в кризисную ситуацию, и между делом отбивается от санитарных врачей, которые только и думают, за что оштрафовать. Вот так.

Как вам это? Сапар Муллаевич кивает на фотографию : две подруги склонились над Библией и Кораном, одна одета в стиле casual, другая в хиджаб.

Хочу в приюте ее повесить. Я собираюсь сделать там когда-нибудь Храм всех религий чтобы человек мог зайти и помолиться своему богу. Сложная вещь…

А у вас в приюте с этим проблема?

Бывает, национализм просачивается. Когда еврейка обнимает узбечку и говорит: да, у нее бога нет, у нее там Мухаммед. Я ее, конечно, осадил, сказал, чтоб больше такого не говорила, иначе уйдет отсюда. У нас иудейка есть, буддистка есть, потом есть православные, католики и мусульмане. Полный набор.

Ну и как вам кажется, ксенофобия идет снизу или она используется в политических целях?

Снизу она может невзначай идти, просто наслушаются речей. А так, сверху это же возможности манипулировать людьми в каких-то целях. Когда люди живут дружно, помогают друг другу, они не задумываются, что этот еврей, эта татарка, а этот русский. Каждый молится условно своему богу, хотя бог один, с разными названиями. А когда хотят отвлечь людей от политики, тогда и идет в ход национализм.

Да, но зачем?

Отвлекать от истинных причин, вставлять им в головы причины ложные: якобы вот он виноват, она понаехали, нашу колбасу едят. Однако же когда в 1941-м пошли эшелоны в Азию, эвакуированных принимали как родных. Все выжили и вернулись… А сейчас, когда люди из Азии едут работать в Россию… Ну иногда говорят: другое время было. Ничего подобного. Это дети и внуки тех людей, которые встречали ваших отцов, матерей, бабушек.

Почему бы не встретить тем же их здесь и сейчас, вы имеете в виду?

Нет, ну хотя бы более терпимо. Что люди думают? «Вот заселили все подвалы узбеками-таджиками!» А что за этим стоит, не знают. Нечистоплотные ДЕЗы используют этих узбеков и таджиков, пользуются их бесправностью. Есть места, где дворники деньги месяцами могут не получать, а в итоге их обманывают, платят треть от обещанного. Они отправляют деньги домой, даже если у самих вся еда один батон в день. И дома рады, что есть на что жить. Не дело этих несчастных людей обзывать и гнобить. Надо как-то изменить порядок приема, какие-то курсы русского языка ввести.

Ну а что можем сделать мы? Мы можем менять ситуацию?

Что мы можем сделать… Вот у меня приют, я принимаю всех, независимо от национальности. Все они люди. Когда дети на таких фотографиях все они замечательные красивые дети.

Он вытаскивает откуда-то рекламку приюта с фотографиями детей: камерунец Даниэль, еврейка Лиза, русский Савелий, татарка Луиза.

Кстати, не надо забывать, что и русских так же зло могут встретить где-то за рубежом: понаехали тут из России! Хотя человек тоже не виноват, если когда-то его родителей отправили на целину, в командировку прислали на работу…

Он разочарованно вздыхает и механически перелистывает странички своего проспекта.

А как вы все это начали?

Что?

Ну вы сказали, что все детство тренировка перед этой работой.

Репетиция… грустно поправляет он. В 89-м году матушка умерла, царство ей небесное. Она жила одна, мы разъехались нас двое, старший брат и я. Хотели ее сюда перетащить, но так получилось, что там в жару она была как рыба в воде, а здесь ей становилось плохо… И когда она умерла, мы с братом обнаружили пачку открыток со всех концов Союза, где люди писали: «Спасибо за приют!» и приглашали в гости. Она в центре города работала, в киоске «Союзпечати», продавала газеты, журналы, и подходили вечером люди: у кого-то деньги украли она дает денег, кому-то переночевать негде она говорит: подождите, закроюсь, у меня переночуете.  То есть это был такой социальный приют… Она просто была очень добрый человек, и почти все хорошее у меня от нее. И что бы я ни делал она это делала много лет назад. Это я только сейчас начинаю осознавать.

А когда вы нашли эти открытки, что вы почувствовали?

Когда ее хоронили… Плохо, когда человек умирает, но хорошо, когда он умирает дома. Приходят соседи, знакомые, чуть ли не полгорода собралось. Плакали молодые люди, и меня с братом ревность охватывала: что плачете-то, это наша мама! А она им просто помогала, и они ее считали мамой…  Я даже свой первый приют хотел назвать «Мария» у меня мама Мария Сергеевна. Потом не стал называть, потому что в этом имени есть религиозный оттенок. Ну, может, еще назову.

Незнайка

«Рядом с комплексом протекает речка со сказочным именем Незнайка. В честь речки и героя из сказки, смышленого и бестолкового, ленивого и доброго, хитрого и энергичного мальчишки и получило свое название наше учреждение» , написал Сапар Кульянов в информационном буклете о своем приюте. Да, дело тут не только в речке. Сапар Муллаевич любит этого героя и считает, что он очень похож на беспризорника.

«Незнайка в солнечном городе» почитайте, там столько философии заложено. Там ему в какой-то момент совесть мешает спать. Спрашивает его: «Что ты такое натворил?» «Ну, я ж незнайка» . «Нет, друг, ты все понимаешь, все знаешь» . «Ну ладно, завтра я встану, я все исправлю,  а сейчас дай мне спать». Это очень важно, чтобы у человека был разговор с совестью. И Незнайка очень похож на беспризорника. Я ведь почти десять лет был директором приюта для беспризорных детей. Например, двое мальчишек поступили, и один говорит: «А мы высасывали жетоны из автоматов метро». Я говорю как высасывали? (какое-то время были пластиковые жетоны). «Надо, говорит, или плюнуть в дырочку, или семечку засунуть». Человек бросает жетон, а он прилипает или застревает. Пока люди идут разбираться, они подбегают и делают так: ффф! резко всасывают воздух из щелочки и жетон за щекой! Потом продают за полцены. Вот это Незнайка!

Находчивость.

Хитрость. Конечно, это способность выживать в кризисных условиях, да. Она у всех людей разная, и ее можно тренировать, восстанавливать, усиливать, ну и таким же образом можно уменьшать и ликвидировать. Если человека поместить в тепличные условия, где ему ничего не надо делать, то через какое-то время у человека все атрофируется.

Что атрофируется?

Желание что-то преодолевать, куда-то стремиться, куда-то идти.

С человеком должно случиться потрясение? Он что, должен голодать, побираться, чтобы снова начать работать?

Да, может быть, через какое-то время он вернется в ситуацию, когда что-то надо делать. Но это совсем простой вариант. Нужны специальные тренинги, нужны занятия, чтобы человек осознал, какая у него жизнь была до того, в чем он ошибался. Среди людей есть просто неудачники по жизни, они все время делают одно и то же, и неправильно. И все время вокруг всех винят вот проблема: все виноваты, кроме меня. Я видел женщин, которые в Средней Азии так жили, потом решили: ага, вот же есть клондайк, в России, в Москве, можно там золотые горы заработать. Приезжают та же ситуация, опять им не хочется работать, все время проблемы. Когда анализируешь, получается одно и то же: просто человек не хочет работать. Так чуть-чуть подрабатывать-то он хочет, а вот упорно не хочет. Лень или просто не умеет.

Или нет цели в жизни?

Ну, как цель-то есть. Даже просто жить по-человечески, иметь крышу над головой, это тоже цель. Ну, у одних цель в космос полететь, Нобелевскую премию получить, стать академиками. А у других просто жить в человеческих условиях, иметь семью.

То есть необязательно человеку иметь идею-фикс, искать дело всей жизни?

Он усмехается.

Ты задаешь вопрос, в нем же уже и ответ. Конечно, если идея фикс, то зачем она и нужна. У каждого своя судьба, свои гены, своя предрасположенность, предначертания судьбы. Одни борцы, они и создают себя. Вот, например, Жак Ив-Кусто, изобретатель акваланга. Он учился на летчика, оставалось немножко до сдачи экзаменов, и стал бы авиатором, боевым офицером. Но незадолго до экзаменов ломает ногу, лечится на берегу моря, начинает плавать и изобретает акваланг. Летчика мы, может, и не знали бы, а изобретатель акваланга и путешественник остался в памяти. Только из-за того, что он сломал ногу.

Да, но может, было что-то и еще?

Ну, естественно. Трудности как катализатор в человеке могут поднять такие силы, о которых он мог и не знать.

 

Резильентность

Я читал, у французов есть понятие резильентности способность человека с достоинством преодолевать жизненные трудности. Есть люди, которые концлагеря переживали, гулаги каким образом не сломались? Вот были задатки у людей, плюс кто-то им помогал. Французы пишут, что эту способность можно восстанавливать, тренировать. Но я в обратную сторону эту мысль начинаю раскручивать, что ее можно растренировывать, ее можно уничтожать.

Но если опять в сложные условия человека поставить научится?

Читали книгу «Приключения Пиноккио»? Алексей Толстой сделал медвежью услугу нашему читателю: люди всегда считали, что «Приключения Буратино» это перевод. Но на самом деле это водевиль. Это все равно что «По-щучьему велению», где просто надо удачно оказаться в нужном месте: то ли щуку подцепить, то ли ключик у кого-то отнять и убежать и вот оно счастье, вот она дверь. Это, скорее всего, такое русское когда надежда на авось и не надо ничего делать. Совсем другое приключения Пиноккио, Карло Коллоди написал. Я был возле дома, где он жил, на Лигурийском побережье, и я поклонился этому дому. Я до сих пор удивлен откуда он знал социальные тонкости реабилитации человека?!


Когда в XVIII веке описал историю о том, как деревянный мальчик, он стучит по деревянному стулу,  становится живым через серьезные испытания. Там и смерти, там есть мучения, там есть предательство, там есть дружба  Пиноккио сначала не хочет работать над собой, сердится на фею, которая его наставляет, ему скучно становится. В этом я беспризорников вижу  они такие: «Надоело есть манную кашу, и ваша арифметика надоела тоже!» И только проходя через испытания, через страдания, и научившись сострадать и придя к необходимости работать, он просыпается живым мальчиком. Конечно, мы не можем делать таких испытаний, где человек погибнет, но можем ходить с ними в походы, чтобы пережить трудности, например. А просто так уговаривать бесполезно. Человек будет кушать, полнеть и говорить: вы правы. Но к жизни не будет приспособлен и чужого горя не услышит. «Приключения Пиноккио»  потрясающая книга!, всем советую ее прочесть, особенно коллегам. Я ее читал и перечитывал разсто и каждый раз меж строк извлекал что-то новое!

Звонит телефон.

Алло, без интонаций говорит он. Да, Саш, рассказывай. Ну да. Я сейчас вышлю смску. И сегодня просили те номера, которые с мебели я переписывал, отослать в Троицк. Дайте, говорит, что есть. С Мариной все нормально? Ну давай, давай. Ну, слава богу.

Марина, привет, звонит он опять. Сапар Муллаевич. Как ты? Все, он выезжает уже. Я ему даю твой телефон. Пока.

Он кладет трубку.

Эту Марину мы в январе выставили, а сейчас обратно берем.

А что с ней?

Она из детского дома и очень бывает груба с людьми… Сейчас я ей передам… он набирает смску. Кроме нас ей помочь некому. Просто другие в такой ситуации ее бы и близко не подпустили. Но мы понимаем, что иногда не человек говорит, а болезнь в человеке говорит. Тем более у нее маленький ребенок, надо снова и снова помогать… Она не совсем наш клиент. Верней, у нас на нее не хватает персонала. Ей нужен психолог, с психиатрическим уклоном, чтобы человек понимал, что с ним происходит. Люди же иногда за словами не видят ничего. Человек матерится, ругается ну, значит он плохой. А разобраться, почему это с ним происходит, успокоить его в них гордость начинает взыгрывать: как это нас обозвали, нас обругали!

 

Уникум

Таких приютов, как «Незнайка», в Москве и Подмосковье больше нет. Чтобы попасть в обычный государственный приют, нужно пройти  через полицию и больницу, получить разрешения и направления. Но когда человеку нужна помощь, хорошо бы знать, где находится дверь, в которую можно постучаться и попасть к не нарисованному очагу.

Ну и как вам чувствовать себя такими уникальными?

Плохо. Это, с одной стороны, вдохновляет и наполняет сердце гордостью, а с другой стороны мы же не можем всем помочь. Кому-то приходится отказывать. А отказывая людям, мы становимся последними, кто им отказал. И значит мы виноваты. Вот эта вина не очень приятна. Было бы пять-шесть таких организаций, можно было бы в одну послать, в другую послать и успокоиться. А послать некуда. Получается, мы не взяли и человек должен пропасть. А мы тоже всех взять не можем. В этой ситуации не все люди наши клиенты, кому-то нужна медицинская помощь, психиатрическая кому-то нужна. Это область, где нервы людей достаточно бывают сильно расстроены. У здоровых людей расстроены, а попадаются еще и больные и им еще хуже.

Но почему не появляются еще такие приюты?

Вопрос, конечно, интересный, но… А с чего бы им появиться?

А ваш с чего-то появился же?

Всегда кто-то первый начинает. И первому достается сильно. У нас есть элемент чуда. Чтобы кто-то подарил под такой проект землю, здание это почти невероятно, но у нас это произошло. Нас два-три человека, которые все это пытаются содержать, обслужить, помочь, и это как исключение идет, потому что так не бывает. Но я не могу одновременно всех заменить, например, медицинские специальности. А социальные работники, психологи, воспитатели, юристы все они нужны, и мы их всех пытаемся в меру своих возможностей заменить.

На сегодняшний день мы просто показываем, что в этом здании можно наладить какую-то конкретную работу. Но до совершенства еще очень далеко
чтобы и материальная база была в порядке, и персонал высококвалифицированный. Средненький персонал не подойдет здесь, все будет только хуже и хуже. А дорогой персонал это большие деньги. Пока решаем вопрос с помощью волонтерских организаций, частных лиц. И я, и мой заместитель ничего с этого не имеем. Ну, морально имеем, конечно мы радуемся, счастливы, что помогаем людям. Но должны быть какие-то источники, которые поддерживали бы жизнь в приюте в материальном плане. Приют живет только за счет альтруизма нескольких человек. Но если они повернутся и уйдут никого не останется.

А как вы ищете? Находите, что кто-то помогает с едой, кто-то еще ?

Мы сейчас на год снабжены продуктами, и надеюсь, у нас нет неожиданностей. Остальное приходится добывать. Вот немножко достали на ремонтные работы. И опять: купить стройматериалы  а кто будет делать? Потратить эти деньги на зарплаты а на что покупать стройматериалы? Ну, в общем… Такие проблемы все время возникают… он стучит рукой по столу. Нормально… Можно было бы сделать маленький домик, взять четыре семьи и трубить на весь свет, что мы делаем великие вещи. А нас понесло на большое количество, да…

И вы все равно верите, что все изменится?

Да, изменилось же с детской беспризорностью. Вначале говорили: нет, у нас нет проблемы с детской беспризорностью, и нечего заниматься чужими детьми, и нечего их брать под крышу. А может, вы педофилы, а может, вы детьми торгуете? А потом детей больше и больше, они на вокзалах, они в переходах клеем дышат. Мы в 92-м это начинали, а в итоге в 2002-м президент сказал: «Да, беспризорность есть, это позор нации, мы приложим все силы и средства, чтобы решить эту проблему». Он назначает Матвиенко ответственной, он выделяет огромные деньги, и по всей стране начинают создаваться приюты. И вот тогда мы боролись за то, чтобы слово «приют» звучало как учреждение, а сейчас меня бьют по голове за то, что я написал «приют», а проверяющий говорит: «Значит, у вас учрежде-е-ение вы же написали слово «приют»! Значит, у вас должны быть качели, песочница, пробы песка, медицинский пост а у вас нет. Штраф».

Вопрос терминологии? Могли бы назвать как-то еще?

Да опять я объясняю, приют от русского слова приютить! Могли бы назвать «Странноприимный дом». Для странников.

Архаично звучит.

Да и «приют» звучало пятнадцать лет назад архаично. Не воспринимали. Как ругательство воспринимали. А уже во всех документах это есть.

И все-таки вы надеетесь, что таких приютов, как «Незнайка», будет больше?

А деться будет некуда. Потому что государство не всегда может во всем везде успеть. И чтобы проблему решить, и поменьше в нее вложить денег, нужно привлекать некоммерческие организации. Вот у меня в приют «Дорога к дому» женщина приводит маленькую девочку, десять лет, и начинает уходить, а с ней рядом другая девочка. Я говорю: а что ее-то не оставляете? Она говорит: а ей уж восемнадцать… А на вид той четырнадцать. Я говорю: оставляйте. И мы ее оформляем. Через день ко мне прибегает руководство, он ударяет рукой по столу, говорят: «Ты уже стал взрослых брать?!» Я говорю: подождите, сейчас, вызовите Любу Воробьеву. Приходит девочка. Главврач удивляется: она?! Я говорю: да. Ну, своей властью главврача выгони на улицу, и я подчинюсь. Он посмотрел: ладно, пусть… Он понимает, что биологический возраст и паспортный не совпадают! Человек может и в тридцать лет быть как пятнадцатилетний. И наоборот: в пятнадцать быть взрослым, самостоятельным и активным человеком. Это в обычной ситуации. А кризис иногда может такое быть! Поэтому в кризисных ситуациях больше толка от специальной организации, которая может работать без оглядки на какие-то нормы, конечно, не нарушая закон.

Вы счастливый человек?

Наверное, да. Я последние двадцать лет занимаюсь деятельностью, и ни разу не возникло вопроса внутреннего: а зачем мне это надо. Всегда думал, что это надо делать.

 

Модель

Я с позиции здравого смысла фантазировал: а что нужно, чтобы устроить всех детей в семью. Вот я мелом нарисовал: негосударственная система защиты, медико-социальный реабилитационный комплекс, куда входит и школа приемных родителей это чтобы детей, у кого нет родителей, определять в приемные семьи. Потом это все стало воплощаться. У меня восемь лет работала Школа для приемных родителей. Отделение социально-правовой помощи, но это команда должна быть, сейчас у меня ее нет. Приют для детей. Гостиница молодежи, гостиница матери и ребенка вот это у меня есть. Семейный приют-пансион там будет идти подготовка к будущей семье и работа с приемной семьей. И даже можно на природе, за городом устроить такие тренинги, где бы рядом с будущими детьми приемными жили их будущие родители. И по ходу дела люди выяснили бы, что это невозможно для них и отказались, или наоборот забрали ребенка домой. Ну и фермерский поселок. Туда можно устроить часть людей, которым некуда идти вообще. И к ним можно детей устроить, которые тоже никому не нужны.

А вы считаете, любому ребенка можно найти семью? И каждого полюбят и будут считать родным?

Конечно. У нас немного однобоко к этому относятся. Семья готова взять, готова деньги платить, но заниматься с ребенком она не готова. Этому надо учиться и учить. Нет понятия детской психологии, нет понятия предыстории ребенка откуда он. Надо очень много терпения с этими детьми. Но если ребенок будет чувствовать, что его любят и любят таким, какой он есть, то ребенок будет свой. В каком-то отношении мне больше нравятся беспризорные дети, приютские, чем домашние в школах.

Почему?

Домашние дети в школах: «Да мой папа придет, с вами разберется!» А у этих мам-пап нет, мы вместо них. Замечательные детки. Я недавно услышал, что гуси-утки перестали откуда-то улетать на зимовье, потому что очень много кормят их хлебом. Вот, с одной стороны, это им плохо, хлеб не всегда им полезен, но они родили гусят своих, и эти уже никуда не полетят. Потому что у тех был в голове маршрут, а этим сбили. Здесь очень много выводов и для людей можно сделать. Иногда хотят как лучше, а выходит, как всегда: хуже. И так же с любимыми детьми. Не надо им делать рай на этой земле. Он быстро в ад превратится.

Кажется, это хорошее место, чтобы поставить точку. Но Сапар Муллаевич не дает уйти в соседней комнате все готово, чтобы пить чай. Надо только порезать хлеб. Там висят детские рисунки и большая, в полстены, схема, о которой он сейчас рассказал. Модель, по которой для каждого ребенка обязательно найдутся мама и папа.

Это миф, что любой ребенок повторяет судьбу родителей. У меня было такое ощущение, что одно время эти мифы распространяли работники департамента образования. В одной передаче рассказали про девочку отказную: отдали ее в одну семью, потом в другую семью, потом вернули назад, и главврач дома ребенка говорит: «это гены». То есть? Над ребенком издевались! Его все время совали в одно место, в другое место, в третье место. Вначале он месяцами в потолок белый смотрит, потом в семью отдают – а там не понимают этого ребенка. Он капризничает, от него отказываются, потом во вторую семью и вот эти механизмы усугубляют состояние ребенка, это они сказываются. А что такое гены даже сами генетики не понимают, каким образом они сказываются. И что любой ребенок из семьи неблагополучной будет неблагополучным это миф.


Он сердится, выходит, долго говорит по телефону, возвращается. Но не меняет темы.

Чехов писал, что он по своей природе злопамятный там, лживый там, еще что-то, еще, но вследствие того, что он образованный человек он добрый, он вежливый.

Про себя?

Про себя, да. Так что даже отягощенная наследственность может выправиться за счет самого человека.



 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале